В 10 часов вечера мчусь в гостиницу, чтобы успеть поговорить с Рафаэлем и Давидом. Утром студенты Раввинской Академии «Томхей Тмимим» улетают в Москву. В Чите будущие раввины проводили национальный религиозный праздник. Интервью отказывались давать несколько дней — еврейские законы не позволяли. Всё-таки удалось выяснить, что это за догмы и где заканчивается регламент для еврейской души.
— Зачем вы в Чите?
Давид: Мы очень интересуемся, как живут евреи в регионах нашей страны, хотим посмотреть, как устроена их жизнь, а ещё провести праздник Песах (центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта — авт.) Это наша собственная инициатива. Так мы ездим каждый год. Многие ученики ешив (в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением — авт.) в нашем возрасте так поступают, потому что одна из основных идей у евреев — единство народа. До этого мы были только в городах, близко расположенных с Москвой.
— Почему вы прилетели именно на Песах?
Давид: Проведение этого праздника — технически сложный обряд. Те, кто здесь находится, могут не знать всех деталей, а мы с этим знакомы и можем научить.
Рафаэль: Это большой праздник, он объединяет евреев. Очень важно, чтобы во время трапезы все ели мацу (пресный пасхальный хлеб из пшеничной муки в виде очень тонких сухих лепёшек — авт.) . Мы её привезли с собой для общины.
Председатель Читинской еврейской общины Борис Ерёмин встречает Рафаэля и Давида в читинском аэропорту.
— Насколько я знаю, родственники не склоняли вас к поступлению в религиозный институт. Почему появилось такое желание?
Рафаэль: У евреев есть классическое традиционное образование, которое мальчики проходят до 13 лет, и после этого они учатся в ешиве до 21 года. Так как мы не смогли своевременно получить такое образование, то решили посвятить ему хотя бы какую-то часть своей жизни.
Давид: Я начал возвращаться к еврейству через всякие молодёжные программы. Скажем так, это было неформальным еврейским образованием. В какой-то момент пришло осознание, что нужно и формальное, традиционное, потому что есть большой недостаток знаний. Мне стало интересно, захотелось быть ближе ко всему этому. Сначала решил поучиться год. Потом понял, что таким коротким сроком не обойтись. Изучаемая сфера настолько широкая, что некоторые люди учатся всю жизнь.
— Какие испытания проходят абитуриенты в вашем институте?
Давид: Единственный значимый критерий – это подтверждение еврейства по материнской линии. В Москве есть еврейский раввинский суд, который этим занимается. Его сотрудники проверяют документы и выносят своё заключение. После успешного прохождения этой процедуры в целом больше нет никаких препятствий для поступления в институт. Обучение, проживание и питание студентов полностью бесплатное.
— Еврейское образование считается сложным. Почему?
Рафаэль: Приходящий в стены института человек чаще привык к не совсем правильной по еврейским понятиям жизни. Во время учёбы приходится воздерживаться от многих вещей. Из-за этого начинается внутренняя борьба с самим собой.
Давид: Рафаэль говорит со стороны духовных вопросов. Я бы разделил наше обучение на две составляющие — воспитание и образование. Первая подразумевает, что ты меняешься как личность, меняются твои ценности, твоё поведение и так далее. Это во многом зависит от окружающей обстановки, учителей. В институте даже есть такая должность — «наставник-влиятель». Это человек, который занимается духовным воспитанием учеников. Вторая составляющая — непосредственно образование — не менее сложная. Еврейская учёба требует приложения солидных умственных способностей. Её можно сравнить разве что с математическими вузами, то есть с местами, в которых от студента требуется серьёзная самоотдача. Наш основной предмет — изучение вавилонского Талмуда (свод правил, основанных на толковании Торы и регламентирующих религиозные, правовые отношения и быт верующих евреев — авт.) , которое имеет наисложнейшее построение. Тем, кто получают подобное образование, в дальнейшей жизни уже намного легче.
— В чём заключаются ограничения, о которых говорил Рафаэль?
Рафаэль: Например, у евреев есть молитвы, которые нужно читать ранним утром. Желательно до этого обряда ещё чуть-чуть поучиться, чтобы у тебя был правильный настрой на молитву. Все мы любим поспать, но приходится перебарывать себя.
Давид: Жизнь еврея регламентирована Галахой (Еврейским законом — авт.) на 150%, то есть весь распорядок дня. Может, это звучит устрашающе, но на самом деле остаётся и много свободы, хотя и в достаточно чётких рамках.
— Почему вы не могли встретиться со мной во время Песаха? Это тоже регламентировано Торой?
Рафаэль: В религиозные праздники и во время шаббата (суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы — авт.) еврей посвящает себя Всевышнему. Он отделяется от земных хлопот, всего материального, вместо этого занимаясь молитвами и учёбой.
Давид: Тора обязывает еврея быть человеком активным, работающим, успешным, семейным, но на седьмой день мы останавливаемся. Выходной отводят под святые вещи. То же самое с праздниками. Для семейных людей обязательно общение с семьёй, на что обычно времени не хватает. Это особое возвышенное состояние, для его достижения отказ от мобильных телефонов и прочих технических средств просто необходим. В связи с тем, что мы праздновали Песах, мы не могли давать интервью, потому что оно записывается на диктофон.
— Как молодые евреи относятся к национальной культуре?
Давид: Проблема с сохранением культуры, конечно, есть. Утрата языка, знаний о религиозных обрядах. В силу определённых исторических обстоятельств евреи находятся в рассеянии (Галут) , и само собой ассимиляция имеет место быть. Тем не менее, набирают силу различные проекты, направленные на сохранение наших национальных традиций. В частности, я пришёл к религии благодаря одному из них.
— Многие не считают себя евреями, некоторые даже не подозревают о своих корнях. Другие, наоборот, причисляют себя к этой нации. Как решается вопрос самоидентификации? Что важнее – быть евреем или чувствовать себя таковым?
Рафаэль: В Торе прописано, кто является евреем, а кто − нет. Человек, ощущающий причастность к нации, может отождествлять себя как её часть на условии Гиюра — принятия еврейства.
— Какие люди принимаются в еврейскую общину?
Рафаэль: Особых критериев нет, например, богатых берём, а бедных нет. (смеётся)
Давид: Еврейская община – это место, куда может прийти любой еврей и получить духовную и материальную помощь. Община всегда открыта и для тех, кто интересуется еврейством, не имея при этом корней по материнской линии. Одна из задач нашего народа – распространение знания о 7 заповедях Ноя, которые были даны после Потопа и относятся ко всему человечеству и регламентируют общие моральные и общественные ценности.
— Существует ли для вас дихотомия русские — евреи?
Давид: Торой и вообще еврейской религией регламентировано, что мы должны быть за то, чтобы государство, где мы проживаем, было благополучно. Естественно, мы стараемся поддерживать мир с другими народам, хотя не всегда это взаимно.
Рафаэль: В еврейских законах написано, что за благополучие властей нужно молиться, иначе будет хаос. На данный момент отношение к нашему народу со стороны правительства России позитивное.
— Как оцениваете организацию читинской общины?
Давид: Мне понравилась община. Я бы ещё сделал упор на работу с молодёжью.
Рафаэль: Председатель Борис Ерёмин старается развивать общину. Я думаю, всегда есть над чем работать, но мы видели, что на праздник пришло много людей. Все помнят, что они евреи. Это очень хорошо, учитывая, что мы несколько отрезаны от основной еврейской жизни.
Рафаэль и Давид проводят урок для учеников Воскресной школы при общине.