Наука Здесь повсюду динозавры! Как забайкальский кулиндадромеус изменил мировую науку

Здесь повсюду динозавры! Как забайкальский кулиндадромеус изменил мировую науку

Находку обнаружили 14 лет назад

Вот такие кулиндадромеусы бегали по территории нынешнего Забайкалья 145–175 миллионов лет назад

Софья Синица нашла остатки неизвестного на тот момент динозавра в пади Кулинда в Чернышевском районе Забайкалья в 2010 году. Интерес к этому событию в обществе немного поутих, однако в научных кругах по всему миру всё это время продолжалась кропотливая и трудоемкая работа. Итогом 10-летних исследований в 2024-м стала публикация книги. На ее создание ушло два года. Софья Михайловна вместе с внучкой и коллегой рассказали, как были найдены кости древнего динозавра и чем обернулось открытие кулиндадромеуса для мировой науки. С Софьей Михайловной, ее внучкой Екатериной Вильмовой и Евгением Василенко — младшим научным сотрудником лаборатории геохимии и рудогенеза мы встретились в их обители, институте природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИПРЭК СО РАН).

В книге больше 500 страниц

Авторами книги стали сама Софья Синица — доктор геолого-минералогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИПРЭК СО РАН, заслуженный геолог России, а также ее дочь — кандидат геолого-минералогических наук, доцент Елена Вильмова и профессор, директор Департамента Земли и истории жизни Королевского бельгийского института естественных наук, доктор геолого-минералогических наук Паскаль Годефруа.

В Забайкалье до находки Софьи Синицы были известны только два места, где находили остатки динозавров, — Тингинское и Арбагарское местонахождения. Обнаруженная в 1908 году в Тигнинском угольном карьере кость стала также первой находкой динозавров в России. Его отнесли к хищникам. В 1936–1938 годах в Арбагарском угольном карьере нашли кости растительноядного динозавра. Однако исследований там не провели, а место утрачено — карьеры затопили. В 1953-м в Кемеровской области геологи нашли череп небольшого пситтакозавра, которого назвали сибирским. В конце 1990-х годов в сопках возле Кундура в Благовещенске сын и отец Болотские раскопали полный скелет динозавра — гадрозавра. Ящера назвали олоротитаном архаринским.

— В палеонтологии довольно часто всё находят случайно при проведении каких-то горных или разведочных работ. Или дорогу строят, как было в Благовещенске, — объяснил Евгений Василенко. — На деле невыгодно, чтобы палеонтологи останавливали прибыльный бизнес.

В случае с Кулиндой ученым повезло, что местонахождение оказалось на открытой местности. Впрочем, не очень удобной — это крутой склон в 35 градусов. После того как в 50–60-х годах в пади проводилась разведка на уран, он остался изрезан 13 канавами.

В 60–70-х годах эти магистральные канавы описывали техники-геологи. В их записях значится только окаменелая древесина, попавшаяся им на глаза. Вполне может быть, что из-за отсутствия нужного опыта они просто прошли мимо потенциальных находок. Однако в 2010 году находки уже точно были на виду.

— Я шла в обыкновенном геологическом маршруте, описывала породы. Со мной был геолог, доктор наук Фарид Еникеев. Он шел в начале склона и присел на плиту передохнуть. Когда встал, я перевернула ее, а на ней две необычные кости. Я знала, что в отложениях юрского периода в Забайкалье позвоночных не было, поэтому это могли быть только динозавры. Мой ученик Дмитрий Василенко ехал в Москву, увез туда кости. А вечером позвонил и говорит: «Это динозавры, ищите дальше». Было начало сентября — конец полевого сезона. Куда ехать? Но мы всё-таки решили не тянуть и направились на поиски, — вспоминает сейчас Софья Синица.

Тогда с раскопками помог директор «Читагеолсъемки» Николай Чабан — он дал машину и шофера, с которым Софья Синица и студент Руслан Истомин отправились в экспедицию на Кулинду.

Здесь можно разглядеть череп кулиндадромеуса
Фрагмент чешуйчатого хвоста и оперение

В этой экспедиции Софья Синица вдвоем со студентом нашли 107 образцов в одной канаве, даже не раскапывая ее. Сейчас уже известно, что из 13 магистральных канав на склоне только в трех есть остатки динозавров.

Диорама склона, на котором были обнаружены находки

— Профессионалы, которые работают с техникой, сказали, что есть тракторы, которые на этих крутых склонах могут спокойно работать. Но нужен очень опытный водитель, — рассказала Софья Синица.

За 14 лет после обнаружения динозавров нанять такую технику так и не удалось. В разные годы с финансированием экспедиций помогали экс-губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, бывший министр природных ресурсов региона Александр Тарабарко, геолог Александр Леснянский, депутат Сергей Миронов. Благодарности им и другим спонсорам перечислены на первых страницах книги.

— Чтобы съездить и хорошо поработать, как Софья Михайловна, нужно планировать работы хотя бы на месяц. На раскопках нужна обязательно помощь горных рабочих. Их нанимали в селе Новоильинск. Основная часть работы заключается в том, чтобы вскрыть горные породы и добраться до динозавровых слоев, которые могут в себе содержать эти отпечатки. В стоимость работ экспедиции закладываются питание, снаряжение по необходимости, повар, — рассказывает Евгений, который теперь руководит экспедициями. — Мы ездим и сейчас, но на полторы-две недели, и нас меньше.

За 10 лет экспедиций, на которые пришелся самый активный этап изучения Кулинды, в них поучаствовали около 50 человек из Бельгии, Франции, Ирландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Магадана, Иркутска и Благовещенска.

Что особенного в кулиндадромеусе?

— Это древнейший найденный на планете оперенный птицетазовый растительноядный динозавр. Находки оперенных динозавров были и до этого. Но это всё были хищные динозавры ящеротазовые. Они все из мелового периода. У нас же более ранний, юрский период. Это позволило пролить свет на эволюцию от динозавров к современным птицам. Стало понятно, что все динозавры произошли от одного общего предка, вероятнее всего, оперенного, — рассказал Евгений.

Фрагмент чешуйчатого хвоста
Это тоже фрагмент чешуйчатого хвоста
Фрагмент чешуйчатого хвоста

Описал новый вид динозавра палеонтолог из Бельгии Паскаль Годефруа. До этого он работал с геологами из Благовещенска, когда же в Забайкалье были обнаружены столь древние остатки, он приехал с помощниками в наш регион — первый раз в 2013 году, а затем еще несколько раз.

— По находкам зубов был сделан вывод, что он точно не хищник. Вероятно, был всеядным — мог и травку пощипать, и насекомых съесть, и мелких позвоночных, — говорит Евгений.

Зубы динозавра

— Отложения пади Кулинда изучались с разных сторон: определялся химический состав горных пород, который говорит о геологических процессах, сформировавших древний ландшафт, позволивший этим древним остаткам захорониться. Тела мертвых динозавров попадали в озеро, вулканический пепел их присыпал — так они сохранились до наших дней, — кратко объяснил младший научный сотрудник.

Влияние на мировое сообщество

В 2014 году публикация об этом новом роде динозавра вышла в журнале Science. Это открытие вошло в десятку крупнейших мировых достижений в науке по версии журнала. С того времени зарубежных публикаций было около десятка. Например, в 2020 году вышла большая монография об эволюции оперения от динозавров к современным птицам. Отдельная большая глава там посвящена изучению кожных покровов кулиндадромеуса.

Копия того самого выпуска Science

Динозавр «по плоти»

Существует уже три реконструкции кулиндадромеуса: первая была создана в музее Брюсселя по материалам и данным, собранным во время совместных экспедиций, и две в Чите — в Краеведческом музее и в институте природных ресурсов, экологии и криологии.

— В Кулинде нет полных скелетов, а только образцы с единичными остатками. Но все они морфологически сходны, поэтому получилось описать одного зверя. При этом есть некое поле для фантазии, — поделился Евгений, который и создал за два месяца забайкальского динозавра в настоящую величину.

Кожа
Лопатка, ребра, оперение
Оперение с базальными чешуйками

Для создания динозавра использовался металлический каркас. Хвост сделан из запекаемого пластика, кожаные покровы на задних и передних конечностях — из натуральной кожи. Рыжая шерсть сверху — искусственный мех, микрочешуйки с черной шерстью — шерсть кабана и медведя.

Открытие в жизни ученого

Софья Михайловна, вы мечтали совершить подобное открытие?

— Нет. Я могла собирать ракушки, рыбок. О том, чтобы найти что-то такое важное, даже не задумывалась.

А почему вы выбрали профессию палеонтолога?

— Может быть, потому, что маленькая всегда хотела найти что-нибудь интересное. У нас была учитель биологии, которая говорила: «Дети, завтра мы моем ванну». Это была огромная ванна, в которой жили тритоны, лягушки, рыбки. Мы их вылавливали, всё мыли, запускали обратно. Мне говорили: «Как ты берешь эту лягушку?» А я не боялась, мне даже было смешно, — вспоминает Синица.

На геологическую практику Софья Синица приехала в Читу.

— Я попала в партию, где в экспедициях находили только маленькие ракушки и больше ничего. Геолог говорил: «Ну найди что-нибудь». С этого времени и повелось — изъездила всё Забайкалье и Монголию. Чего только не находила в маршрутах — остатки рыб и необычных растений, древнейших кораллов и следов жизнедеятельности разных организмов. Находки кулиндадромеуса в Забайкалье — новый, необычный этап в моей работе, на который потрачено много сил, энергии, да и средств.

Сейчас сотрудники института продолжают дело Софьи Синицы, вышедшей на пенсию. Например, Евгений Василенко пишет проект для того, чтобы выиграть грант для дальнейшего изучения пади Кулинда, которая хранит в себе колоссальный потенциал.

Лайк