Все счастливые семьи счастливы одинаково, а вот каждая несчастливая разводится по-разному. Особенно хорошо это известно юристам, которые специализируются на бракоразводном процессе. Из-за чего чаще всего распадаются семьи в Забайкалье, какое внушительное имущество приходится иногда делить супругам и какие истории удивляют даже опытных специалистов, «Чита.Ру» рассказал адвокат Иван Тимофеев.
— Мир меняется, но становится ли меньше или больше разводов? Какие тенденции сегодня в этой сфере? В нашем регионе.
— А разводы разводами остаются. Здесь всегда всё без изменений. И сейчас, и 10 лет назад, когда я только начинал заниматься частной практикой, люди создают семьи и разрушают их. А потом делят или имущество, или, увы, детей. Последнее всегда очень печально.
— Возраст тех, кто разводится, — какой? Молодые чаще всего?
— Тут всё очень неоднозначно. Очень молодые из чисто финансовых возможностей вряд ли обратятся к адвокату. Есть 30-летние клиенты и те, кому за 50. Сейчас немало пар, расстающихся после 50 лет.
— А причина?
— Недавно был такой случай: поводом для развода послужила измена одного из супругов. А вообще измена не так часто становится причиной для расторжения брака. Во всяком случае, не так часто, как думают люди. Больше всего разводов происходит из-за какого-то затяжного конфликта или банально — потери общих интересов.
— А имущество, которое делили читинские супруги, когда-нибудь впечатляло вас?
— Вообще меня материальные возможности людей мало впечатляют. Но иногда читинские пары делят весьма большие деньги и объемы имущества. Есть суммы более 100 млн.
— Какие самые яркие истории о разводах были в вашей практике?
— Как специалисту, который практически ежедневно сталкивается с этой темой, мне очень сложно чему-то удивиться. Но бывают очень интересные: мужчина отбывал тюремный срок и по переписке познакомился с женщиной. Она работала в серьезной организации, была успешной. Завязалось общение, и женщина прямо в местах не столь отдаленных зарегистрировала с ним брак. А пока мой клиент находился не на свободе, приятели научили его торговать на бирже. Время его освобождения из мест не столь отдаленных совпало с кризисным периодом, происходили скачки доллара. Благодатная почва для таких занятий. И мужчина наторговал на бирже около 35 миллионов рублей, вывел эти средства. Купил разное имущество, автомобили, квартиру. И жена не растерялась — пошла разводиться, делить «добро».
В суде нам удалось выиграть, доказать, что денежные средства были заемными, все деньги и имущество достались моему клиенту. Мне по-человечески не очень приятно это сейчас говорить, но с профессиональной точки зрения мы одержали достойную победу.
Также помню историю: ко мне обратилась пожилая женщина. Позвонила рано утром из аэропорта и рассказала, как они с супругом, которому в тот момент было около 70 лет, решили переехать жить к морю, продали всё имущество в Чите (на весьма приличную сумму, более 15 млн), осталась непроданной одна квартира.
Супруг улетел в Сочи приобрести жилье, моя клиентка должна была вылететь спустя некоторое время. И вот она из аэропорта Читы звонит мужу, чтобы он ее встретил, и слышит в телефонной трубке голос молодой особы. Оказывается, супруг не растерялся и нашел в Сочи новую пассию.
Полет пришлось отменить, решено было делить имущество, и в ходе спора мне удалось помирить немолодых забайкальцев. Кстати, в Сочи они так и не улетели, живут в Чите. (Смеется.)
— Почему еще разводятся?
— Бывает, когда разводятся, не видя иного выхода. У одного клиента жена ушла в какую-то странную секту, начала переписывать на чужих людей имущество. Тут любой бы стал бить во все колокола, пытаясь сохранить то, что еще возможно.
— У вас на странице в соцсетях написано: «Защищаю слабых, помогаю сильным, мирю непримиримых». Это всегда возмездно?
— Иногда я помогаю бесплатно. Если, к примеру, обратилась женщина, которую оставил муж и не хочет помогать детям, а сама она не в состоянии их обеспечить. Я сам отец троих детей, таких мужчин я не понимаю. Когда я не могу мириться с несправедливостью, то нахожу в своем плотном графике время для таких историй. Бывает, отзовется, тогда действую по зову сердца.
— А бывали случаи, когда вы разочаровались в своем клиенте? Просто пожалели, что защищали, представляли его интересы?
— Однажды ко мне как раз обратился журналист. Попросил бесплатно помочь матери двоих детей, которых у нее изъяли органы опеки. Я очень быстро подключился. Дети в это время проживали в социальном центре. Была проделана очень большая работа. Не только юридическая. Я создал условия для этой семьи: мы сняли им жилье, купили еду. Чтобы органы опеки остались довольны новым домом, разрешили матери вернуть малышей. И вот, когда все процессы были выиграны, она … просто не стала забирать детей домой. Ей эти дети были не нужны. Мне было очень жаль детей и еще — своего времени. Оно могло пригодиться тому, кто на самом деле нуждался в помощи.
Меня вообще поражают родители, которым нет дела до своих детей. Я понял, что есть такие люди, которым вообще никто не нужен. Никто, кроме себя. Вот это очень страшно. Они не способны о ком-то думать.
И сразу скажу — есть очень достойные мужчины, которые после развода также заботятся о детях, любят их и уважают их мать. Есть не менее достойные женщины, всеми силами стремящиеся наладить отношение отца с детьми, ничего не требующие в материальном плане, когда отцу дети не нужны.
— Ваши клиенты — это чаще вторые или первые?
— Мне кажется, что все мои клиенты — достойные люди. Я так думаю и на это надеюсь. Вторые, однозначно.
— Что бы вы пожелали тем, кто сейчас разводится?
— Решать всё мирно и договариваться. Очень часто мужчины и женщины используют детей как инструмент для манипуляций. Настраивают против второго родителя, накачивают своими обидами. Как ребенок в пять лет может разобраться в отношениях отца и матери, если он почти всё время с мамой и слушает то, какой плохой папа? Обиды, месть, ваше прошлое и ваши взаимоотношения с бывшим супругом или супругой — всё это отдельно. А ребенок — отдельно. Только так и никак иначе.