В Греции есть все – погода, природа, прекрасная кухня, свежие фрукты и овощи, натуральная косметика, богатое культурное наследие, наконец. Перечислять достоинства этой любимой олимпийскими богами страны можно бесконечно. Даже несмотря на подзатянувшийся кризис, люди здесь очень позитивные. В лицо неприятностям говорят «жизнь прекрасна», а когда грустно – танцуют. Действительно ли прекрасна жизнь на Крите, за несколько месяцев успела оценить журналист из Челябинска Мария Петрова.
«В Элладу (именно так, а не иначе называют свою страну греки) я влюбилась с первого взгляда, когда два года назад впервые побывала здесь в отпуске. И сразу у меня появилась мечта – жить в Греции. Со «сбычей мечт» вселенная не тянула. Три месяца я живу здесь и потихоньку превращаюсь в гречанку, пока ментально. Как бы ни было тяжело переезжать в другую страну и расставаться с родными и нажитым непосильным трудом, я уверена – жизнь прекрасна.
Волею судеб я оказалась на Крите, в небольшом туристическом городке Херсониссос. Он считается греческой Ибицей: здесь полно клубов, пляжей, баров и ресторанов. Скучать по родине не дает множество отпускников-соотечественников, приехавших поработать русских, да и местные активно в последние годы начали изучать наш язык. Практически каждый здесь знает хотя бы «привет» и «как дела». Но без английского все-таки было бы тяжело. На этом международном языке объясняются здесь неплохо. А пообщавшись, можно узнать много полезной информации. Например, кто сдает дом или квартиру. Если искать апартаменты по Интернету – сто процентов попадется агентство, которое возьмет за посредничество по европейским расценкам. Вариант приобретения местной газеты с объявлениями нам не подходит, во всяком случае тем, кто не знает греческого. Есть объявления и на самих зданиях, но большинство также по-гречески. Поскольку Херсониссос – это практически деревня и все друг друга знают, надежнее всего поспрашивать у продавцов в магазине или у официантов. В силу профессии они очень общительные и наверняка подскажут, у кого снять жилье».
Сниму
Что почем в Греции:
денежная единица – 1 евро (курс меняется, я до 50 рублей округляю)
молоко, 1 литр – 1,8 евро
хлеб – 1 евро
яйца, упаковка 6 штук – от 1,85 евро
куриные грудки – 4,5 евро за килограмм
куриное филе – 5-6 евро за килограмм
свинина – 4 евро за кг
говядина 5-7 евро за кг
яблоки – 0,5 за кг
апельсины от 0,25 до 1 евро за кг
картофель – от 0,5 до 1 за кг
лук – 0,5 за к
йогурт натуральный без добавок – 1,95 за кг
оливковое масло – 5-7 евро за литр
пиво – 0,5 евро за пол-литра
пачка сигарет – 3,5 евро
бензин – 1,8 евро за литр
«Каково же было мое удивление, когда я узнала, что снять студию в паре минутах ходьбы от моря можно примерно за 200 евро в месяц. Цены-то вполне челябинские, а вид из окна не сравнить. Подальше, в горку, можно найти даже подешевле – евро за 150. В основном типичные для Херсониссоса апартаменты – это небольшая комната плюс совмещенный санузел с душем. Вместо кухни – «уголок». Бытовые условия самые скромные. Может быть, потому что Спарта рядом... Коммуналка обходится тоже примерно как в Челябинске – в среднем 30 евро в месяц. Главная статья расходов – электричество, чтобы его сэкономить, готовят на газовых горелках. Плюс вода. Это все, отопления здесь нет. Газ считают отдельно, его и плитку берут не все, главным образом – чтобы сэкономить на электричестве».
Куплю
«Приобрести собственное жилье могут себе позволить только успешные люди. После кризиса кредит взять непросто: банки не верят и перепроверяют, выдвигают массу условий. Даже небольшая квартира-студия обойдется в 45-65 тысяч евро. Но при этом, снова уточню, у моря. Среднестатистический дом в несколько комнат – тысяч 200-300. Это без посредников, но легально, со всеми документами. Есть здесь и свой черный рынок: незавершенное самовольное строение, коробку, продадут дешевле, чем квартиру. Примерно в километре от моря – 35 тысяч евро. Если возникло желание приобрести комфортабельную виллу – прибавляем десятки и даже сотни тысяч евро к стоимости среднестатистического дома, это уже в зависимости от крутизны. Любой каприз за ваши деньги. Повторюсь, если присматривать жилье по Интернету, легко можно переплатить агентству. Хотите сэкономить – лучше приехать в отпуск и поболтать с местными.
Сами греки, как всякие европейцы, знают как сэкономить. Поэтому предпочитают покупать не готовые дома или квартиры, а строить. Здесь, как и в России, настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево, а лучше целый сад, и вырастить сына. Практически у всех семей есть своя земля. Среди друзей или родственников обязательно найдется строитель. Профессионал делает каркас, остальное – кладка, отделка, крыша – постепенно своими силами, опять же, с привлечением друзей и родственников. Своим помогают либо услуга за услугу, либо за умеренную плату. Очень распространенное здесь явление – как бы незавершенные объекты. Их легко узнать по торчащей из крыши арматуре. Арматура – тонкая хитрость: с одной стороны, раз дом не сдан, за него не надо платить налогов, а они здесь высокие, с другой – семьи большие, дети подрастут, можно еще пару этажей достроить.
Если есть желание купить землю и строить самим – тоже можно. Участки выставляются на продажу самые разные, в том числе у самого синего моря. Один знакомый грек продает огромную, на мой взгляд, территорию у берега – 25 тысяч квадратных метров. Хочет миллион евро».
Суровый быт
«Не так страшно российское ЖКХ, как мы привыкли его себе представлять. По многим коммунальным радостям я уже скучаю. Что там газ в доме – это ерунда. Горячая вода сама из крана не бежит. Ее надо заранее подогреть, включить минут на 15 бачок. Этим количеством воды девушкам, любящим маски и скрабы так же, как люблю их я, помыться достаточно сложно. Теоретически, конечно, можно оставить нагрев включенным, но электричество может замкнуть. Есть и другой вариант: здесь распространена установка баков для воды с подогревом на солнечных батареях. Но это пока для меня мечта. Еще одно фантастическое явление на Крите – отопление. Это, конечно, хорошо, что тепло здесь долго. Но зима все-таки приходит. А уж если с дождями – зуб на зуб не попадает. Гостила здесь зимой всего две недели – в родном Челябинске так не мерзла. Дождь, повышенная влажность, ветер с моря, в домах сыро, вещи не сохнут. У кого есть – разжигают камины или буржуйки, собираются вокруг семейного очага и пекут картошку, совсем как мы в детстве в лагере. Жители квартир пользуются обогревателями, многие и тут стараются сэкономить, электричество дорогое, и пользуются только в одной комнате и только ночью. Но случаются зимой и солнечные дни, когда можно даже снять кофту и открыть балкон и окна, чтоб в доме стало суше.
Интернет – тоже своего рода роскошь, если устанавливать собственную точку вай-фай, как все мы привыкли. В месяц вынь да положь приблизительно 40 евро. Продвинутых, но бедных спасает государство. Муниципалитет раздает Интернет бесплатно. Поэтому, как правило, здесь покупают антенны и ловят Сеть. Если антенна похуже, евро за 10, она может и ничего не поймать. Чтоб наверняка, надо брать евро за 50 и вешать повыше. Такая поймает и муниципальный вай-фай, и сигнал от множества расположенных в округе ресторанов, но надо знать пароли. Причем приготовиться вбивать их по много раз, сигнал постоянно теряется».
Трудовые будни
«Найти работу, чтобы хватало на аренду жилья, коммуналку, еду и на кофе (здесь такая традиция, пьют много и друг друга угощают), можно. Но надо, чтобы работодатель попался добросовестный и выплачивал деньги вовремя. Русскоговорящие здесь крайне востребованы в сфере обслуживания – магазинах, общепите. Не удивительно: туристический город, где сегодня 85% отдыхающих из стран бывшего СССР. Проблема в документах. Единицы работодателей рискуют делать пакет необходимых бумаг для гастарбайтеров, к тому же это им обходится недешево. В основном принимают на работу «готовеньких», даже могут предоставить жилье. Русские или украинские жены и другие родственники, гости из вступивших в Евросоюз стран Прибалтики – первые в очереди на трудоустройство. Но это только в сезон, то есть с конца апреля по октябрь включительно. При этом работать здесь привыкли без выходных, чтобы обеспечить безбедную зиму. Графики разные: кто-то трудится по несколько часов и может быть на нескольких работах, кто-то по полдня. Есть и такие стахановцы, но это больше из местных, кто с утра до вечера трудится в магазине, а ближе к ночи идет, например, в бар обслуживать до последнего клиента. Так что лень, которую приписывают грекам, скорее, миф».