Рынок торговой недвижимости России близится к насыщению. Это касается как больших, так и малых городов. Конкуренция заставляет торговые центры искать «фишки», которые бы отличили их от других многочисленных и безликих зданий, позволили занять свою нишу на рынке и увеличить посещаемость. Какими приемами уже воспользовались российские девелоперы, чтобы привлечь покупателей, – в нашем обзоре.
ТРЦ «Vegas» – концептуальное зонирование и экстрим
Мало того, что это один из самых крупных в России торговых центров с общей площадью 400 тысяч квадратных метров, к тому же, он первый и пока единственный в стране шопинг-молл, объединенный с парком экстремальных аттракционов. Неудивительно, что находится ТРЦ в Москве.
Если внешний облик здания не отличатся какими-то особенностями, то над «начинкой» девелопер поработал как следует. В закрытом пространстве торгового комплекса организованы 18-метровое колесо обозрения, аттракцион «Башня падения», скалодром, мото- и автодром, четырехэтажный лабиринт. Московский ТРЦ может похвастаться также собственной Аллеей Славы, где уже заложены именные звезды с автографами таких голливудских актеров как Роберт Де Ниро и Мила Йовович, Moby, Карлос Сантана, Глория Гейнор и Джон Кьюсак. Как и в знаменитом городе, в московском ТРЦ «Vegas» есть все: развлечения, шопинг, шоу, рестораны, игры.
Что касается внутреннего дизайна, то концепция торгово-развлекательного центра базируется на принципах зонирования пространства. Внутри здание разделено на несколько уникальных тематических улиц. Их дизайн выполнен так, что каждая торговая зона отображает культурные и этнические особенности народов мира: восточный базар, неоновая улица Гинза, ювелирная улица Gold Street, улица с атмосферой модных европейских кварталов Fashion Avenue.
ТЦ «Штрихкод» – торговая природа налицо
В Санкт-Петербурге есть торговый центр с оригинальным внешним обликом. Вроде бы, само здание ТЦ выглядит как обычная прямоугольная четырехуровневая коробка красного цвета, выполненная из нержавеющей стали. Но его главное отличие в том, что дизайн фасада выполнен в виде штрихкода. Идея принадлежит специалистам из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья».
По их задумке, штрихами кода стали витражные тонированные стекла окон темно-серого цвета с темно-серыми переплетами в виде вертикальных полосок разной толщины. Кроме того, в верхней части здания, на уровне шестого этажа, расположились цифры, которые тоже являются окнами. Такой фасад делает торговый центр узнаваемым среди городской инфраструктуры города.
Стоит отметить, что изначально архитекторы закладывали в проект строительство двух зданий: они должны были стоять симметрично, друг напротив друга. Но реализовать идею полностью не получилось. Входы в здание отмечены вертикальными рекламными стеллами. Между тем, посетители торгового центра отмечают, что, хотя снаружи здание выглядит интригующе, внутри же это самый обычный рынок.
ТРЦ «Мандарин» – молл под открытым небом
Этот объект торговли открылся в Сочи и стал одним из первых проектов формата life-style в России. Архитектурная концепция комплекса разработана американским архитектурным бюро Jerde Partnership, известным такими проектами как Bellagio в Лас-Вегасе, Santa Monica Place в Санта-Монике, здание компании «Coca-Cola» в Атланте и другими.
Уникальность «Мандарина» в том, что этот ТРЦ представляет собой архитектурный ансамбль из десяти отдельно стоящих зданий, объединенных между собой переходами, мостами и пешеходными дорожками. Нестандартный подход проявился также в организации 37-метровой смотровой башни с видом на горы и море, бассейна, ночного клуба, концертной площадки с амфитеатром, эффектным ландшафтом с уютными улочками и площадями, пешеходными мостами и летними террасами. Открытое безбарьерное пространство, органично вписывающееся в городскую архитектуру, позволяет в полной мере насладиться уникальным климатом и красотой пейзажей в процессе отдыха, развлечений и шопинга.
Еще одна уникальная составляющая ТРЦ – мультимедийное лазерное шоу, разработанное австралийской компанией Laservision MEGA-MEDIA, которое регулярно организуется в амфитеатре комплекса, рассчитанном на 1300 посетителей.
ТРЦ OZ Mall – город в городе
Еще один амбициозный проект создан в Краснодаре. Разработкой его дизайна занималось известное лондонское архитектурное бюро Dyer. В настоящий момент OZ Mall является самым большим ТРЦ Краснодара и юга России. Торгово-развлекательный центр представляет собой плавно-перетекающее, практически без углов здание, похожее на космический корабль. Это уникальное место с удивительной архитектурой, оригинальными интерьерами и неповторимой атмосферой праздника. В вечернее время фасад здания подсвечивается, внутри на потолках с помощью специальной техники проецируются всевозможные картины и фотографии.
Впервые в России здесь открылся детский город Minopolis. Именно поэтому ТРЦ называют «городом в городе». Подобный проект есть только в Вене. Minopolis представляет собой детскую республику с тематическим парком развлечений. Там дети могут попробовать себя в различных профессиях, ходить на «работу», следить за курсом «валюты» в местном «банке», путешествовать на настоящем поезде, работать пожарными и шеф-поварами. В 2013 году ОZ Mall был признан проектом года в категории «Сверх большой торговый центр».
ТРЦ «Вершина» – визуализация севера
Креативный подход к организации торговых центров есть не только в европейской части России. В Сургуте построен ТРЦ «Вершина», представляющий собой образ разламывающихся льдин. Автор проекта – голландский архитектор международного уровня Эрик ван Эгераат. По его словам, «Вершина» сконструирована таким образом, чтобы среди «зарослей» жилых домов (правильных многоугольников) будить воображение своими линиями, соразмерными восприятию человеком природы, в которой тоже нет прямых и параллельных линий.
Концепция торгового центра основана на сочетании общественного и фестивального форматов, на диалектической игре между светом и тенью, прозрачностью и сплошной поверхностью, открытостью и закрытостью. Основные разрезы фасада визуально разбивают объем здания на несколько частей – «осколков». Днем сквозь эти прорези внутрь здания поступает естественное освещение, а вечером они испускают в ночное пространство улицы электрический свет. Основные разрезы дополнены так называемыми «линиями света». Система освещения торгового центра Вершина создает иллюзию маяка в ночное время суток.
Торгово-развлекательный центр «Вершина» в 2005 году был удостоен звания «Лучшего архитектурного проекта» в номинации «Лучший архитектурный проект городской застройки».
Челябинский областной торговый центр – между небом и землей
Все предыдущие торговые центры были построены относительно недавно. Но Челябинский областной торговый центр, признанный шедевром мировой архитектуры, достался России в наследство от СССР. Решение о его строительстве в Челябинске было принято в 1960 году. Весь процесс возведения занял 15 лет – ввели ТЦ в эксплуатацию в 1975 году. Заслуга в этот раз принадлежит не иностранным архитекторам, а московским и ленинградским специалистам.
Это здание уникально не только для Челябинска. Как образец передового инженерно-строительного искусства макет ТЦ презентовался на выставках в Москве, Хельсинки, Лондоне, Нью-Йорке и был отмечен ведущими архитекторами мира, ведь на момент строительства такое техническое решение не имело прецедента в мировой практике. Сферическая монолитная оболочка купола площадью более гектара собрана из 1500 плит и сходит к основанию здания, опираясь, по его периметру, на четыре угловые опоры. Таким образом, торговый центр практически «парит в воздухе», то есть внутри него нет опор, поддерживающих сферу изнутри. При этом конструкция, реагируя на достаточно резкие температурные колебания, может опускаться или подниматься.
Аналог челябинскому торговому центру есть в Минске. Комаровский рынок там был открыт в 1980 году. При его строительстве использовался проект здания в Челябинске.
Фото: Фото с официальных сайтов моллов и социальных сетей