Во времена правления императрицы Анны Иоанновны в Забайкалье появились ещё не «секретные» (таковые прибудут сюда позже), но уже особые узники. Среди них оказался и один очень высокопоставленный православный священнослужитель отнюдь не из числа старообрядцев.
Сразу стоит сказать, что он был именно узником, а не просто сосланными из Центральной России в Даурию священником. Как удалось узнать забайкальскому историку и архивисту Сергею Кудрявцеву, схимонаха Гедеона, о котором речь пойдёт ниже, привезли в Нерчинский Успенский монастырь с инструкцией «содержать его там до смерти неисходно под крепким караулом и никого к нему не допускать без караула». Не случайность, что не удаётся найти даже его портрета.
Бироновщина
В 1730 году на российский престол взошла четвёртая дочь Ивана V, родного брата и соправителя Петра I, Анна Иоанновна. Когда ей было 17 лет, по политическим мотивам Пётр I выдал её замуж за герцога Курляндии Фридриха Вильгельма. Увы, герцог умер вскоре после бракосочетания (предполагается, что он не рассчитал своих сил, пытаясь перепить Петра I). Молодую вдову царь отправил в Курляндию, где через 20 лет она и узнала о том, что ей предлагается занять освободившийся после смерти Петра II трон. В тот же год с подачи ближайшего окружения императрица учредила Канцелярию тайных розыскных дел. Считается, что в десятилетие её правления было казнено около тысячи человек, а 20 тысяч были сосланы в Сибирь.
Особый резонанс вызвали расправы с князьями Долгорукими, чья дочь чуть не стала женой Петра II, и кабинет-министром Артемием Волынским. Фаворита Петра II князя Ивана Долгорукова колесовали, ещё двум Долгоруким отрубили головы. Волынскому за дурные отзывы об императрице сначала вырезали язык, а потом отрубили голову.
Репрессии против части элиты современники связывали с засильем немцев при дворе, получившим название бироновщины. Эрнст Иоганн Бирон, граф Священной Римской империи (этот титул просто покупался), герцог Курляндии и Семигалии, стал фаворитом Анны Иоанновны ещё до занятия ей престола и оставался в этой роли до её кончины.
Интересно, что его, сверженного и сосланного вскоре после смерти Анны Иоанновны, полностью простила Екатерина II. Современные историки, ссылаясь на архивные материалы, утверждают, что роль Бирона в репрессиях и казнокрадстве, приписываемая де ему литераторами XIX века, не подтверждается. Однако известно, что самые большие подлости в истории не документировались. А зачастую злодеи документальных следов не оставляли. Жертвами бироновщины во всяком случае были вполне конкретные люди.
Вице-президент Священного Синода
О Георгии (Гедеоне) Дашкове писали самые выдающиеся российские историки Николай Карамзин, Сергей Соловьёв, Василий Ключевский и другие. Попал он и в знаменитую энциклопедию Брокгауза и Эфрона. Владыка Георгий был крупной исторической фигурой, которую нельзя было обойти вниманием, рассказывая о событиях первой половины XVIII века.
В Забайкалье же о нём первым написал первый же историк нашего края Владимир Андриевич, автор изданного в XIX веке «Краткого очерка истории Забайкалья от древнейших времён до 1762 года». Пусть это и было всего несколько строк, но это была самая первая информация, поэтому приведу её полностью: «Сослан в Нерчинский монастырь архиерей Георгий Дашков, заподозренный в участии по делу об устранении Анны Иоанновны от престола (затеянному Радышевским). От него не велено принимать заявлений о государственном слове и деле».
Сочно о нём рассказал в «Серебряном капкане» писатель Георгий Граубин; сухо, но более исторически выверено, в «Православном Забайкалье», историк Сергей Кудрявцев, а в «Энциклопедии Забайкалья» - Наталья Дроботушенко. Поэтому, не претендуя на что-то принципиально новое, лишь напомню, кем же был этот человек до того, как прибыл в Успенский (Нерчинский) монастырь.
Выходец из старинной дворянской фамилии Дашковых, он избрал путь служения Русской православной церкви. Через некоторое время был назначен настоятелем Троицкого монастыря в Астрахани, который и начал отстраивать. Когда в 1705 году в Астрахани вспыхнул стрелецкий бунт, он, как уже рассказывалось, сыграл свою роль в его подавлении, словом увещевая к повиновению восставших. Заслуги в деле прекращения астраханского бунта, а также его природный ум и энергия обратили на себя внимание фельдмаршала, который и рекомендовал Дашкова Петру I. Вскоре умного настоятеля перевели в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, в 1711 году он стал архимандритом этой самой старинной на Руси лавры.
В июле 1718 года стал епископом ростовским, в 1725 году определён членом Священного синода, ав 1726 году возведён в архиепископы, встав в ряды высших иерархов Русской православной церкви. Вскоре он был назначен вице-президентом Синода. Напомню, что после реформы, проведённой Петром I, главой Церкви стал сам император, а патриаршество было ликвидировано. От имени императора всеми делами ведал обер-прокурор Синода, от духовенства главным был как раз вице-президент. Одним из авторов этой реформы был Феофан Прокопович.
Жертва клеветы
Те историки, кто восхищался Прокоповичем, критиковали Дашкова, и, наоборот, те, кто обвиняли Феофана в преклонении перед лютеранством, с одобрением писали о Георгии Дашкове, верном российским традициям.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны обстановка при царском дворе переменилась, и прозападный Феофан (Прокопович) приобрёл былое влияние. И прежде всего решил свести счёты с владыкой Георгием (Дашковым), избрав своим орудием клевету. Георгий был представлен императрице политически ненадёжным, принадлежащим враждебной царице партии и, кроме того, взяточником, разорявшим епархии своими поборами.
В итоге 21 июля 1730 года указом императрицы Анны Иоанновны его уволили из Синода. И уже 28 декабря того же года лишили сана и сослали в заточение сначала в Харьковский монастырь, затем в Вологодский Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера; 4 марта 1731 года он принял схиму с именем Гедеона.
Несвятой святой
Хотя в Спасо-Каменном монастыре Гедеон и содержался, как государственный преступник, однако, как бывший архиерей, пользовался особым почётом и со стороны братии и богомольцев, из отдалённых мест стекавшихся в монастырь, чтобы получить благословение благочестивого старца Гедеона, в глазах народа бывшего мучеником за правду - и не простым монахом, а архиереем в схиме. Знаки внимания и дружбы со стороны митрополита Игнатия Смолы, Сильвестра и Долгоруких окружали старца Гедеона в глазах народа ореолом мученичества и начинали тревожить Прокоповича.
По его инициативе в 1734 году Синод вошёл к государыне с предложением услать схимника Гедеона, как человека опасного для государственного спокойствия, и содержать его как колодника. Состоялось следующее предписание: «послать его под крепким караулом в тобольскую губернскую канцелярию, а оттуда сослать его Иркутской епархии в Успенский-Нерчинский монастырь и там содержать его».
В мае 1734 года узник прибыл в Забайкалье сначала в Селенгинский Троицкий монастырь, а 2 декабря 1735 года — в Нерчинский Успенский монастырь, где ему предстояло пробыть до 1739 года. Не стало его 17 апреля 1739 года. Похоронили схимника на территории монастыря.
Вскоре после смерти Анны Иоанновны в октябре 1740 года последовал указ о помиловании невинно сосланных в предшествовавшее царствование. Среди них был и схимонах Гедеон. Но эта весть в живых его уже не застала. То есть, светская власть его реабилитировала ещё в XVIII веке.
Можно констатировать, что прах выдающегося православного деятеля, крупной исторической фигуры, которого ещё при жизни многие современники считали святым мучеником, покоится в земле забайкальской. Где? Пока это место не установлено.
В 2015 году СМИ облетела весть, что археологи обнаружили его могилу около Успенской церкви. Однако вскоре известный археолог Александр Константинов сообщил, что обнаружена лишь плита, под которой могилы не оказалось.
Возможно, его прах когда-нибудь всё же будет обнаружен. Его современники-забайкальцы, к слову сказать, также считали Гедеона святым. И ими почитался куст бузины, выросший вскоре на его могиле. Листья с этого куста верующими считались лечебными.