Главный врач Краевой клинической инфекционной больницы Сергей Лукьянов стал депутатом Законодательного собрания Забайкальского края в 2023 году в первый раз. Почему его называют не очень простым депутатом, как он совмещает работу в парламенте с руководством одной из ключевых больниц региона и нет ли у него конфликта интересов, когда заслушивает коллег из Минздрава? На эти и другие вопросы Лукьянов ответил «Чита.Ру».
Лукьянов окончил Читинскую государственную медицинскую академию по специальности «лечебное дело» и профессиональные переподготовки по специальностям «пульмонология», «инфекционные болезни», «организация здравоохранения». В 2012-м защитил кандидатскую диссертацию, а с 2015 года стал главным внештатным пульмонологом краевого Минздрава. Работал медбратом палаты интенсивной терапии отделения кардиологии Городской клинической больницы № 1, клиническим ординатором и ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней ЧГМА. В 2021 году стал врачом-пульмонологом Краевой клинической инфекционной больницы, а в 2022-м возглавил ее. Депутатом IV созыва стал по итогам выборов по Черновскому одномандатному избирательному округу.
«Чита.Ру» продолжает серию интервью с депутатами заксобрания, в которых они расскажут, как проходит работа законодателей, чего они уже добились и какие планы хотят реализовать. В серии вышли интервью с председателем комитета по промышленной политике, членом фракции партии «Единая Россия» Олегом Бянкиным и председателем комитета по бюджетной и налоговой политике Алексеем Бутыльским.
— Почему вы, успешный врач, руководитель лечебного учреждения, решили стать депутатом Заксобрания? Откуда это желание?
— Как врач я могу помочь единицам, а как руководитель выстроить процессы так, чтобы помочь сотням и тысячам забайкальцев. Законотворчество позволяет улучшать жизнь в родном регионе: многие законы затрагивают каждого жителя Забайкальского края.
Есть ведь очень сложные, порой неразрешимые вопросы, которые трудно решать даже будучи главным врачом и известным медиком с социальным капиталом. Всё равно не хватает компетенций, аппаратного веса или полномочий. Работа в заксобрании эту проблему снимает.
— Вы избирались по одномандатному округу на КСК. Это довольно конкурентный участок. Как вам удалось убедить людей голосовать за себя?
— Пришлось пройти весь КСК фактически ногами. У нас были десятки встреч как в коллективах, так и просто с жителями. Но мне в этом плане проще, потому что у меня такая профессия. Одно из сильнейших качеств, которые я использую, — это эмпатия и умение о сложных вещах говорить просто. Собственно, людям этого и надо. Было трудно, но понятно, что делать.
— Вас работа в заксобрании не отвлекает от вашей основной деятельности? Все-таки вы главный врач одной из ключевых больниц в регионе.
— Действительно сложно совмещать, но, я думаю, получается. Я не первый, и мой случай не уникальный. Сейчас я единственный депутат-главврач, но у нас есть пример старших товарищей. Допустим, Цырен Цыренов (был депутатом заксобрания первого, второго и третьего созывов. — Прим. ред.) у нас был знаменитый главный врач в Агинском. Игорь Дмитриевич Лиханов, ныне покойный, он вообще был в свое время председателем Законодательного собрания, а первые свои сроки совмещал с практической деятельностью (избирался депутатом Читинской областной думы четвертого созыва, заксобрания Забайкальского края первого и второго созыва, до того, как стал председателем заксобрания в 2016 году, был главврачом Краевой клинической больницы. — Прим. ред.).
— Много времени на работу в заксобрании уходит?
— Участие в комитетах, в нашей фракции, посещение пленарных заседаний — строго обязательно. Ну и вне комитетов и заседаний — основная работа. Много.
— Вы уже год проработали в заксобрании и зарекомендовали себя как не очень простой депутат. Довольно острые вопросы задаете коллегам по отрасли. Это ваша позиция: не сглаживать острые углы?
— Главная задача депутатов: говорить о сложном простыми словами с простыми людьми и объяснять, что власть — исполнительная, законодательная — это не какой-то упырь, который ходит и думает, как навредить. Все ветви власти работают на качество жизни людей.
Стараюсь, чтобы критика была конструктивной. Критикую не для того, чтобы показать некомпетентность или ошибочность решений, а чтобы реально улучшить ситуацию. Я ведь без отрыва от специальности каждый день смотрю больных, общаюсь с людьми, с пациентами, с врачами, просто с жителями нашего округа и считаю, что имею право их представлять, говорить про их проблемы.
— Что удалось за год в Заксобрании?
— Главный закон, по сравнению с масштабами которого меркнут все остальные, — это бюджет Забайкальского края. В процессе много комитетов задействовано, вовлечены все министерства.
Расскажу на простом примере, как это работает. Допустим, у нас возникла проблема, но не только у нас, это во всех субъектах Российской Федерации, наверное, кроме Москвы и Московской области, с обеспечением льготников бесплатными лекарствами. Когда это ребенок-инвалид с каким-то редким заболеванием, можно обеспечить лекарствами, и то эта проблема не везде решена. Но когда исполняется 18 лет, какое бы ни было тяжелое заболевание, зачастую люди остаются без необходимого лекарственного препарата, так как там очень много бюрократических препон. Время уходит, люди страдают, и их жизнь может закончиться.
И вот на 2025 год заложена беспрецедентная сумма на эти цели: почти 1,5 миллиарда рублей будет в бюджете на обеспечение именно льготной категории больных лекарствами. Будучи не просто депутатом, а главным специалистом, я прихожу в Минздрав, составляю заявки, знаю, сколько у меня таких людей, которым необходимо это лекарство. И мне говорят: «Вот столько денег есть, нужно выбирать». Сейчас мы пошли таким путем, чтобы было больше денег, чтобы мы могли обеспечить всех.
Например, есть такое редкое заболевание муковисцидоз (системное наследственное заболевание, при котором поражаются все органы, которые выделяют слизь: бронхолегочная система, поджелудочная железа, печень, потовые железы, слюнные железы, железы кишечника, половые железы. — Прим. ред.). Всего 25 человек с таким диагнозом в Забайкальском крае. Раньше эти люди не доживали до 18 лет, они все умирали молодыми. Сейчас современная медицина позволяет им жить, заводить семьи. У нас буквально в августе впервые в истории Забайкальского края девушка с муковисцидозом родила здорового ребенка. И сейчас появились такие лекарства, очень дорогостоящие, но они драматичным образом меняют жизнь. То есть ты просто пьешь таблетку каждый день и становишься абсолютно здоровым человеком. Но сам ты ее не купишь, и ни одна организация ее не потянет. Это может сделать только государство, только на основании закона.
И таких примеров много. И наша задача: получать запрос из отрасли, где дефицит, и транслировать это потом в Минфин [региона], чтобы принимали соответствующие законы.
— Нет ли у вас внутренней установки абстрагироваться от кричащих проблем, чтобы не войти в клинч с тем же Минздравом?
— Стараюсь от кричащих проблем не отстраняться. Но они не из головы же у нас берутся. Это то, с чем мы сталкиваемся в своей рутинной деятельности. У нас проблем-то серьёзных в отрасли две: дефицит по программе льготного лекарственного обеспечения, он в следующем году, дай бог, решится радикально, и дефицит средств в территориальной программе государственных гарантий. Последнее в 2025 году не решится, но денег будет больше всё равно.
— Влияет ли заксобрание на то, что ситуация в том числе по обозначенным вами проблемами меняется?
— Безусловно. Это большая совместная работа. Мы ведь не должны вступать в клинч с Минфином, Минздравом, другими ведомствами. Все должны работать на благо жителей, интересов наших забайкальцев, просто должны все в одном направлении где-то друг друга корректировать, двигаться.
Еще один пример приведу. Закон о повышении заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений, названный в народе законом о повышении зарплаты бюджетников. Закон был достаточно неоднозначный, особенно, когда региональный коэффициент погрузили в оклад. Но спустя год следует признать, что решение было правильным. Это предложение изначально исходило от экономического блока правительства. А наша задача была это скорректировать и, самое главное, донести до людей. Было очень непросто, были непростые разговоры.
Но в итоге заработная плата ни у кого не снизилась, у всех повысилась. Мы получили свою порцию критики за этот закон. И я соглашусь с тем, что по некоторым группам товаров, услуг инфляция превышает то, на сколько выросла заработная плата. Но это не значит, что мы не должны заработную плату повышать.
И этот закон я объясняю следующим образом: когда врач на своем месте работы будет получать на 10-15 тысяч больше, это не изменит радикально его образ жизни, обеспеченность его семьи, но ему не нужно будет после своей тяжелой смены, после 32 часов работы, бежать в частную клинику, в поликлинику на прием, он сможет провести время с семьей, отдохнуть, он сможет почитать в конце концов литературу медицинскую, послушать какой-то семинар, повысить свою квалификацию. Закон о повышении заработной платы бюджетников, конкретно в нашей сфере, — это закон о свободе, когда ты можешь получать немного больше, но повышать свою квалификацию.
А радикально в разы повысить заработную плату в настоящее время невозможно, но мы тем не менее выполняем сейчас майские указы президента и главный для нас указ по реализации государственной социальной политики, для этого наш комитет и создан, чтобы реализовывать политику государства в социальной сфере.
— Удается ли погружаться во все законы, за которые вам приходится голосовать? Или подробно погружаетесь только в те законы, которые находятся на площадке вашего комитета?
— В нашем комитете (социальной политики. — Прим. ред.) все ключевые законы мы рассматриваем, обсуждаем с привлечением заинтересованных ведомств и всех субъектов законодательной инициативы. Я стараюсь читать законопроекты и смежных комитетов. Конечно, это очень сложно.
Некоторые законопроекты мы правим. Несколько законов я сам вычитывал, предлагал на рассмотрение, и некоторые мы приняли. В частности, закон 996-ЗЗК о совершенствовании работы медицинских учреждений тоже из нашего комитета вышел.
Их очень много, нагрузка очень большая, но я базово за год изучил, как это работает, и научился вычленять суть.
— По прошествии этого года у вас нет разочарования в решении ввязаться во всю эту историю с депутатством?
— Здесь видно, как работает власть. Я стал понимать, допустим, бюджетирование, налоговую политику. Конечно, всё не быстро. Государственная машина достаточно сложная, неповоротливая, но если синхронно все ветви власти работают, то можно достигать хороших результатов на благо людей.
— Насколько удается работать на округе?
— Стараюсь. Мы проводим встречи раз в неделю в Штабе общественной поддержки. Еще регулярно проводим прием людей. И есть помощник, который собирает от людей наказы. Конечно, невозможно помочь всем одномоментно. Что-то сделано, много еще предстоит.
— Ставите перед собой какие-то глобальные цели на оставшиеся 4 года работы или для вас это просто системная работа, в которой нет чего-то такого, к чему вы прямо рветесь?
— Есть глобальные цели, конечно, по нашему округу. Например, чтобы у нас максимальное количество школ было отремонтировано. У нас на 25-й год еще одна школа, 52-я, там будет сделан капитальный ремонт. Я надеюсь, во время деятельности еще этого созыва Заксобрания у нас на КСК будет построена поликлиника. Я готов и знаю, как помочь с кадровым ее обеспечением, то есть не просто построить здание, а насытить его людьми, вдохнуть в него жизнь. У нас вообще большие планы на КСК. По крайней мере, надеюсь, что мы сможем за ближайшие годы существенно прокачать социальную инфраструктуру.
Второе — это, конечно, ликвидировать дефицит в территориальной программе госгарантий и ликвидировать дефицит по льготному лекарственному обеспечению, реализовать несколько целевых программ по улучшению качества жизни.