Константин Акимов проработал заместителем директора в Службе единого заказчика полгода, он пришел на работу в октябре — спустя пару месяцев после массового задержания сотрудников учреждения из-за подозрений во взятках, 11 апреля его уволили по статье. Что не так со службой, почему в Забайкалье редкость достроить объект в срок и за что уволили самого Акимова — в нашем интервью.
— Немного предыстории. Какое у вас образование? Вы сами решили прийти в Службу единого заказчика или вас позвали?
— Образование у меня по специальности «промышленное и гражданское строительство», получил я его в своем родном городе в Магнитогорском государственном техническом университете. Весь опыт, что у меня за спиной, — в строительной отрасли, начинал с рабочей специальности, через месяц был уже мастером. И так на протяжении всего трудового стажа я получал опыт строительства и шел по карьерной лестнице, то есть все обязанности заказчика, возлагаемые на него Градостроительным кодексом РФ, мне хорошо известны.
В Службу единого заказчика я пришел после того, как оттуда все ушли по известным сегодня нам причинам. Меня позвал Илья Стремилов (он в октябре был назначен на должность первого заместителя министра строительства Забайкалья, а в ноябре уже ушел в отставку. — Прим. ред.), на тот момент он отработал уже 2,5 года помощником губернатора. Мы с ним знакомы давно. Знакомство наше завязалось на предыдущей работе, и он знал мою квалификацию и опыт работы.
— Почему вас уволили, что произошло?
— Было пять выговоров за несвоевременную сдачу пяти объектов в эксплуатацию и последующий приказ на увольнение. Три объекта должны были ввести в эксплуатацию до моего прихода на должность, а два объекта — через месяц после моего трудоустройства, то есть весь процесс управления строительством данных объектов лежал на плечах руководителей до меня. В судебном иске и была изложена эта позиция и до судебного заседания, после выставления иска, Служба единого заказчика согласилась с ней.
Суд удовлетворил мой иск частично. С суммой морального ущерба в 15 тысяч рублей он не согласился и оставил ее в размере 1 тысячи рублей. Выговоры отменены, и я был восстановлен в должности, после чего я написал заявление на увольнение по собственному желанию, так как в период вынужденного отгула мне была предложена должность в другой организации.
— Как вы считаете, что послужило причиной вашего увольнения?
— С момента начала работы я увидел слабое место в Службе единого заказчика — это недостаточный контроль подрядчика со стороны заказчика, а соответственно, это отражается на качестве строительно-монтажных работ. Мною была инициирована проверка качества работ на строительстве краевой детской клинической больницы в Чите — та, что строится на улице Коханского известным нам подрядчиком «Дом 2000».
Проведенная экспертиза показала несоответствие марки бетона проекту 27 колонн из 30 проверяемых, что дает основание для полного обследования выполненных строительно-монтажных работ. Данная информация была доведена до Минстроя, могу предположить, что руководству министерства выявленные мной дефекты, подтвержденные независимой экспертизой, не понравились, после чего мне предложили уволиться по собственному желанию, в результате моего отказа и вышел приказ министерства строительства на служебную проверку в отношении меня и последующие пять выговоров с приказом на увольнение.
— А вы сколько были безработным?
— С момента увольнения, 11 апреля, по 16 июня.
— А куда уходите? Или это пока секрет?
— Пока не буду афишировать.
— За полгода что успели сделать?
— Успел понять структуру, функции и задачи Службы единого заказчика, слабые места организации, я понял, какие преобразования там надо сделать, чтобы она выполняла задачи, поставленные Минстроем и правительством Забайкальского края, но без поддержки министерства строительства преобразовать и внедрить лучшие практики тяжело, так как встречаешь сопротивление руководящего состава, который привык работать в укоренившейся системе и менять что-либо у них нет желания.
— Почему Служба единого заказчика не способна контролировать процесс строительства?
— Контроль за заказчиком в области строительного контроля регулируется Градостроительным кодексом РФ, где указаны требования к квалификации и требования по численности специалистов на объекте в зависимости от его сложности. Эта численность не может быть меньше двух специалистов на один объект. В Службе единого заказчика на сегодня у одного специалиста пять объектов, при этом объекты не в Чите, а по всему краю.
Вот и представьте себе, как можно осуществлять контроль строительно-монтажных работ на пяти объектах за пять рабочих дней в неделю? Если говорить о квалификации, то только один специалист в отделе промышленного и гражданского строительства Службы единого заказчика состоит в Национальном реестре специалистов, что дает ему право вести строительный контроль за проводимыми работами.
— Как вы считаете, что нужно изменить в Службе единого заказчика, чтобы она эффективно работала?
— Требуется увеличение заработных плат до конкурентного уровня сотрудникам, работающим непосредственно на площадке строительства. Что и обещал в декабре 2022 года министр строительства Алдар Бальжиров, но так и не сделал.
В службу устраиваются молодые специалисты без опыта, так как зарплата низкая, набравшись опыта через год, специалист уходит работать к подрядчику, который платит на 40–50% выше. Повышение зарплаты позволит избежать текучки кадров в службе и принимать на работу сотрудников с более высокой квалификацией и опытом. Хотя даже занимаемое здание не позволяет увеличить рабочие места, и это тоже одна из проблем.
Также следует провести обучение руководящего состава службы, чтобы внедрить новые инструменты управления. Рыба гниет с головы. Проблема не в рядовых специалистах, а в руководящем составе. Для того чтобы выстроить грамотную работу службы единого заказчика, необходимо признать наличие проблем и выработать политику «реанимирования». Нужна команда единомышленников, которая будет готова к трудным, но правильным решениям и совместной работе. Один в поле не воин, и побороть систему в одиночку не в силах никто. Однако работы министерства строительства не видно.
В 2021 году губернатором было дано поручение о создании организации в подведомстве Минстроя для контроля качества проводимых работ, и данное поручение я считаю абсолютно верным. Мной совместно с Ильей Стремиловым для его выполнения были подготовлены основные документы, куда входили структура организации с указанием количества и квалификации специалистов, разработан бюджет на год ее работы, который, кстати, не выходил за регламентированные Градостроительным кодексом суммы. У нас на эту работу ушло немало внерабочего времени. Все подготовленные документы были переданы в Минстрой и в Минфин Забайкальского края, но результата не последовало.
— То есть Минстроем не выполнено поручение губернатора?
— Именно так.
— Почему такая серьезная работа не дала результатов?
—По моему личному мнению, Минстрой не отрабатывает должным образом поручения губернатора, а Минфин, увидев затраты из краевого бюджета на создание данной организации, решил отказать. Но, если посмотреть цифры, на строительный контроль нормативом выделяется в среднем (зависит от специфики объекта) 2% от стоимости объекта, а если мы проанализируем качество работ на строительстве детской клинической больницы, то нанесенный вред бюджету может доходить до 25% от стоимости строительства.
— Многие ли стройки у нас в Забайкалье с нарушениями?
— Стройки с нарушениями многие, но они с нарушениями строятся не потому, что строят так специально, а потому что Служба единого заказчика не в состоянии вести должный контроль, а подрядчик по разным своим причинам пренебрегает качеством работ, осознавая, что заказчик его не контролирует.
— Печальная история в Службе единого заказчика — взятки и уголовные дела. Три уголовных дела в прошлом году возбудили. Почему это происходит? Зарплата?
— Наверное, если мы говорим о маленькой зарплате, этот фактор будет основной в коррупции, но, конечно, зависит и от самого должностного лица — хочет ли он честно работать.