Заместитель председателя Законодательного собрания и руководитель фракции «Единая Россия» Дмитрий Виноградский уверен, что депутат в округе должен координировать усилия всех ветвей власти и крупных инвесторов для того, чтобы решать проблемы территорий. Получается ли это у самого Виноградского, какой комитет в региональном парламенте сейчас наиболее важен и какие проблемы региона необходимо решать в первую очередь? На эти вопросы Виноградский ответил «Чита.Ру».
«Чита.Ру» продолжает серию интервью с депутатами заксобрания, в которых они рассказывают, как проходит работа законодателей, чего они уже добились и какие планы хотят реализовать. В серии вышли интервью с председателем комитета по промышленной политике, членом фракции партии «Единая Россия» Олегом Бянкиным и председателем комитета по бюджетной и налоговой политике Алексеем Бутыльским.
— Вы избирались как одномандатник, хотя явно могли избираться и по спискам «Единой России» достаточно спокойно.
— Мог бы, но все-таки я придерживаюсь той идеи, что депутат должен пройти путь одномандатника. Это сближает с населением, это все-таки более плотная работа. Она, во-первых, тебя заряжает, во-вторых, внушает мысль, что это большая ответственность. Когда ты лицом к лицу говоришь с человеком, это все-таки другой уровень.
— Вы работаете не только в своем округе — я часто встречаю вас в других муниципальных районах и округах. Это связано с тем, что вы заместитель председателя и руководитель фракции, или это просто настрой на погружение в региональную реальность?
— Первое и самое главное — это, конечно, знакомство с территорией, как вы выразились, настрой, понять, что происходит внутри. Лучший способ познакомиться с ситуацией — побывать, посмотреть, что происходит на месте, какие есть успехи, неудачи, причины этих неудач. Это главное. Ну и, конечно же, являясь руководителем фракции «Единой России» в Законодательном собрании, а это крупнейшая политическая сила, представленная 42 мандатами из 50, я сам чувствую ответственность за регион в целом. Поэтому, конечно же, стараюсь бывать чаще в различных районах, даже которые не относятся к моей прямой работе с округом.
— В прошлом созыве у «Единой России» было гораздо меньше мандатов в заксобрании. Был паритет с КПРФ и ЛДПР. В этот раз у «Единой России» 42 депутата, и вы можете принять любое решение, не оглядываясь на другие фракции. Вам как комфортнее работать: когда «Единая Россия» представлена абсолютным большинством или когда приходится договариваться?
— Многие думают, что если у фракции 42 депутата, то решения принимаются исключительно консолидированно и без обсуждений. Это не так. Мы настроены на то, чтобы внутри фракции были разные мнения, мы могли бы их обсуждать, потому что именно в этом обсуждении рождаются какие-то здравые идеи, которые можно предложить, в том числе и в противовес каким-то зашедшим на нашу площадку инициативам.
Конечно, в такой конфигурации работать комфортнее, потому что мы все-таки находимся в конструктивной повестке, которая позволяет приходить к результату. В противном случае, как было в предыдущем созыве, есть какие-то откровенно деструктивные позиции, которые просто становятся каким-то препятствием непреодолимым, несмотря на то что в них нет никакого смысла — ни экономического, ни политического, ни общественного, а только популистский зачастую.
— А у вас вообще есть удовлетворение от работы в предыдущем созыве? Как вы его оцениваете?
— Есть. Во-первых, я это для себя оцениваю как достаточно ценный опыт — как политический, так и общественно-политический. Во-вторых, несмотря на то, что у нас были зачастую серьезные межфракционные противоречия внутри, мы многие вопросы не могли рассмотреть в комитетах месяцами, не говоря уже о том, чтобы поговорить о них на пленарном заседании. Однако в большинстве своем, несмотря на все сложности, третий созыв был достаточно неплохим, он был весьма удачным и продуктивным с точки зрения принятых решений. Да, что-то получалось не сразу, но тем не менее мы путем диалога достигали результата.
К примеру, говоря об оперативности в работе, очень важно, когда мы принимаем решение о повышении зарплат в бюджетной сфере: в июне или в сентябре. Создавая расходные обязательства, мы попадаем в соответствующий цикл формирования федерального бюджета, который нам эти расходные обязательства в последующем прикрывает. Поэтому если мы будем ни шатко ни валко заниматься этой работой, то сильно начинают проседать сроки и мы теряем зачастую целый год, т. к. вовремя не смогли предложить федерации свои результаты работы. Люди живут здесь и сейчас, им сегодня нужны соответствующие решения, поэтому в своей работе и коллег своих я настраиваю на то, чтобы решения принимались оперативно. Мы должны больше времени уделять анализу, систематически подходить к вопросам в целом для того, чтобы дальше не терять времени на погружение в вопрос и быстрее реагировать.
— Этот созыв проработал уже год. Вы уже как минимум один бюджет приняли и контролируете его исполнение. Как вы оцениваете этот первый год работы?
— Весьма продуктивно поработали. Были приняты важные судьбоносные решения, которые сначала встречались с определенным скепсисом, может быть, даже с критикой. Однако тем не менее мы сегодня видим результат этой работы. В первую очередь это касается повышения уровня оплаты труда работникам бюджетной сферы. Сегодня совершенно очевидно, что есть динамика, она ощутима, и я считаю большим успехом то, что мы делали это всё достаточно быстро и оперативно.
В конце июня 2023 года в Забайкалье приняли законопроект о повышении заработных плат бюджетников, который параллельно отменил для них районную надбавку в 20%. С 1 июля зарплаты в среднем подняли на 5,9%. Следующее повышение окладов на 5% произошло 1 ноября 2023 года. В 2024 году было четыре повышения. С 1 января на 8,5% заработную плату повысили неквалифицированным работникам, на 16,6% — учителям и на 5% — остальным категориям. С 1 февраля на 3% зарплата повысилась у педагогических работников, врачей и медперсонала, социальных работников и работников культуры. С 1 июня зарплаты квалифицированных работников выросли на 4,5%. С 1 июля зарплаты повысили от 12 до 35% преподавателям, воспитателям, педагогам техникумов и колледжей, врачам и медсестрам, работникам культуры, спорта, социального обслуживания. Кроме того, зарплаты от 25 до 50% повысили молодым специалистам, от 25 до 35% — работникам в малых населенных пунктах.
Очень важно, когда мы принимаем решение о повышении зарплат в бюджетной сфере: в июне или в сентябре. Создавая расходные обязательства, мы попадаем в соответствующий цикл федерального бюджета, который нам эти расходные обязательства в последующем прикрывает. Поэтому если мы будем ни шатко ни валко заниматься этой работой, то сильно начинают проседать сроки. Люди живут здесь и сейчас, им сегодня нужны соответствующие решения, поэтому в своей работе и коллег своих я настраиваю на то, чтобы решения принимались оперативно. Мы должны больше времени уделять анализу, систематически подходить к вопросам для того, чтобы это происходило быстрее.
— Давайте вернемся в ваш избирательный округ, от которого вы работаете в заксобрании. Центр его — это Газимурский Завод. Очень сложная территория, несмотря на то что на ней присутствует один из двух крупнейших инвесторов в регионе — это «Норильский никель» в лице Быстринского ГОКа. Перед выборами в заксобрание вы говорили о том, что депутат должен быть неким объединяющим центром, который учитывает интересы территории, людей, которые на этой территории живут, и вовлекает в решение этих вопросов органы государственной власти, ресурсы заксобрания, крупных и более мелких недропользователей и другого бизнеса, чтобы эти проблемы начали решаться и жизнь менялась к лучшему. Насколько вам удалось воплотить в жизнь эту идею?
— Удалось. Но мы еще на пути к цели — нельзя говорить о том, что всё получилось. Сегодня действительно Газимурский Завод — это территория с большим потенциалом, это точка экономического роста. Однако в самом Газимуро-Заводском округе всё не так гладко. Мы разбирались в причинах, почему так происходит. У округа очень большие возможности. Они выражены, во-первых, в большой партнерской помощи крупнейшей компании, работающей в округе, они готовы принимать участие в большинстве программ, которые реализуются в крае в целом. Однако всё идет очень туго, потому что у нас нарушено взаимодействие между участниками процесса.
К сожалению, долгое время в Газимуро-Заводском округе не было главы (предыдущий глава Роман Задорожин подал в отставку в апреле 2023 года, нового главу, Михаила Ишенина, избрали в июне 2024 года. — Прим. ред.), это очень серьезно сказалось на тех программах, которые реализуются. У нас есть несколько источников для решения больших серьезных проблем в муниципальном округе, и мы должны объединиться для того, чтобы эти проблемы сдвинуть с мертвой точки.
Проблемы действительно грандиозные, и они очень капиталоемкие. Это в первую очередь строительство новой школы в селе Газимурский Завод с интернатом для детей из отдаленных сельских поселений, которые могли бы учиться и проживать в этом интернате (средняя школа в селе Газимурский Завод — одна из самых проблемных среди аналогичных объектов в районных центрах, сейчас она размещается в бывшем общежитии для геологов 1972 года постройки. — Прим. ред.).
Это кадровая проблема с теми же учителями и особенно остро с врачами.
Это дороги.
Правильность наших выводов, когда мы оценивали основные ключевые направления, в том числе подтвердил проект «Герои. Победы. Будущее» (одной из целей проекта, который был инициирован Общественной палатой и поддержан местными общественными деятелями, депутатами и политиками, включая губернатора Александра Осипова, был сбор мнений забайкальцев о приоритетах развития региона. — Прим. ред.). Получив обратную связь, мы поняли, что на правильном пути.
Сейчас мы приступаем к разработке проектно-сметной документации большой школы с интернатом.
Мы должны решить большую проблему с обеспеченностью комфортным благоустроенным жильем для работников социальной сферы, это прежде всего врачи и учителя. Это новое строительство, которое позволит пусть не навсегда, но на долгое время прибывающих в округ специалистов поселить, чтобы после работы у них не болела голова, чем топить печку, где взять воду и так далее. Мы реалисты и понимаем, что сейчас сложно взять и привезти талантливого врача, чтобы он остался, был привязан к земле всю жизнь, поэтому мы должны создать для него условия, чтобы 2–3 года он отработал, получил опыт, заработал деньги, а потом ему на смену пришел другой человек. Такой пилотный проект мы реализуем.
Дороги — третья проблема. Мы считаем правильным сосредоточиться на ремонте ключевых дорог, например Могойтуй — Сретенск — Олочи. Когда мы одновременно делаем очень много разных дорог, то подрядчики рассыпаются как горох по территории Забайкальского края, они не обладают соответствующей ресурсной базой, не способны провести мобилизацию техники и людей на конкретные участки, чтобы там работать вдолгую. Я не настаиваю, чтобы та дорога, которую я назвал, была первой. Я понимаю, что таких дорог в крае много. Но мы все-таки должны сесть и все вместе с Министерством строительства договориться об очередности.
— Насколько эффективно сейчас работают комитеты заксобрания? Есть ли результаты работы, которые можно пощупать?
— Каждый комитет должен заниматься развитием конкретной отрасли либо нескольких отраслей. У нас появился комитет по промышленной политике — это очень важная отрасль, потому что перспективы промышленного развития Забайкалья достаточно амбициозные, и нам точно нужна площадка, на которой мы можем администрировать часть процессов. На эту площадку мы сейчас стараемся занести вопросы, связанные с большими инвестиционными проектами, чтобы помогать им развиваться максимально быстро и эффективно. Остальная структура осталась прежней и достаточно эффективно работает.
— Насколько удается и удается ли заксобранию контролировать работу краевого правительства?
— Я бы не стал говорить про контроль, надзор. Мы находимся в большой управленческой команде. У каждого своя система полномочий, и с точки зрения тех возможностей, которые сегодня и уставом, и федеральными законами, и региональным законом предоставлены Законодательному собранию, они действительно достаточно широкие.
— По результатам закончившегося избирательного цикла, который включал выборы в заксобрание, выборы губернатора, выборы президента, выборы в местные органы власти, «Единая Россия» не просто доминирует, а практически везде обладает такой силой в представительных органах власти, которая позволяет решать любые вопросы. Вы понимаете, что вы за всё отвечаете в регионе?
— Мы понимаем, что мы сейчас лидирующая политическая сила в регионе и были ею всегда, поэтому на самом деле с точки зрения ощущения ответственности ничего не поменялось. При этом мы никогда от этой ответственности не уклонялись, не перекладывали на других.
— Ну давайте на примерах: участвует ли «Единая Россия» в обсуждении газификации Читы, с которой есть серьезные проблемы?
Газификация Читы должна была стать одним из главных и прорывных проектов для развития города, она входит в мастер-план Читы, и о ее важности не раз говорил президент. Проект газификации запущен по нацпроекту «Экология» и федеральной программе «Чистый воздух». Но из-за действий предыдущего руководства компании-концессионера сроки сдвинулись с 2024 года на 2025-й, а сама газификация погрязла в скандалах. Прокуроры возбудили уголовные дела о превышении должностных полномочий, халатности и мошенничестве. Кроме того, задержаны семь человек, связанных с газификацией, по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и похищении человека.
— Мы в декабре будем очень подробно об этом разговаривать внутри нашей фракции с приглашением всех участников этого процесса. Мы должны трезво оценить, что происходит, где мы сейчас находимся в этом процессе. Там действительно есть проблемы, мы этим будем заниматься. Мы не убежали от этой проблемы.
— Давайте к тем целям, которые стоят перед заксобранием. Вы говорили, что нужно повышать зарплату, увеличивать бюджет, создавать условия для роста налогооблагаемой базы и все условия для работы как крупнейших предприятий, так и любого другого бизнеса, предпринимать усилия для того, чтобы участвовать во всех государственных программах, получать федеральное финансирование. Но, может быть, есть какие-то более конкретные целевые показатели, которых вы хотели бы достичь к концу пятилетнего срока?
— Конечно же, мы сейчас будем оставаться социально ориентированными. Всё, что мы имеем сегодня, мы направляем на развитие именно этой отрасли, потому что в конечном итоге она ведет к народосбережению, а это серьезнейший вызов сегодня. Мы сейчас с Минпланом готовимся к большой работе, направленной на то, чем мы будем развивать регион дальше, когда закончится развитие сегодня уже известных и осваиваемых месторождений (горнорудная отрасль — ведущая в формировании собственных доходов регионального бюджета).
Отток населения — это серьезнейший вызов для нас. Потому что мы уже сейчас видим эти страшные процессы социального опустынивания территории. Конечно, процессы глобализации, урбанизации нельзя остановить в мгновение ока, но я очень рассчитываю на то, что, когда у людей появится доступ к нормальной медицине, у детей будет современная школа, в которой учитель математики ведет математику, а не что-то еще, когда у них будет возможность доехать и уехать, тогда у них, может быть, не то чтобы не появится причин менять место жительства, но этих причин будет сильно меньше.