20 октября Рамазан Абдулатипов - ректор Московского государственного университета культуры и искусств, известный российский политик и государственный деятель - приветствовал участников церемонии открытия Гражданского форума «Сибирь – территория гражданского мира и согласия» речью, которая два раза срывала у не очень эмоционального Большого зала краевой филармонии аплодисменты. Быть может, дело в эмоциональности и напоре Рамазана Гаджимурадовича, а быть может, люди просто отвыкли от свободных рассуждений о роли русского народа в современной российской государственности.
ИА «Чита.Ру» приводит выдержки из выступления Абдулатипова.
- В Конституции Российской Федерации записано – «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Но нам ещё только предстоит, чтобы мы были единым народом. За последние 10-15 лет достигнуто очень многое в укреплении государственной власти, в развитии экономики, но предстоит ещё огромная работа по собиранию нашего многонационального отечества.
- Я был среди разработчиков Конституции. Несколько месяцев мы спорили, как начать преамбулу. Предлагали: «Мы, русский и другие народы…». Ясное дело, что основополагающую роль в формировании российского государства играет русский народ. И мы подчёркиваем десятилетиями, что от благополучия и спокойствия русского народа зависит благополучие и спокойствие всей нации. Но вместе с тем я тогда считал, и в конечном итоге мы записали: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Если бы в Москве записали: «Мы, русский и другие народы…», - то по всей России было бы: «Мы, хакасы и другие…», «Мы, тувинцы и другие…», «Мы, чеченцы и другие...». Это разделение на русских и нерусских недопустимо в Российской Федерации, потому что мы - россияне, мы - граждане единого Отечества.
- Вместе с тем мы остаёмся со своими корнями и традициями. И тот, кто ищет свои глубокие корни, ну, давайте по Дарвину: наши предки – обезьяны. Или тоже привлекательный вариант: наши предки - Адам и Ева. О чём мы говорим? Почему мы противопоставляем друг друга по национальному признаку, по культурному признаку и так далее?
- Наверное, моему отцу – защитнику Севастополя, даже в кошмарном сне не приснилось бы в своё время, что в России будут говорить о нацизме и о фашизме… Это есть величайшее оскорбление русской и российской культуры. Это есть величайшее оскорбление нашего национального достоинства.
- Когда мы потворствуем втихую, мы идём на преступление, мы наследуем своим детям и внукам конфликты и межнациональные розни. Мы говорим о благополучии нашего Отечества и благополучии нашей страны. Вместе с тем мы иногда не замечаем, что десятки людей убиваются ежегодно по национальному признаку. В Сибири такого нет – слава богу.
- Я был послом Российской Федерации в Республике Таджикистан. Знаете, это наш братский народ, вместе с нами был в одном государстве. И когда прибывал «груз-200» из Москвы - каждый раз с содроганием, потому что стыдно.
- Россия – это такая страна, такое государство, которое видно со всех сторон. Русский народ является народом-собирателем. Мы все собрались вокруг русского народа, и наша судьба зависит от состояния русского народа. Поэтому не противопоставлять надо, а надо заниматься русским народом, национальным развитием русского народа, национальным самосознанием русского народа.
- Лев Николаевич Толстой сказал, что патриот – это тот, кто любит свой народ, а националист – этот тот, кто ненавидит другой народ. Поэтому нам нужна патриотическая концепция национальной политики. Политики собирания России, чтобы каждый человек вне зависимости от национальности чувствовал себя как в родном Отечестве.
- Говорят, Советский Союз – это великая диктатура. Но в Советском Союзе была и великая культура. Благодаря этому каждый из нас мог взять маленький чемоданчик, уехать на другой конец страны и работать там, и самоутверждаться там, и учиться там, и так далее.
- Когда говорят о Манеже (события на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года - ред.), говорили о Манеже… У нас же как – страшен даже не конфликт, страшно, как всё это обсуждается. На Манеже не было ни русских, ни кавказцев. На Манеже было невежество, которое мы вместе с вами воспитали у наших детей. Поэтому главное противоречие современной России – это противоречие между культурой и невежеством, между духовностью и невежеством. Поэтому главный аргумент нашего развития – это культура. Русская, российская культура. Даже тогда, когда многие государственные деятели разваливали Россию, культура и язык собирали наше Отечество в единое целое.
- Культурное просвещение, культурное развитие являются одним из главных направлений укрепления межнационального мира. Потому что человек культурный не будет свергать другого человека.
- В документах ЮНЕСКО написано, что культура и образование даются для того, чтобы утверждать достоинство человека. И если мы утверждаем достоинство человека и гражданина, тогда будет достоинство и нашей Родины.
- Я желаю благополучия всем энтузиастам и просветителям, которые вышли на дорогу согласия и гражданского мира. Россия сегодня в этом нуждается больше, чем даже в нанотехнологиях. Если будет спокойно в нашем доме, мы обязательно сделаем так, чтобы Россия была великой державой. Другой России быть не может.
Вопросы Рамазану Абдулатипову вы можете задать в рубрике Гость «Чита.Ру»