Недавняя катастрофа истребителя-перехватчика МиГ-29 на окраине забайкальского поселка Домна, в которой погиб пилот – 37-летний подполковник Альберт Хаджияров, стала причиной массы вопросов без ответов.
На те из них, которые касаются непосредственно причин авиакатастрофы, предстоит дать ответ военному следствию. На остальные придётся искать ответы самостоятельно. Попробуем разобраться в глубинных причинах катастрофы, в нынешнем состоянии нашей боевой авиации и в том, на замке ли наши воздушные рубежи.
Что такое Миг-29?
На сегодняшний день основным фронтовым истребителем России является именно МиГ-29. Самолёт был принят на вооружение в 1977 году и является сейчас самым многочисленным в своем классе. По данным портала «Википедия», 310 МиГ-29 состоят на вооружении четырёх авиабаз российских ВВС – в Курске, Миллерово, Домне и Ереване. Некоторое количество машин есть в составе Липецкого авиацентра и 116-го учебного центра применения ВВС на аэродроме Приволжский.
Длина МиГ-29 составляет 17,3 метра; размах крыльев – 11,36; высота машины – 4,73 метра. Максимальная взлётная масса самолёта — 18 480 килограммов. Бортовая радиолокационная станция самолета позволяет сопровождать до 10 воздушных целей с обстрелом наиболее опасной. Крейсерская скорость МиГ-29 составляет 850 км/ч, максимальная – 2450 км/час.
Максимальная дальность полета составляет 2 100 км (с двумя подвесными топливными баками), продолжительность полёта - до 2,5 часа, практический потолок полета – 18 тысяч метров.
Вооружение истребителя составляет 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1 (боезапас – 150 снарядов), боевая нагрузка — 2 180 кг, распредёленным по 7 точкам подвески.
Вторым по массовости истребителем российских ВВС является Су-27 (около 300 машин). Этот самолёт, по признанию летчиков, является более сложным и дорогим в обслуживании и поэтому полноценной альтернативой МиГ-29 являться не может.
В каком они состоянии?
Устаревшим считается практически весь парк российских МиГ-29. Пристальное внимание к техсостоянию основного российского истребителя было обращено три года назад, после того как в 2008 году с промежутком в полтора месяца разбились два самолёта этой марки с домнинского аэродрома. Тогда комиссия ВВС России выявила, что у 80 процентов всех истребителей МиГ-29 коррозия фактически съела хвостовые оперения: именно эта неисправность стала причиной катастрофы «двадцать девятого» в декабре 2008-го возле станции Ингода, тогда хвост просто оторвало в полёте. После этой катастрофы ремонт килей был произведен у 106 истребителей МиГ-29 ВВС России. Часть машин военные решили продолжить эксплуатировать «с проведением периодического контроля».
Средний возраст «29-х» превысил 20 лет. Оба разбившихся в 2008 году домнинских МиГа были выпущены в 1985 году. Самыми молодыми МиГ-29 в России являются так называемые «алжирские» самолёты: четыре года назад Алжир отказался от крупной партии российских истребителей (около 40 машин), самолёты, в кои-то веки, решили не перепродавать третьей стране, а отдать российскому Минобороны. Сделка совпала с ЧП под Домной. После них забайкальская авиабаза с изношенным до предела авиапарком была основным претендентом на получение алжирских самолетов. Однако, в итоге, политика победила целесообразность. Новые МиГи ушли в Курск, в систему ПВО Москвы, а про Забайкалье все благополучно забыли.
Воздушные рубежи под охраной?
Но всё же говорить, что в ходе военной реформы авиабазу Домна обделили техникой, было бы неправильно. Полностью новых воздушных судов сюда не поступило, но парк заметно обновили. На базе 120-го гвардейского истребительного полка, который базировался здесь, была создана 412-я авиационная база. В неё, помимо истребителей, влился 366-й штурмовой авиаполк (Су-25) из Степи и 112-й вертолётный авиаполк (Ми-8 и Ми-24) из Читы. Что касается истребительной составляющей, основной для авиабазы (прикрытие госграницы как никак), то её омолодили за счёт МиГов из Тверской области. Домне отдали самолёты расформированного истребительного авиаполка из тверского райцентра Андреаполя, который несколько десятилетий входил в состав ПВО Москвы, но в декабре 2009-го был расформирован. В ходе перегона самолётов из Подмосковья в Забайкалье погиб один из лётчиков – произошла разгерметизация салона.
Андреапольские МиГи однозначно новее старых, но всё таки чуть-чуть посвежее будут. У большинства машин год выпуска – 1990-й.
В числе «старых» истребителей, к слову сказать, были исторические машины. Так, в составе Домнинского истребительного авиаполка числился МиГ-29, который в 1989 году угнал в Турцию из Грузинской ССР пилот-предатель капитан Зуев. Ренегата вернули и посадили, а самолет, из-за которого Советский Союз чуть было не рассорился с наследниками Османской империи, отправили в Домну.
Как говорят пилоты, на первых ролях сейчас в Домне андреапольские МиГи, а старые домнинские машины используются, главным образом в качестве источника запчастей. Однако в среде российских ВВС Домна продолжает считаться базой «зубастых перехватчиков». На носах истребителей аккуратно нарисована хищного вида акулья пасть. Традиция уходит корнями в Афганскую войну и продолжает существовать и по сей день: большинство истребителей на забайкальской авиабазе «зубастые».
И всё же, несмотря на все проблемы и почтенный возраст большинства МиГов, Домна прочно стоит на страже воздушных рубежей в Забайкалье. Дежурное звено перехватчиков находится в двух-трёхминутной готовности. Последний раз система ПВО доказывала свою крепость в июле 2004-го, когда в Россию из Монголии залетел авиапутешественник-нарушитель Матеуш Ленарчич. Его одномоторный самолет «Синус» перехватили и вынудили сесть в Чите. А ведь вполне могли бы сбить.
Скорости истребителей, готовых уйти на перехват воздушной цели, запредельная. Чтобы было понятно далёким от авиации людям, время полёта до станции Степь Оловяннинского района, где ещё совсем недавно тоже был военный аэродром, составляет около 12 минут. По словам Матеуша Ленарчича, волею случая застрявшем в 2004-м в Чите на пару месяцев, когда за облаками слева и справа вдруг появляются два истребителя с полным боекомплектом под крыльями, на самодеятельность пилота почему-то перестает тянуть.
Маленький штрих: в зависимости от количества подвешенных топливных баков радиус боевого применения домнинских МиГов может доходить до Иркутска и Благовещенска.
Что произошло 6 сентября?
Конечные выводы о причинах авиакатастрофы 6 сентября предстоит сделать военному следствию. Уголовное дело по 351-й статье УК РФ (нарушения правил полётов или подготовки к ним) возбуждено и продолжает расследоваться. Однако определённые выводы о происходящем можно сделать уже сейчас. В тот день в Домне проводились ночные полёты. За штурвалом одного из истребителей был 37-летний командир 2-й авиационной эскадрильи подполковник Альберт Хаджияров. Высота полета составляла 400-500 метров. В 23.14 местного времени самолёт, летчик которого отрабатывал «Полёт на простой пилотаж по маршруту на малых высотах», на скорости врезался в землю. Катастрофа произошла на расстоянии двух километров от контрольной точки аэродрома (говоря по простому – главной вышки управления) и была зафиксирована визуально. Самолёт разбился где-то в районе «дома на семи ветрах» - брошенного военного ДОСа на автодороге Чита-Москва.
Как пишут на некоторых авиационных форумах, скорость истребителя в момент удара об землю составляла около 800 километров в час. Шансов у пилота выжить и сохранить целым воздушное судно практически не было. На связь с руководителем полётов Хаджияров выйти не успел. Самолет, закладывающий ночью 6 сентября виражи, видели почти все жители Домны.
Кто Вы, подполковник Хаджияров?
Конкретики о личности погибшего авиатора немного. Но известно, что погиб один из самых опытных летчиков Домны.
Альберт Хаджияров родился 26 февраля 1975 года. На его странице «ВКонтакте» значатся два родных города – Волгоград и Маргилан (город в Узбекистане). В 1998 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище и получил звание лейтенанта. Однако из-за расформирования учебного заведения весь выпуск был отправлен в запас. Хаджияров тут же поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище. После окончания по распределению был направлен в Домну. Летом 2007 года еще 32-летний лётчик был награжден орденом Мужества. Хаджияров вместе со старшим коллегой полковником Алексеем Окутиным ….фактически спасли от разрушения поселок Домна. Во время учебно-тренировочного полёта на боргу их «спарки» (двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-29) вспыхнул пожар.
Лётчики в это время выполняли контрольный полет на сложный пилотаж на малых высотах. Пилоты, как пишет «Красная звезда», по команде руководителя прекратили полет, применили систему пожаротушения. Машину они посадили сходу и вовремя успели выпрыгнуть. «Спарку» тушили уже на земле. Домну спасли. Обоих пилотов наградили.
После того случая Альберт Хаджияров, как один из лучших и перспективных пилотов Домны, проходил стажировку в Липецком авиацентре. Знания, увы, не пригодились. У офицера остались жена и двое детей.
Какая это по счёту катастрофа?
Данное трагическое ЧП для Домны, увы, уже далеко не первое. Падение в 2008-м двух МиГ-29 помнят многие. Более ранние катастрофы из общественной памяти уже стерты. А между прочим, 17 лет назад потерявший управление домнинский МиГ чуть было не рухнул на Читу. Летчик ценой своей жизни город спас. Было это 22 августа 1995 года. Тогда шестёрка истребителей отрабатывала над Читой фигуры высшего пилотажа, готовясь к празднованию 50-летия окончания Второй мировой войны. Программа предусматривала быструю смену фигур с минимальными временными «зазорами» и выходы из пикирования после очередного «кульбита» на высоте всего 200 метров с мгновенным началом следующего маневра. Грохот в небе над городом стоят несусветный. Потом всё вдруг стихло, а над аэродромом «Черемушки» высоко в небо поднялся чёрный столб дыма.
Как потом выяснилось, замыкающий МиГ-29 капитана Александра Сипливца попал в спутный след идущего впереди самолета. Истребители шли к земле практически в отвесном пикировании и времени, чтобы что-то предпринять, уже не оставалось. При ударе и взрыве кабину, фюзеляж и плоскости самолета стёрло в мелкие клочья, разлетевшиеся вокруг.
Однако находившийся в задней части фюзеляжа блок аварийного самописца уцелел. Его записи бесстрастно утверждали: лётчик даже не пытался катапультироваться, до последнего мгновения продолжая управлять машиной, но справиться с молниеносно вышедшим из-под контроля истребителем уже не смог. По злому року судьбы 22 августа 1995-го для домнинских авиаторов стало двойной трагедией. В этот же день в своём кабинете застрелился начальник штаба части.
На специализированных авиационных форумах содержится информация о том, что в районе Домны за последние 30 лет разбилось около 10 самолетов. В одном из случаев пилот разбившегося самолета вернулся в часть на электричке…в высотном компенсирующем костюме и с парашютом. Однако этот случай – не более чем исключение. Любая авиакатастрофа – это всегда трагедия и ЧП вселенского масштаба.
Но не будем только о грустном. Будем верить в лучшее. Что у наших военных авиаторов появятся новые квартиры, кратно нынешней вырастет зарплата, а на вооружение повсеместно придут широко разрекламированные истребители пятого поколения Т-50. Давайте будем верить в лучшее…