Когда открываются новые фитнес-клубы и физкультурно-оздоровительные комплексы, представители власти на камеру катаются на горнолыжных трассах, в школах вводят дополнительный урок физкультуры, а спортсмены усиленно готовятся к лондонской олимпиаде, тем кто слышал о спортсмене-инвалиде Михаиле Гомбуеве (он неоднократный победитель чемпионатов России по лёгкой атлетике среди людей с ограниченными возможностями, рекордсмен страны на дистанции 5 километров) кажется, что у него отличные перспективы попасть на важнейшие международные соревнования. Но это только на первый взгляд...
У Михаила нет обеих рук. В школе и университете он был освобождён от физкультуры и, как признаётся сам, совершенно далёк от спорта. На третьем курсе решил побегать для поддержания формы, тем более жил рядом со стадионом СИБВО. От спортсмена любителя до профессионала нужно было сделать несколько важных шагов. Прежде всего, прийти к тренеру.
«Меня вполне устраивало бегать самостоятельно. Сам выбирал дистанции и время. Если приходил на стадион и видел знакомых футболистов, то вместо кросса предпочитал поиграть в футбол. Зимой не бегал. Только для поддержания тонуса 2-3 раза в неделю играл в футбол в зале. О каких-то спортивных достижениях, соревнованиях не думал. К тренеру пришёл заниматься лишь потому, что дал обещание. Про себя думал, что пару недель похожу для очистки совести и брошу», - вспоминает Михаил.
Не бросил, втянулся, начал перестраивать свою жизнь под новый режим. Днём - работа, вечером — беговая дорожка. Сначала три тренировки в неделю, потом - четыре, пять. Появилось желание соревноваться, начал участвовать в российских чемпионатах. Казалось бы, успехи налицо! Только, чем глубже погружался Михаил Гомбуев в профессиональный спорт, тем чаще натыкался на подводные камни, которыми наполнен спорт для инвалидов.
Млечный путь в сборную
Почти невозможно попасть в сборную страны и участвовать в соревнованиях международного уровня.
«Тренеры сборной берут только своих спортсменов. На последнем чемпионате России в Чебоксарах главный тренер сборной по легкой атлетике сразу всех «успокоил»: какие бы ни были результаты, состав сборной не изменится, мол, всё уже решено и нечего здесь обсуждать... Это значит, что спортсменам-сборникам можно не переживать. Даже если они проиграют на всероссийских соревнованиях, то все равно поедут на паралимпиаду в Лондон в 2012 году. Тогда какой смысл проводить чемпионат, если он не является отбором на международные старты?» - рассуждает Михаил.
Нелогично составлен календарный план соревнований: чемпионаты России проводятся после международных стартов. Получается, что отбор не нужен, ведь международные соревнования уже прошли. Михаил считает, что все манёвры тренеров сборной очевидны, однако они уверены - их положение непоколебимо и поэтому делают, что хотят.
«Понимаете, если бы это касалось одного меня, то можно было бы счесть досадной ошибкой, но когда видишь, что это негласная политика, которая затрагивает и других спортсменов, становится очень неприятно. Один спортсмен установил рекорд России по прыжкам в длину, но в сборную его не включили. В сборной есть спортсмены, к которым не может быть претензий, они рекордсмены, победители международных соревнований, но есть и те кому просто «повезло» с тренером», - говорит Михаил.
Исчезнувшие нормативы
С этого года действует новая классификация нормативов для инвалидов. В ней нет основных дистанций 800, 1500, 3000 и 5000 метров, на которых выступает Михаил.
Почему эти нормативы вдруг стали ненужными? В прежней классификации эти дистанции были: кому они помешали - не понятно. Михаил уверен, что перед утверждением этой классификации в Министерстве спорта и туризма было предварительное согласование с тренерским советом по лёгкой атлетике, который счёл ненужными длинные дистанции.
«Пробежал я 5 тысяч метров. Если судить по старым нормативам, то с запасом выполнил мастера спорта, а в новой классификации такой дистанции просто нет. И как чиновники будут решать мою судьбу? Скажут, молодец, но мастера не дадим, ведь нормативов-то нет! Это один вариант. Другой – зачёт по нормативам более сильного класса. Этот вариант тоже сомнительный, допустим, каким-то чудом выполняю норматив мастера по другому классу, что мне скажут министерские чиновники? Ты парень молодец, но ты выполнил норматив не по своему классу, так что извини, мастера не дадим», - возмущается Михаил.
Помимо нормативов, действующих в России, есть отборочные нормативы Международного паралимпийского комитета. К примеру, на 800 метров для класса, в котором выступает Михаил, надо уложиться в 2 минуты 2 секунды, а это действующий рекорд мира, так же по рекорду мира установлен норматив на 1500 метров – 4 минуты 8 секунд. Пока результаты Михаила не такие высокие.
Просто так получилось
Спортсмены-инвалиды делятся на множество классов. Среди таких спортсменов есть люди незрячие, с ДЦП, с различными повреждениями конечностей. Михаил выступает в классе Т-45 — отсутствие двух верхних конечностей. В этой категории в России на дистанциях 3 тысячи и 5 тысяч метров он — сильнейший. Но вот представителей этого класса на средних дистанциях на мировом уровне практически нет. Поэтому Михаил, если ему представится такая возможность, будет соревноваться с классом Т-46 — отсутствие или повреждения одной верхней конечности.
«Спортсмены класса Т-46 бегают гораздо быстрее, почти как здоровые. Но из-за того, что нет спортсменов моего класса на средних дистанциях, по правилам соревнований должен бежать со спортсменами класса Т-46. Сейчас конкурировать с ними я не готов», - признаётся спортсмен.
Назвать эту причину субъективной или объективной нельзя. Просто так получилось.
В спорте здоровых всё прозрачно. На дистанции может быть только один чемпион. Легкоатлет, выигравший соревнования, по праву участвует в соревнованиях следующего уровня. В спорте инвалидов на дистанции 400 метров, как правило, несколько чемпионов, а всё потому, что идёт раздельный зачёт. Спортсмены с ДЦП не соревнуются со спортсменами без рук, а спортсмены без рук не соревнуются с теми, у кого повреждены ноги. Но количество ставок сборной меньше, чем чемпионов. И опять-таки очень субъективный отбор на международные старты.
Две попытки
Когда со всех трибун трубят о развитии спорта, строят стадионы, тренировочные базы, проводят соревнования от региональных до российских, кажется нелепым, что спортсмены-инвалиды стартуют только два раза в год: зимой — в Краснодаре, летом — в Чебоксарах. Там проходят чемпионаты России. То есть возможность подтвердить или получить звание мастера спорта, приобрести бесценный опыт участия в крупных соревнованиях есть только два раза за год. Для спортсменов этого мало.
«Вот смотрите: здоровые спортсмены сначала участвуют в городских соревнованиях, потом в краевых, затем в региональных и всероссийских. На каждом уровне идёт отбор. Плюс у здоровых есть ещё кроссовые старты. Это всё опыт, это возможности улучшить результат. Инвалиды стартуют два раза в год, без всякого отбора», - рассуждает Михаил.
Все спортсмены-инвалиды для участия в международных соревнованиях должны пройти лицензирование. Если спортсмен лицензирован, то его результаты появляются в мировом рейтинге. Проблема в том, что лицензирование проводится непосредственно перед соревнованиями. А если спортсмена не вывозят на международные старты, то и лицензию он получить не может.
Никто не придерётся
В Забайкальском крае нет базы для проведения тренировок людей с ограниченными возможностями, нет и специальных тренеров, которые занимаются только с инвалидами. По словам Михаила Гомбуева, не это главное. Куда важнее наличие у инвалида желания заниматься спортом. Если желания нет, то к чему всё остальное?
«Людей здоровых, которые серьёзно занимаются спортом, не так много. Среди инвалидов их ещё меньше. Поэтому, мне кажется, строить специальные центры и базы просто не для кого. Знаю, что у нас в Забайкалье есть спортсмены-инвалиды лучники. В нашей команде по лёгкой атлетике тоже помимо меня ещё двое ребят. Во всех случаях инвалиды тренируются вместе со здоровыми», - говорит Михаил.
В жизни, за беговой дорожкой, он юрист. Работал долгое время в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете, но из-за большой загруженности, которая мешала тренировкам, ушёл. Сейчас для него главное — спорт. Пять раз в неделю по две тренировки в день.
Тренеры Михаила Николай Ящук и Виктор Комогоров своего воспитанника хвалят и, несмотря на все сложности, которыми оборачивается профессиональный спорт, считают, что шанс попасть на паралимпиаду 2012 года ещё есть. Нужно пробежать по рекорду мира. Тогда никто не придерётся.