Эксперты отмечают, что многие годы развитию приграничных пунктов пропуска в Забайкалье не уделялось должного внимания. Но полгода назад появилась информация, что Минтранс России в течение трех ближайших лет планирует потратить на модернизацию пунктов пропуска через границу почти 100 млрд рублей.
Забайкалье — на старте перемен
5 мая 2023 года, по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов, Владимир Путин утвердил судьбоносный для Забайкалья перечень поручений Правительству РФ. Документом поручалось «ускорить внедрение в пилотном режиме электронной системы управления очередью для транспортных средств, пересекающих госграницу России в многостороннем автомобильном пункте пропуска Забайкальск» и принять меры по ускорению его реконструкции. Узнать предысторию о забайкальских погранпереходах можно по этой ссылке.
Общая протяженность государственной границы в Забайкальском крае — 1926 км, из которых российско-китайский участок составляет 1095 км, российско-монгольский — 831 км. Для пересечения госграницы имеется 8 пунктов пропуска: 5 — на российско-китайском участке и 3 — на российско-монгольском. При этом 2 из восьми пунктов пропуска — железнодорожные, один воздушный и 5 — автомобильные.
Реальным состоянием дел на пунктах пропуска в регионе на минувшей неделе озадачилось Законодательное собрание края. Вопрос «О деятельности Читинского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» был включен в повестку ноябрьского заседания парламента, депутаты рассматривали его первым.
Из доклада главы ведомства Чингиса Раднаева, который состоял из ответов на заранее переданные ему депутатские вопросы, следовало, что модернизация не коснется только одного пункта пропуска в Забайкалье — Покровки. На объявленных приоритетными пунктах пропуска Олочи, Верхний Ульхун и Соловьевск дирекцией разработана дорожная карта, концепции и планы зданий согласованы со всеми контрольными органами, а ремонт существующей инфраструктуры, возведение новых блок-модульных зданий и их техническое подключение запланированы на 2024 год.
Светлое будущее МАПП Забайкальск
Про пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия, где 1 сентября для борьбы с очередями была введена первая в стране система онлайн-бронирования, Чингис Раднаев рассказал следующее:
— Несмотря на сжатые сроки, по госконтракту на пункт пропуска было поставлено программное обеспечение, комплекс инженерно-технического контроля, включающий рабочие места операторов, терминал самообслуживания, комплекс видеонаблюдения и регулирования дорожного движения и другое оборудование, — сообщил Раднаев.
По его словам, благодаря внедрению электронной очереди пропуск грузовых автомобилей увеличен до 240 в сутки или до 10 автомобилей в час, а социальное напряжение, о котором наслышана вся Россия, «полностью отсутствует». По согласованию с китайской стороной тестовый режим круглосуточной работы грузового направления продлен еще на полгода.
Глава регионального филиала Росгранстроя также рассказал депутатам, что с 1 марта 2024 года россияне смогут бронировать дату и время пересечения госграницы на портале «Госуслуги», а граждане других государств — в инфосистеме электронных перевозочных документов. (ГИС ЭПД).
— Бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска позволит обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска и минимизировать скопление транспорта на дорогах, — анонсировал федеральный чиновник.
На вопрос депутатов о мерах по ускорению реконструкции, Раднаев сообщил, что по ее итогу пропускная способность МАПП Забайкальск должна составить не менее 2400 транспортных средств в сутки. Расчет сделан с учетом 1660 грузовых, 500 легковых машин и 300 автобусов, а также при условии работы пункта пропуска в круглосуточном режиме. По плану, после реконструкции на пункте пропуска будет функционировать 28 полос, 16 из которых (по восемь на въезд и выезд из РФ) — для грузовиков, 4 (по две на въезд и выезд) для движения легковых автомобилей, 6 (по три на въезд и выезд) для автобусов и 2 — для негабаритных грузов. МАПП будет насчитывать после реконструкции 90 различных зданий и сооружений, а его территория займет земельный участок почти в 40 гектаров.
Новая восточная политика в оценках депутатов
По итогам прошедшего обсуждения законодатели поблагодарили главу читинского филиала Росгранстроя за подробную информацию. Одним из пожеланий депутатов было соблюсти сроки всех запланированных преобразований и провести реконструкцию пунктов пропуска с надлежащим качеством. Первый заместитель председателя Законодательного собрания края Сокто Мажиев отметил, что в новых геополитических условиях состояние пунктов пропуска — это гарантия дальнейшего развития внешнеэкономических связей России и ее приграничного сотрудничества с государствами-соседями.
— Мои земляки хорошо знают, что вектор развития страны сегодня повернут на Восток. Переориентация российской внешней политики и экономики на страны Азии, меры по приведению приграничной инфраструктуры в нормативное состояние, стремление создать эффективные логистические механизмы, с помощью которых должна быть выстроена новая восточная политика — вот что мы наблюдаем сегодня. Состояние пунктов пропуска, которые расположены на территории Забайкальского края, долгие годы вызывало многочисленные нарекания и жалобы тех, кто был вынужден проводить в очередях на границе десятки часов. К счастью, ситуация меняется кардинально, преобразования идут семимильными шагами. Все это обеспечивает нам возможность серьезного экономического скачка, — убежден вице-спикер.
Глава заксобрания Забайкалья Юрий Кон, в свою очередь, подчеркнул, что грузовые перевозки через пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия только за первый квартал этого года в годовом исчислении выросли более чем на 60%. И это только начало, говорит спикер.
— Многие источники подтверждают, что все дальневосточные регионы наращивают сотрудничество с Китаем. С нашими соседями у нас многолетняя история взаимоотношений, и она будет укрепляться, в том числе благодаря увеличению грузооборота, развитию приграничной инфраструктуры и туристического обмена, — считает Юрий Кон.