Софья Синица нашла остатки неизвестного на тот момент динозавра в пади Кулинда в Чернышевском районе Забайкалья в 2010 году. Интерес к этому событию в обществе немного поутих, однако в научных кругах по всему миру всё это время продолжалась кропотливая и трудоемкая работа. Итогом 10-летних исследований в 2024-м стала публикация книги. На ее создание ушло два года. Софья Михайловна вместе с внучкой и коллегой рассказали, как были найдены кости древнего динозавра и чем обернулось открытие кулиндадромеуса для мировой науки. С Софьей Михайловной, ее внучкой Екатериной Вильмовой и Евгением Василенко — младшим научным сотрудником лаборатории геохимии и рудогенеза мы встретились в их обители, институте природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИПРЭК СО РАН).
Авторами книги стали сама Софья Синица — доктор геолого-минералогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИПРЭК СО РАН, заслуженный геолог России, а также ее дочь — кандидат геолого-минералогических наук, доцент Елена Вильмова и профессор, директор Департамента Земли и истории жизни Королевского бельгийского института естественных наук, доктор геолого-минералогических наук Паскаль Годефруа.
В Забайкалье до находки Софьи Синицы были известны только два места, где находили остатки динозавров, — Тингинское и Арбагарское местонахождения. Обнаруженная в 1908 году в Тигнинском угольном карьере кость стала также первой находкой динозавров в России. Его отнесли к хищникам. В 1936–1938 годах в Арбагарском угольном карьере нашли кости растительноядного динозавра. Однако исследований там не провели, а место утрачено — карьеры затопили. В 1953-м в Кемеровской области геологи нашли череп небольшого пситтакозавра, которого назвали сибирским. В конце 1990-х годов в сопках возле Кундура в Благовещенске сын и отец Болотские раскопали полный скелет динозавра — гадрозавра. Ящера назвали олоротитаном архаринским.
— В палеонтологии довольно часто всё находят случайно при проведении каких-то горных или разведочных работ. Или дорогу строят, как было в Благовещенске, — объяснил Евгений Василенко. — На деле невыгодно, чтобы палеонтологи останавливали прибыльный бизнес.
В случае с Кулиндой ученым повезло, что местонахождение оказалось на открытой местности. Впрочем, не очень удобной — это крутой склон в 35 градусов. После того как в 50–60-х годах в пади проводилась разведка на уран, он остался изрезан 13 канавами.
В 60–70-х годах эти магистральные канавы описывали техники-геологи. В их записях значится только окаменелая древесина, попавшаяся им на глаза. Вполне может быть, что из-за отсутствия нужного опыта они просто прошли мимо потенциальных находок. Однако в 2010 году находки уже точно были на виду.
— Я шла в обыкновенном геологическом маршруте, описывала породы. Со мной был геолог, доктор наук Фарид Еникеев. Он шел в начале склона и присел на плиту передохнуть. Когда встал, я перевернула ее, а на ней две необычные кости. Я знала, что в отложениях юрского периода в Забайкалье позвоночных не было, поэтому это могли быть только динозавры. Мой ученик Дмитрий Василенко ехал в Москву, увез туда кости. А вечером позвонил и говорит: «Это динозавры, ищите дальше». Было начало сентября — конец полевого сезона. Куда ехать? Но мы всё-таки решили не тянуть и направились на поиски, — вспоминает сейчас Софья Синица.
Тогда с раскопками помог директор «Читагеолсъемки» Николай Чабан — он дал машину и шофера, с которым Софья Синица и студент Руслан Истомин отправились в экспедицию на Кулинду.
В этой экспедиции Софья Синица вдвоем со студентом нашли 107 образцов в одной канаве, даже не раскапывая ее. Сейчас уже известно, что из 13 магистральных канав на склоне только в трех есть остатки динозавров.
— Профессионалы, которые работают с техникой, сказали, что есть тракторы, которые на этих крутых склонах могут спокойно работать. Но нужен очень опытный водитель, — рассказала Софья Синица.
За 14 лет после обнаружения динозавров нанять такую технику так и не удалось. В разные годы с финансированием экспедиций помогали экс-губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, бывший министр природных ресурсов региона Александр Тарабарко, геолог Александр Леснянский, депутат Сергей Миронов. Благодарности им и другим спонсорам перечислены на первых страницах книги.
— Чтобы съездить и хорошо поработать, как Софья Михайловна, нужно планировать работы хотя бы на месяц. На раскопках нужна обязательно помощь горных рабочих. Их нанимали в селе Новоильинск. Основная часть работы заключается в том, чтобы вскрыть горные породы и добраться до динозавровых слоев, которые могут в себе содержать эти отпечатки. В стоимость работ экспедиции закладываются питание, снаряжение по необходимости, повар, — рассказывает Евгений, который теперь руководит экспедициями. — Мы ездим и сейчас, но на полторы-две недели, и нас меньше.
За 10 лет экспедиций, на которые пришелся самый активный этап изучения Кулинды, в них поучаствовали около 50 человек из Бельгии, Франции, Ирландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Магадана, Иркутска и Благовещенска.
Что особенного в кулиндадромеусе?
— Это древнейший найденный на планете оперенный птицетазовый растительноядный динозавр. Находки оперенных динозавров были и до этого. Но это всё были хищные динозавры ящеротазовые. Они все из мелового периода. У нас же более ранний, юрский период. Это позволило пролить свет на эволюцию от динозавров к современным птицам. Стало понятно, что все динозавры произошли от одного общего предка, вероятнее всего, оперенного, — рассказал Евгений.
Описал новый вид динозавра палеонтолог из Бельгии Паскаль Годефруа. До этого он работал с геологами из Благовещенска, когда же в Забайкалье были обнаружены столь древние остатки, он приехал с помощниками в наш регион — первый раз в 2013 году, а затем еще несколько раз.
— По находкам зубов был сделан вывод, что он точно не хищник. Вероятно, был всеядным — мог и травку пощипать, и насекомых съесть, и мелких позвоночных, — говорит Евгений.
— Отложения пади Кулинда изучались с разных сторон: определялся химический состав горных пород, который говорит о геологических процессах, сформировавших древний ландшафт, позволивший этим древним остаткам захорониться. Тела мертвых динозавров попадали в озеро, вулканический пепел их присыпал — так они сохранились до наших дней, — кратко объяснил младший научный сотрудник.
Влияние на мировое сообщество
В 2014 году публикация об этом новом роде динозавра вышла в журнале Science. Это открытие вошло в десятку крупнейших мировых достижений в науке по версии журнала. С того времени зарубежных публикаций было около десятка. Например, в 2020 году вышла большая монография об эволюции оперения от динозавров к современным птицам. Отдельная большая глава там посвящена изучению кожных покровов кулиндадромеуса.
Динозавр «по плоти»
Существует уже три реконструкции кулиндадромеуса: первая была создана в музее Брюсселя по материалам и данным, собранным во время совместных экспедиций, и две в Чите — в Краеведческом музее и в институте природных ресурсов, экологии и криологии.
— В Кулинде нет полных скелетов, а только образцы с единичными остатками. Но все они морфологически сходны, поэтому получилось описать одного зверя. При этом есть некое поле для фантазии, — поделился Евгений, который и создал за два месяца забайкальского динозавра в настоящую величину.
Для создания динозавра использовался металлический каркас. Хвост сделан из запекаемого пластика, кожаные покровы на задних и передних конечностях — из натуральной кожи. Рыжая шерсть сверху — искусственный мех, микрочешуйки с черной шерстью — шерсть кабана и медведя.
Открытие в жизни ученого
— Софья Михайловна, вы мечтали совершить подобное открытие?
— Нет. Я могла собирать ракушки, рыбок. О том, чтобы найти что-то такое важное, даже не задумывалась.
— А почему вы выбрали профессию палеонтолога?
— Может быть, потому, что маленькая всегда хотела найти что-нибудь интересное. У нас была учитель биологии, которая говорила: «Дети, завтра мы моем ванну». Это была огромная ванна, в которой жили тритоны, лягушки, рыбки. Мы их вылавливали, всё мыли, запускали обратно. Мне говорили: «Как ты берешь эту лягушку?» А я не боялась, мне даже было смешно, — вспоминает Синица.
На геологическую практику Софья Синица приехала в Читу.
— Я попала в партию, где в экспедициях находили только маленькие ракушки и больше ничего. Геолог говорил: «Ну найди что-нибудь». С этого времени и повелось — изъездила всё Забайкалье и Монголию. Чего только не находила в маршрутах — остатки рыб и необычных растений, древнейших кораллов и следов жизнедеятельности разных организмов. Находки кулиндадромеуса в Забайкалье — новый, необычный этап в моей работе, на который потрачено много сил, энергии, да и средств.
Сейчас сотрудники института продолжают дело Софьи Синицы, вышедшей на пенсию. Например, Евгений Василенко пишет проект для того, чтобы выиграть грант для дальнейшего изучения пади Кулинда, которая хранит в себе колоссальный потенциал.