В 2023 году в Забайкалье спустя пять лет произошло важное политическое событие — выборы в Законодательное собрание региона, где жители выбирали, каким кандидатам и членам каких партий вверить право представлять их интересы на законодательном уровне.
Победа «Единой России» была, конечно же, ожидаемой и предсказуемой, но результат в 42 мандата из 50 оказался ошеломительным. Партия одержала разгромную победу на всех 25 одномандатных округах и 17 из 25 мандатов забрала по спискам. Фактически это означает, что абсолютно любой закон, предложенный партией, будет гарантированно поддержан и принят.
В предыдущем третьем созыве заксобрания картина была совсем иная — можно сказать, что на выборах в 2018 году «Единая Россия» одержала «унизительную» победу, еле-еле забрав парламентское большинство. В заксобрание тогда попало аж целых шесть партий. ЕР, КПРФ и ЛДПР почти поровну разделили кресла в парламенте — 21, 14 и 10 депутатов соответственно (для сравнения, в этом созыве помимо ЕР только три партии, а от КПРФ и ЛДПР — лишь 3 и 4 человека). Помимо этого, в 2018 году еще 3 депутата прошли от «Справедливой России», один от «Партии пенсионеров» и один от «Партии дела».
И из-за такой партийной разнополярности работа в заксобрании отличалась: политические интересы сталкивались, законопроекты обсуждались и подвергались критике с разных сторон и порой отзывались, принятие бюджета края вызывало споры. И за всем этим обсуждением депутатов было интересно наблюдать, брать комментарии с различными мнениями по той или иной инициативе. Чего, увы, нельзя сказать о текущем созыве.
И, казалось бы, какими такими заслугами отличилась ЕР в Забайкалье за последние пять лет, что из мизерных 28% голосов на прошлых выборах в 2018 году ее поддержка вдруг взлетела до 56%? Что побудило избирателей вновь, в 4-й раз за последние 20 лет, отдать голос за партию? Каких-либо знаковых, визуальных и ощутимых решений, улучшающих жизнь, благодаря которым десятки тысяч граждан могли бы столь радикально пересмотреть свое отношение к партии власти, пожалуй, не почувствовалось. Даже если говорить о недавнем принятом законе о росте зарплат бюджетников, то на выборы он едва ли мог повлиять — прочувствовать его эффект граждане смогли бы только при первом поднятии в конце года, а до этого, напротив, не в пользу ЕР была лишь тревога из-за отмены районного коэффициента.
Отчасти объяснить рост популярности ЕР можно низкой явкой. Судя по ней, интерес у населения и ощущение важности собственного голоса пропадает — в 2018 году, где выборы проходили только один день, явка была 22%, что почти равняется явке на трехдневных выборах 2023 года — 26,6%.
Почему с таким разгромом вновь победила ЕР? Политолог Константин Калачев, говоря об итогах выборов, отметил, что в условиях СВО у людей есть потребность опереться на власть и сплотиться вокруг флага. И, кажется, это многое объясняет. В поддержке власти видится противопоставление условной оппозиции, которая против власти, следовательно, против президента и СВО. Так что, учитывая это и низкую явку, очевидно, что пошли на выборы в большей степени лишь те, кто прочувствовал эту сплоченность. Другие же отсиделись.
Порассуждать о резком росте сторонников ЕР в Забайкалье можно и в контексте чистоты прошедших выборов. Так, о нереальных результатах в крае заявлял политолог Александр Кынев и забайкальский депутат от ЛДПР Дмитрий Тюрюханов, который вовсе называл выборы самыми грязными за всю историю региона. Справедливости ради, их слова не нашли подтверждения в уголовных делах и проверках.
Кажется, в современных реалиях даже не стоит вопрос о том, что уже вечная и наскучившая «Единая Россия» может вдруг не забрать большинство голосов. Но победа партии в Забайкалье оказалась уж очень разгромна. В этом ключе нужно понимать, что чем меньше у какой-либо политической силы будет отрыв от оппонентов, тем менее триумфален выигрыш, и победитель будет чуть скромнее, ибо будет понимать, что есть и другие настроения в обществе, которые тоже нужно учитывать. В противном же случае на многое можно закрыть глаза. И депутаты нового созыва уже, отработав всего три месяца, своим прекрасным большинством назначили себе дополнительные премии. За какие такие заслуги и принятые законы — неясно. По крайней мере, именно это и запомнят люди.