В 2006 году в Борзе на место ИС-3, стоявшего около гарнизонного Дома офицеров, водрузили танк Т-34-85.
В августе 2009 года Борзинская межрайонная прокуратура потребовала от администрации города вернуть танк ИС-3 на постамент. Как тогда сообщала пресс-служба прокуратуры, редкий танк ИС-3 по распоряжению главы администрации Борзи был передан в музей образцов военной техники войсковой части. Доступ в часть по понятным причинам был закрыт, и прокуратура выразила беспокойство о гражданах, лишённых возможности смотреть на эту технику.
В марте этого года прокуратура отрапортовала, что суд обязал военных вернуть танк ИС-3 на постамент до 1 мая. Вопрос заключался лишь в том, кто будет оплачивать перевозку танка – СибВО или мэрия.
Однако, несмотря на решение Борзинского суда, 29 марта военные погрузили танки, среди которых был ИС-3, на железнодорожные платформы и подготовили к вывозу из города. В тот же день прокуратура направила в Борзинский городской суд заявление о наложении ареста на танки. Суд без промедления выписал исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство и произведено описание танков на месте их погрузки.
На этот релиз пресс-служба СибВО впервые с начала истории с танком дала ответ. Военные говорили, что округ намерен оспорить решение суда, забрать из Борзи танки ИС-3 и Т-26, и установить их в ОДОРА.
«До настоящего времени танки стояли в галерее штаба 36-й армии вместе с другими историческими боевыми единицами БТ-7 и Т-26. Их нашли наши военнослужащие на местах боёв на реке Халхин-Гол, когда на территории Монголии дислоцировалась 39-я армия. Какие-то из них доставали со дна озера, они были отреставрированы. Тогда, по согласованию с соответствующими органами Монголии, их, как мемориалы, поставили в крупных военных гарнизонах 39-й армии. Когда в 1980 году эта группа войск была выведена на территорию СССР, танки приказом командующего округом были отправлены в 36-ю армию – в таком же качестве, в такие же гарнизоны», - рассказал «Чита.Ру» пресс-секретарь командующего СибВО Валерий Щебланин.
С того времени, по его словам, ИС-3 стоял у здания гарнизонного Дома офицеров в Борзе, потому, что когда-то там был штаб 36-й армии, и числился в СибВО, как единица вооружения. Поменять же танки, как пояснил Щебланин, военные согласились по просьбе тогдашнего руководства города. Борзинцы якобы хотели видеть на постаменте настоящий боевой танк Т-34, который воевал в составе 6-й гвардейской танковой армии.
После военного релиза, разосланного в СМИ, на сайте прокуратуры появились результаты исследования, проведенного старшим помощником Борзинского межрайонного прокурора Александром Майоровым.
Он выяснил, что танк «ИС-3» и танк «Т-26» являются собственностью города, так как имеют кадастровые номера объекта недвижимости 2.1.57 и 2.1.59 и содержатся на балансе борзинской казны. При этом военные не доказывали своё право собственности на них до начала всей этой истории.
Майоров также опровергает информацию СибВО о том, что включение танков в реестр культурного наследия памятников истории не было оформлено установленным порядком: «Танк ИС-3 в соответствии с учетной карточной Министерства культуры Забайкальского края с 18 ноября 1986 года (документ № 2.4-1.54.4 Главка памятников Министерства культуры РСФСР) является Памятником в честь 6-й Гвардейской танковой армии федерального (союзного) значения и имеет паспорт, фотографии и обмеры».
Кроме того, помощник прокурора совершил экскурс в историю: «Памятник «танк «ИС-3» был сооружён в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в честь 6-й Гвардейской танковой армии, принявшей участие в разгроме японских войск в августе 1945 года. Она в 1945 году входила в состав 2-го Украинского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Родион Малиновский, и принимала активное участие в разгроме немецких войск, в том числе в освобождении европейских городов Брно, Вена, Прага, Братислава и других. Затем она была переброшена в Забайкалье для участия в разгроме Квантунской армии. Армия проследовала через город Борзя во внутреннюю Монголию, решив исход сражения. На вооружении 6-й Гвардейской танковой армии состояли, в том числе, и танки «ИС-3», которые реально участвовали в разгроме Квантунской армии. 11-12 августа 1945 года танковая армия, преодолев Большой Хинган, заняла город Любэй, а оттуда двинулась в сторону Чанчуня и Мукдена – главного стратегического центра японских войск».
Помимо всего прочего Майоров приводит ещё одну историческую деталь: «В здании гарнизонного дома офицеров, расположенного по улице Лазо в центре города Борзя (а не по улице Ленина, как утверждают военные) никогда, в том числе в 1950-60-х годах штаба 36 Армии не было. С момента дислокации войск армии на территории Борзинского района ее штаб располагался на территории закрытого городка по улице Гастелло».
Бухгалтер борзинского Дома офицеров Любовь Ярославцева доподлинно не знает, находился ли в здании штаб. Однако у неё сохранились приказы от 1937 года, в которых Лазо, 41 фигурирует именно как Дом офицеров.
Окончательную точку в истории поставит суд, решение которого СибВо намерен оспорить.
Три с шестью или четыре с семью?
К сообщению полковника Щебланина были приложены фото, на одном из которых был изображён танк с номером 002, значком гвардии и тремя звёздами на стволе. Через какое-то время точно такой же танк появился в ОДОРА.
Возмущённая общественность признала в этом танке спорный ИС-3 и начала тихонечко бузить – чего это военные не соблюдают решений суда?
Валерий Щебланин в ответ на этот вопрос сказал, что ИС-3 и Т-26 находятся в воинской части в Борзе, и в парке ОДОРА их точно нет. Модель танка, находящегося там, пресс-секретарь командующего назвать не смог.
«Однозначно не ИС-3. В ОДОРА стоит абсолютно другая техника – всего 16 единиц – два или три танка и несколько артиллерийских систем. Какая-то техника получена со складов, какая-то привезена из Борзи. Пока всё это стоит в рабочем порядке», - уточнил Щебланин.
Об истории и некоторых технических характеристиках ИС-3 «Чита.Ру» рассказал полковник в отставке Дмитрий Палкин. По его словам, названный в честь Иосифа Сталина танк появился в конце войны, принял участие в боях на её завершающем этапе.
«Сделан он на базе предшественников ИС-1, ИС-2. Первый танк этой серии был выпущен до войны и, как вся серия танков, задумывался именно как тяжёлое оружие. На некоторые модели ставились даже 152-х миллиметровые гаубицы. Из-за веса в 47 тонн ИС-3 развивал относительно небольшую скорость - до 40 километров в час. Имел броню толщиной 20 сантиметров и 122-х миллиметровую пушку. Производили его примерно до 1946 года и выпустили примерно две тысячи экземпляров», - рассказал Палкин.
О качестве танка, как он отметил, можно судить по тому, что на вооружении он находился до 60-х годов: «Немцы и американцы при производстве боевых машин уделяли больше удобству для экипажа. В их технике предусмотрены резиновые прослойки, наклейки, простор. Зачастую это делалось за счёт увеличения высоты танка, после чего он превращался в неплохую цель. У нас основными направлениями были – практичность, меньшая высота, и хорошая пушка, а удобство экипажа было на последнем месте. Поэтому наши танки считались лучшими. Зато когда немцы и американцы залазили в наши машины, они жаловались на тесноту. Но, в конце концов – это оружие, и оно должно выполнять свою роль».
ИС-3 заслужил похвалу генерала танковых войск Германии Фридолина фон Зенгера унд Эттерлина. «Рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств», - приводит его слова сайт «The Russian Battlefield».
Генерал знал толк в танках хотя бы потому, что командовал сначала 14-ым танковым корпусом, разбитым в феврале 43-го под Сталинградом, а затем 17-ой танковой дивизией, в мае 45-го взятой в плен советскими войсками.
Однако в ОДОРА находится не легендарный ИС-3. Википедия в его описании сообщает, что «лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос» и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном в 56 градусов к вертикали».
У танка, стоящего в парке, лобовой лист прямой. Таким же образом, как говорится на сайте проекта «Русская Сила», бронировался «Кировец-1» - первый прототип танка ИС-3.
Но у танка ИС-3, судя по фотографиям и описаниям, ходовая часть состоит из шести опорных катков. А у танка, находящегося в ОДОРА, их семь.
Один из читинских любителей истории и военной техники, попросивший называть себя Дмитрием, опознал в танке ИС-4.
«Отличительная особенность третьей модели – «щучий нос». Такая схема бронирования применялась только у неё. Кроме того, на ИС-3 ставилось шесть катков, а на ИС-4 – семь», - рассказал собеседник агентства.
ИС-4, по его словам, ещё более редкая машина, чем её предшественник.
По словам любителя, серийно этот танк выпускался с 1947 по 1948 годы. В отличие от предыдущих моделей, в ИС-4 планировалось усилить броню и вооружение. Из-за этого масса танка увеличилась, что потребовало поставить дополнительный каток. Во время использования танка были выявлены недостатки ходовой части и слишком большой вес, что усложняло его передвижение по мостам того времени. До 70-х годов танки находились на консервации, а затем были отправлены в укрепрайоны на китайско-русскую границу, где находились вплоть до 80-х годов. В Забайкалье ИС-4 были вкопаны в землю в качестве неподвижных огневых точек в ближайших к Китаю районах.
Слова любителя подтверждает Википедия: «В 1970 году в Осиповичах на их (танков ИС-4 – Е.З.) основе были созданы 20 отдельных воинских частей в составе 10 танков, грузовика ЗИЛ-130, артиллерийского расчёта, поваров и отправлены в укрепрайоны вдоль всей советско-китайской границы. В конце 70-х годов все танки были отправлены на переплавку».
Сайт «Популярная Механика» говорит, что «Единственными комплектными экземплярами, сохранившимися до наших дней, являются ИС-4 из экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники (подмосковная Кубинка) и памятник в Читинской области».
В отдельных источниках, в основном, на форумах, можно встретить упоминания о ДОТах с башнями ИС-4, и собственно самих танках-памятниках. Сказать, сколько всего «Иосифов Сталиных» четвёртой модели нельзя, но однозначно не много. Льстит то, судя по всему,что один из них военные сумели сохранить и поставить в Чите.