Политика Об истории Забайкальского края Первый советский правитель Забайкальской губернии: история Назара Широких, чье имя носит улица на КСК

Первый советский правитель Забайкальской губернии: история Назара Широких, чье имя носит улица на КСК

Он же был и последним дэвээровским правителем

В ноябре 1922 года события в Чите развивались самым стремительным образом. Впечатление было такое, что долгое время сжимаемая пружина вдруг распустилась.

7 ноября широко отмечалась 5-я годовщина Октябрьской революции 1917 года. И в городе, кроме торжественного заседания, прошла целая серия организованных коммунистами митингов, участники которых потребовали немедленной ликвидации «буферной» Дальневосточной республики (ДВР) и присоединения её к Советской России. И на торжественном собрании, посвящённой юбилею революции, это требование было выполнено.

Вскоре председатель областного управления Назар Широких объявил о его самороспуске и передаче всей власти губернскому революционному комитету (губревкому). 8 ноября он же подписал приказ № 1, в котором во 2-м параграфе было сказано, что председателем нового органа власти избран Назар Широких. Сама Забайкальская губерния (вместо области) была образована 10 ноября того же года, а 14 ноября ДВР была ликвидирована. В Дальневосточной области РСФСР начался процесс советизации, который в Забайкалье возглавил губревком. Его председателю в тот год исполнилось 30 лет.

Вырезки из газеты «Дальне-Восточный Путь» за 9 ноября 1922 года

Назар Ефимович прожил долгую жизнь, несмотря на все трудности его судьбы он сумел перешагнуть рубеж в 80 лет. Но самая яркая часть его биографии, безусловно, произошла в Забайкалье, где он родился, стал активным большевиком и государственным деятелем.

Семинарист, народный учитель и большевик

В 1960 году в Чите был издан сборник статей и очерков об участниках борьбы за власть Советов в нашем крае, названный «Годы и люди». Очерк о Назаре Ефимовиче Широких написал доктор исторических наук, доцент кафедры истории КПСС естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, сам бывший участник Гражданской войны в Забайкалье и один из организаторов комсомола в Чите, участник Великой Отечественной войны Фёдор Николаевич Заузолков. По сей день это максимально большой очерк о Н.Е. Широких.

«Родился он, — писал о Широких Заузолков, — в 1892 году в семье казака-бедняка. Восьми лет уже пошел пасти скот и нанимался на работу к богатым казакам. В 1905 году, тяжело раненный под Мукденом, его отец Ефим Дмитриевич умер; вскоре умерла и мать. Тринадцатилетнего Назара отправили в приют для казацких сирот».

Добавлю, что родился Назар 25 августа 1892 года в селе Ушмун Дог-Инской станицы Забайкальского казачьего войска (ныне село входит в состав Газимуро-Заводского района).

«В 1908 году в качестве воспитателя и учителя в приют поступил Андрей Иннокентьевич Блинников, член РСДРП с 1906 года. Сюда А.И. Блинников попал по выходе из тюрьмы, в которой сидел за активную антиправительственную деятельность. Он стал другом и наставником старших воспитанников, чутким педагогом для младших, — писал Заузолков. — Между А.И. Блинниковым и Назаром Широких возникла крепкая дружба, которую они пронесли через всю жизнь».

Позже именно Блинников будет предшественником Широких на посту руководителя Забайкальской области ДВР.

В биографическом очерке о Блинникове в этом же сборнике писатель Николай Тихонович Ященко писал: «Подготовив в 1909 году двух пропагандистов (Назара Широких и Ивана Блинникова), Андрей Иннокентьевич с их помощью создал ундинскую партийную организацию».

В 1910 году Назар Широких, окончивший приютскую школу, поступил в Читинскую учительскую семинарию (сегодня в этом здании находится средняя школа № 3). Здесь он принял участие в создании марксистского кружка, из которого вышли многие будущие большевики, участвовавшие позже в Гражданской войне в нашем крае на стороне красных. Связался он и с подпольной большевистской организацией, действовавшей на Дальнем вокзале (Чита I).

Заузолков отмечал: «Через Назара Широких Читинская большевистская организация поддерживала связь с Ундинской партийной организацией, возглавляемой А.И. Блинниковым, и с обществом взаимопомощи учителей, во главе которого стоял с 1912 года большевик Таубе».

Об этом же в книге «Годы и люди» в очерке об Иване Ансиевиче Таубе, арестованном белыми в 1918 году и вскоре казнённом, написал Андрей Иннокентьевич Блинников: «Таубе был связан с молодежным марксистским кружком, состоявшим в основном из слушателей учительской семинарии Читы. Из этого кружка вышли учителя — большевики Г. Богомягков, Н. Широких, А. Боробов, Л. Орлов, С. Белокопытов и другие».

Семинарист Назар Широких

Весной 1914 года Назар Широких был арестован по обвинению в революционной деятельности. Однако прямых улик против него не было, а потому его вскоре отпустили и даже дали возможность сдать выпускные экзамены в семинарии. Правда, как политически неблагонадежного к преподаванию в школах не допустили. И ему пришлось зарабатывать на жизнь частными уроками.

Вскоре после начала Первой мировой войны, в ноябре 1914 года, 22-летнего Назара призвали в армию. Но уже через два месяца его по болезни демобилизовали (судя по тому, какую жизнь он прожил, кто-то из медиков просто ему тогда помог). Теперь властям было не до его «неблагонадежности», многие учителя были мобилизованы в армию, а потому уже никто не возражал против его назначения учителем в начальную школу Усть-Уровской станицы. Более того, ему не помешали осенью 1915 года добиться перевода в железнодорожную школу на станции Хилок, где он вскоре возглавил подпольную большевистскую организацию.

В годы революций и Гражданской войны

«Накануне Февральской революции Хилокская группа большевиков состояла из 7 слесарей и токарей депо, 2 машинистов, 2 кондукторов, 1 интеллигента», — вспоминал в очерке «Большевики Хилка в период 1917 — 1918 гг.», опубликованном в изданном в Чите в 1947 году сборнике «Борьба за власть Советов в Забайкалье» сам Назар Ефимович. Кто был тем единственным интеллигентом, догадаться нетрудно.

Если в Чите в то время позиции большевиков были слабы, они входили в объединённую с меньшевиками организацию РСДРП, а потому их представители входили не только в Совет рабочих и солдатских депутатов, но и в орган Временного правительства — Комитет общественной безопасности (КОБ), в Хилке ситуация была иной.

«Большевики Хилка не пошли в «комитет общественной безопасности», а повели широкую агитацию за создание Совета рабочих депутатов и выборы депутатов в него от рабочих всех служб, — писал Н. Широких. — В результате исполком Хилокского совета 1917 г. и до падения в Хилке советской власти, т.е. до осени 1918 г., полностью состоял из большевиков».

Сам Назар Ефимович в это время не только возглавлял районный комитет большевиков, но и был избран председателем местного Совета рабочих, крестьянских и бурятских депутатов, а также членом штаба Красной гвардии. Когда весной 1918 года начались бои с отрядом атамана Григория Семенова, из Хилка сначала на Даурский фронт было направлен отряд из 64 красногвардейцев, а уже летом того же года на Забайкальский фронт со станции отправили 180 красноармейцев.

«На этих постах Назар Ефимович работал до июля 1918 года, — отмечал Заузолков, — а затем был назначен комиссаром просвещения Забайкальской железной дороги». Правда, тогда же в июле Иркутск был занят войсками белочехов и белогвардейцев Сибирского временного правительства. А именно там находилось управление Забайкальской железной дороги, красная часть которого тогда перебралась в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), куда и направился комиссар просвещения.

Но уже вскоре пришлось покидать и Верхнеудинск, и Читу. 28 августа Широких принял участие в работе конференции советских, партийных (большевиков, левых эсеров, анархистов) и военных работников на станции Урульга. Было принято решение распустить войсковые части и перейти к партизанским методам борьбы. Большинство участников конференции двинулись на восток, но были и те, а среди них и Назар Широких, кто решил пробираться на запад.

«С паспортом на имя Андрея Ивановича Белова Н.Е. Широких пробирается в деревню Тыргетуй, где учительствовал его хороший знакомый, — писал Ф. Н. Заузолков. — Отсюда вместе с этим учителем, который выдавал Широких за своего двоюродного брата — студента Томского университета, Назар Широких пробирается в Иркутск».

В этом городе он задерживаться не стал, а получив назначение учителем в начальную школу одной из деревень Балаганского уезда, перебрался туда. В зимние каникулы 1918–1919 годов он выступает на учительском уездном съезде. Его избрали товарищем (заместителем) председателя правления Общества учителей, членом стачечного комитета и делегатом в Иркутск для предъявления требований о повышении заработной платы учителям.

Но в Иркутске «ходока» от учительства арестовали и поместили в местную тюрьму. Освободили его во время антиколчаковского восстания в декабре 1919 года. «В течение нескольких дней он дрался с колчаковцами на улицах Иркутска как рядовой боец боевой дружины, — рассказывалось в книге «Годы и люди». — А когда рабочие отряда были сведены в рабочий коммунистический полк, Н.Е. Широких становится комиссаром этого полка и участвует во всех его боевых действиях».

Со своим полком он отправился в Забайкалье, где вскоре после создания Народно-революционной армии (НРА) ДВР стал работником политотдела армии.

Последний и первый

В конце октября 1920 года партизан с востока и части НРА ДВР выдавили каппелевцев и семеновцев из Читы, а затем и с Кайдаловской (Маньчжурской) ветки, заставив их уйти в Китай. В Забайкалье по сути дела гражданская война закончилась, хотя на востоке ДВР она продолжалась до 1922 года.

Тем временем в крае пытались наладить мирную жизнь. В январе 1921 года прошли выборы в Учредительное собрание ДВР. Под номером 9-м в списке кандидатов от революционных партизан, казаков и крестьян Читинского сельского избирательного района значился Широких Назар Ефимович. В главной газете большевиков ДВР «Дальне-Восточная Правда» (с подшивкой этой газеты ознакомился в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова и Государственном архиве Забайкальского края) был напечатан этот список с краткими биографическими справками кандидатов.

О Широких в финале его справки сообщалось: «В Народно-революционной армии занимал пост начальника просветительной части политотдела армии. В настоящее время работает в Облнарревкоме Восточного Забайкалья в качестве заведывающего инструкторско-информационным отделом». Широких был избран в Учредительное собрание, которое позже объявило себя Народным собранием ДВР 1-го созыва.

А облнарревком возглавлял его бывший наставник и товарищ Блинников А.И., который на некоторое время стал его непосредственным начальником. Летом 1921 года в Забайкальской области в течение трёх дней (25–27 июня) проходили выборы в Забайкальское областное народное собрание. В этот раз Назар Ефимович избрался по списку кандидатов от Богдатского избирательного района и вновь был избран.

С 3 по 16 августа 1921 года в Чите проходили заседания вновь избранного органа власти — Забайкальского областного народного собрания. С отчетом о работе облнарревкома на нём выступил Блинников, а вот председателем областного управления Народного собрания уполномоченных (облуправления) был избран Назар Широких. Таким образом он стал последним руководителем государственной исполнительной власти в Забайкалье в период ДВР.

Весной 1922 года его избрали делегатом 11-го съезда РКП(б), проходившего в Москве с 27 марта по 2 апреля. Для Широких это был съезд, где он впервые увидел лидера своей партии Владимира Ленина и избранного тогда впервые генеральным секретарём партии Иосифа Сталина.

О том, что происходило в ноябре 1922 года, рассказывалось в начале этого материала. Назар Широких сначала стал председателем губревкома, а потом был избран первым председателем Забайкальского губернского исполкома Советов, став таким образом первым советским руководителем края после ликвидации ДВР и проведения в регионе так называемой советизации. Задач, в первую очередь хозяйственных, которые пришлось ему решать, было не счесть.

Вырезка из газеты «Дальне-Восточный Путь» за 10 ноября 1922 года

После прощания с Забайкальем

В сентябре 1923 года Назара Ефимовича направили в Москву. Начался новый период в его биографии. Пять лет Широких работал заведующим объединённой инспекцией Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии — Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). После этого его снова отправили в Сибирь, где с октября 1928 года по август 1930 года он работал сначала председателем Иркутского, а затем Красноярского окружных исполкомов Советов.

В сентябре 1930 года Широких по направлению поступил в институт Красной профессуры, в котором проучился 4 года и… «пришёлся ко двору». Ещё четыре года Назар Ефимович работал заведующим кафедрой истории и философии одного из московских вузов и одновременно читал лекции в Комвузе Московского горкома ВКП(б).

В 1938 году о нём вновь вспомнили в кабинетах власти и направили на работу в Совконтроль при Совете народных комиссаров (СНК) СССР. Если вспомнить, что это был за период в нашей истории, можно понять, что произошло с Назаром Ефимовичем, который в 1940 году тяжело заболел и в 48 лет ушёл на пенсию, став пенсионером союзного значения. После этого он прожил ещё 33 года (!).

«Уход на пенсию не означал для Назара Ефимовича отхода от общественно-полезной деятельности, — писал в завершение очерка о нём Заузолков. — Он продолжает участвовать в работе Центрального музея Советской армии и Военно-исторического общества. Он поддерживает постоянную связь с товарищами-забайкальцами, оказывает большую помощь тем, кто работает над вопросами истории Забайкалья».

Не стало его 26 октября 1973 года. В феврале 1975 года одна из новых улиц в микрорайоне КСК в Чите была названа его именем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Рекомендуем
Объявления