Второй по значимости праздник после Пасхи для православных людей — Рождество. Его ждут, любят и чтят сильнее Нового года. Рождественское богослужение в главном храме Читы начнётся в 23.45. Рождество наступит в полночь. Сегодня его канун. Сочельник.
Для большинства невоцерквлённых людей празднование Рождества мало чем отличается от других застолий. А старые традиции трансформируются в новые: испечь рождественское печенье, сплести рождественский венок и съесть блин на рождественской ярмарке, желательно, запивая рождественским глинтвейном.
Для православных же всё начинается с рождественского поста. Длится он 40 дней. Считается, что со 2 по 6 января самые строгие дни поста. Особенно сегодня. Постящиеся не едят до появления первой звезды в небе — в память о Вифлеемской звезде, которая возвестила волхвам и рождении спасителя.
С появления звезды можно отведать сочиво — постную пищу, чаще всего эта крупа. Рождественский ужин не должен быть изобильным. Одно из основных блюд — кутья. Рецептов кутьи множество. Её можно варить из пшеницы, гороха, ячменя и риса, заправлять мёдом и сухофруктами. У нас в детстве была кутья из риса, с изюмом и курагой. Иногда сверху мама посыпала её мелко порезанными мармеладками. Разговение должно быть плавным, постепенным.
Рождественский обед уже 7 января более хлебосольный. Можно декорировать стол сеном — в память о яслях, в которых родился Иисус. Есть традиция готовить 12 разных блюд. Варят супы, пекут пироги и пряники, запекают гуся или утку, подают закуски, салаты, угощают киселём и наливают белое, красное или наливку.
Но все традиции угощения в Рождество — верхушка праздника. Главное — посетить литургию, исповедаться, причаститься.
«Самое главное – это, конечно, литургия. Даже не одна литургия, а две. Потому что в праздник Рождества совершаются две литургии. И вот участие в этих литургиях является главным празднованием праздника Рождества Христова по плоти. Очень важно причаститься и 6 января, в день рождественского сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой великой вечерни, услышать замечательные стихиры, которые являют высший образец церковной гимнографии, высший образец церковной поэзии», - рассказал порталу «Православие.ру» http://www.pravoslavie.ru/99829.html Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).
Среди рождественских традиций — обустройство вертепа. Это такая пещера, где родился Христос. Каждый год самый большой вертеп в Чите устанавливают возле Кафедрального собора. Можно попробовать самостоятельно сделать такую инсталляцию.
Раньше принято было на Рождество колядовать. Компании из нескольких человек, некоторые в костюмах (козы, медведя, скомороха, ангелы) заходили в гости к своим односельчанам. Один из главных атрибутов — звезда. Она должна была быть большой и яркой. Некоторые брали с собой кукольные вертепы. Гости пели колядки — рождественские песни. Хозяева слушали, радовались, угощали артистов сладостями и другими дарами.
Нынче ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Посмотреть на традиционные колядки и услышать рождественские песни можно 7 января в Забайкальском краевом драматическом театре. Там пройдёт концерт «Читинской слободы» и фольклорного отделения детского ансамбля «Отрада».
С 7 по 17 января начинаются Святки. В это время принято гадать на суженого. Смотреть в зеркала при горящей свече, бросать сапог через забор. Но православная церковь любые гадания в любое время года не поддерживает и не считает их пустым баловством. Да и другие народные обычаи — готовка определённых блюд, переодевание, колядки, подарки — это не суть праздника.
Святой Ефрем Сирин писал, что Рождество - настоящая ночь, которая доставляет мир и тишину вселенной: «Эта ночь принадлежит кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит своё высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесённой ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшёл к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником».