Глава клуба любителей внедорожников «Диверсант» Семён Шифрин и руководитель информационно-аналитической службы ИА «Чита.Ру» Андрей Козлов в минувшие выходные в порядке эксперимента поменялись ключами и метками от своих автомобилей. Для символического теста были выбраны две противоположности, которые, несмотря на разность в классах, полностью устраивают своих владельцев.
Это обычная праворукая Honda Fit 2007 года выпуска и созданная специально для американского рынка Toyota Tundra 2008 года выпуска. Первая машина используется в том виде, в котором съехала с заводского конвейера. Вторая в своём нынешнем состоянии кардинально отличается от того, в котором с ней был знаком первый хозяин.
Оба имели возможность в очередной раз оценить возможности своего автомобиля и потестировать машину оппонента. Заезды на скорость не удались – «Тундра» удирала от «Фита» даже если управлявший машиной водитель никуда не торопился. На бездорожье «Хонду» загоняли аккуратно, но владелец был удивлён тем, что может делать это маленькая машина на грунте. Каждый в итоге рассказал о своей машине и поделился впечатлениями от второго автомобиля.
Андрей Козлов: То, что нужно
Honda Fit покупалась сразу после очень проблемного и долго эксплуатировавшегося Honda Accord Wagon. Памятуя об опыте развлечений с 200-сильным автомобилем на идеальной подвеске 2000-го года выпуска, любой ремонт которого выливается в невероятные суммы, новую машину я покупал по принципу автомобиля для города, который не требует ничего кроме бензина и смены резины раз в полгода. Нужна была машина исключительно для города, с минимальным расходом бензина, как можно более «свежего» года, но по имеющимся деньгам.
Выбор был вполне очевиден – Nissan Note, что-нибудь сопоставимое в модельном ряде Toyota и… всё. Бессмысленная предубеждённость против Mazda не дала выбрать сопоставимую Demio, а остальные марки не рассматриваются до сих пор. Может, зря.
Машина была куплена простым перебором вариантов с сайта drom.ru просто лучшим из 10 просмотренных вариантов. Как это часто бывает в такой ситуации, лучшая сильно отличалась от всех остальных, и бралась без промедления. Вероятно, это одна из первых модификаций «Фита» в новом кузове. Технические характеристики соответствуют тому, что написано в приведённой ссылке – передний привод, вариатор, 100 лошадиных сил, заявленный расход в 4,2 литра. Сразу можно сказать, что добиться расхода в 4,2 литра на 100 километров с огромным трудом можно только на трассе при крейсерской скорости километров в 90-100. В городе расход даже при аккуратном вождении ниже 7 литров не опускается, а если не думать о педали газа и ездить как вздумается, то легко добирается и до 9 литров - с зимними прогревами. С десяток ночей на Арахлее, когда машина в 40-45-градусные морозы бросалась с включенным двигателем на всю ночь, довела этот показатель до пугающего, но в городе средний расход на полгода не обнулявшемся одометре постепенно ползёт к норме.
Машина, несмотря на чёткое ощущение погремушки – особенно после мягкого и комфортного даже на плохой дороге «Аккорда» - полностью соответствует ожиданиям. Это маленький компактный автомобиль для города, который при нормальной эксплуатации не создаёт никаких проблем и требует только бензина, автомойки и своевременной замены жидкостей. Салон откровенно деревянный. Даже после «Аккорда» 2000-го года выпуска поначалу сложно привыкнуть к простоте исполнения, отсутствию отсеков под всякое барахло и кажущемуся пластмассовым рулю.
Несмотря на то, что машина с улицы выглядит сильно компактной, в салоне работает принцип «мало снаружи много внутри». Места для пяти взрослых не очень много, но уехать можно. Вчетвером можно комфортно кататься даже на дальние расстояния. На водительском месте тесновато – места хватает, но всё равно сиденье постоянно хочется отодвинуть ещё чуть-чуть назад. По высоте посадки вопросов нет – места между макушкой и потолком вполне хватает.
Багажник у машины игрушечный, но складывающиеся задние сиденья позволяют перевозить, например, стиральную машинку в коробке, старый гигантский телевизор или стол-книжку.
Печка у машины неплохая, но зимой долго разогревается. В условиях, когда от места до места в городе ехать не больше 10-15 минут, толком согреться почти невозможно. Но в разогретой заранее машине тепло и даже жарко.
Исполнений панелей управления у «Фитов» в этом кузове немало. Мне достался простой вариант с крупными круглыми переключателями для температуры и направления воздуха. Несмотря на аскетичность исполнения, всё работает и не вызывает вопросов. Панель приборов, понятно, тоже простая, но есть компьютер, который показывает расход топлива в настоящий момент и на пройденное количество километров. Штука полезная и для меня новая.
Подвеска проверялась при покупке и не вызвала никаких вопросов у специалистов СТО. Не вызывает вопросов и у меня. Да, это не «Аккорд», но для малолитражки – то, что и ожидалось. То есть штурмовать лежачих полицейских нужно аккуратно, а ямы – старательно объезжать. На грунтовке на скорости за 60 километров в час машина начинает вести себя не очень уверенно, хотя это, возможно, и связано с моими водительскими талантами. В любом случае найти в городе порядочной протяжённости грунтовку – не так просто, так что проблема неактуальна.
Машина маленькая, лёгкая и достаточно динамичная, хотя к вариатору после автоматической коробки передач сложно привыкнуть. «Фит» легко разгоняется до приличных скоростей, на трассе ведёт себя прилично, а в городе небольшие габариты позволяют чувствовать себя комфортно и при обгонах и при толкотне в пробках. У вариатора есть реально работающий спортивный режим, которым удобно пользоваться при обгонах и ускорениях и в городе, и на трассе.
Машина полностью оправдала свои ожидания почти по всем позициям. Из минусов можно отметить разве что неожиданно высокий расход топлива и громыхающую на кочках заднюю балку. В остальном – маленький уютный автомобиль для города и ближайших окрестностей.
Семён Шифрин: Слышно всё!
Прелесть работы в программе тест-драйв на телеканале «Арена» в постоянном получении для опробования автомобилей разных классов, размеров и марок. Спасибо в это воскресенье сказал Андрею. Новый объект тестирования – Honda Fit. Обмен ключами, радиометками - и вперёд.
Первые впечатления предсказуемы. Ты действительно садишься в машину. В моём понимании джипера - на пол. Низко. Земля рядом. Неуютно. Дальше тревога, конечно, улеглась - обвыкся. Салон простором не поразил. Размашистое руление или вальяжная посадка - не варианты для «Фита». Здесь скорее как в приспортивленной машине более высокого, нежели в реале, класса. Это и жёсткие сиденья, и мощная боковая поддержка сиденьем. Нормальный, без особых изысков, пластик вокруг. Руками трогаешь - отвращения нет, но и нет цены под рукой. Так же и в «Тундре», кстати - материалы пластика недорогие.
Машина с правым рулем. Леворульные версии существуют и называются Honda Jazz. Когда стоишь на месте, не понятно название, но когда машинка побежала по бетонке, да ещё и с выкручиванием мотора до красной зоны, название оправдало себя. Слышно всё. И покрышки, и неровности полосы аэродрома Каштак, отдающие в кузов через весьма жёсткую ограниченную в ходах подвеску. Слышно и ветер, и пластик. Но когда катались уже по городскому асфальту, звуковое давление резко сократилось. Стало даже приятно.
Юркий автомобиль, который легко и остро слушается руля, никакой раскачки, очень маленькие моменты инерционных сил. Машинка бежит приятно. Средний расход топлива показывает бортовой компьютер на уровне 9,7 литра на 100 километров. Это немало для такой машины. По чекам может и поменьше, но цифра реально удивила.
Для рослых людей лучше подобрать машину попросторнее, особенно если говорить о задних сиденьях. С ростом выше 170 сложно комфортно разместиться самому за собой.
Багажник не огромный, но для ежедневных поездок вполне подходящий. Можно его увеличить путем укладывания сидений лёгкими действиями одной руки. А вот заночевать в багажном отсеке будет проблематично даже с маленьким ростом. Ну и тягу к путешествиям убивает не отсутствие спальных мест, а подвеска. Короткоходная жёсткая пружинная независимая подвеска - молодец в городе, а вот на дальних расстояниях утомляет.
Вариатор мне не нравится. Но в этом «Фите» не напомнил о себе задумчивостью и вполне позволял реализовать мощность мотора. Без замечаний.
Понравился безоговорочно руль. Стильный, удобный, с хорошим реактивным действием.
Тормоза прекрасны. Отличный обзор во всех направлениях, хотя и привык к большим зеркалам. В городе замечательно. Конечно, если не учитывать, что колесо стоящего рядом на светофоре троллейбуса - выше твоей головы. Это нервирует.
Не хватает поначалу ауры, но после получаса всё становится нормальным, а лёгкая парковка на любом пятачке добавляет в копилку очередную пятерку.
В общем, «Фит» - это машина по деньгам. Удобная малолитражка для городских джунглей. «Фит» - для тех, кто понимает, что это в первую очередь «Хонда», а уже потом маленький автомобильчик.
Семён Шифрин: Много машины за скромные деньги
Достаточно давно начал искать автомобиль. «Сафари» и «крузаки», учитывая цены на вторичном рынке и стоимость тюнинга под путешествия, в качестве варианта не рассматривались. Нужно отметить, что машина подбиралась не под экстремальное бездорожье: давно пришло понимание, что для спорта нужен специальный трофи-болид, а для путешествий и работы вполне подошёл бы пикап. Но задние сиденья пикапов вызывали тоску и приступы клаустрофобии, а на глаза всё чаще стали попадаться публикации об американских полноразмерных пикапах. С 2007 года на североамериканский рынок ворвалась Toyota со своей «Тундрой». Начали появляться и подержанные варианты. В 2010 года я пощупал машину, оценил характеристики, после чего уже точно знал, к чему идти.
Моя «Тундра» родилась в Америке в 2008 году, попала в руки хозяину с американской пропиской и жила в жарком сухом климате, пока не откатала свои три года и не попала на вторичный рынок. Заехала в Россию через Владивосток, после чего моими стараниями через Хабаровск приехала в Читу. Уже по пути домой я понял, что не прогадал: просторный салон, большой кузов и смешной расход топлива.
Отвечу сразу на три самых частых вопроса, которые слышу. Машина ест меньше Land Cruiser, да и ездит на бензине, что удобно. Расход удивил. Во время путешествий через пустыни и перевалы средний расход топлива составлял по чекам и одометру около 18 литров. А это пески и кондиционер, плюс множество допоборудования. Да и зимой расход самого недорогого 92-го не выходил за рамки 22 литров с постоянными прогревами мотора. Тундроводы подтвердят, что это реальные цифры, а обусловлено это расслабленными режимами работы могучего двигателя объемом 5,7 литра и мощностью под 400 коней. Его не нужно крутить как у Prado или Harrier, чтобы ехать и не выпадать из потока машин.
По паспорту – 6,2 секунды до сотни. Многие турбовые машины такого не могут.
Ест любой бензин. Перед Монголией был установлен дополнительный бак на 190 литров. Хватало надолго. Удобно ли? Чрезвычайно! Не стоит говорить об удобстве кузова, а вот то, что в салоне много места - даже с избытком, это здорово. Полноценное спальное место на троих с ростом в 165 сантиметров - это реально. Множество бардачков и холодильник. Но у размеров есть и минусы. Однозначно это проблемы парковки в центре нашего тесного города. Обзорность на пять, а вот габариты неопытного водителя могут реально напрягать.
Остальные моменты владения не могут не радовать. Цены очень и очень приемлемые, так как таможня считает пошлину не от объёма, как у легковушек, и платёж выходит небольшой. Та же песня по налогам и страховке, ведь это автомобиль класса «грузовой-бортовой», но при этом категории «В». Именно этим и обусловлен значительный рост числа этих машин в различных конфигурациях на наших улицах.
Для
справки:
Литьё ProComp хром 18 дюймов.
Лифт в 6 дюймов изначально выполнен в США с использованием кита от ProComp. В РФ в лифт-ките все резиновые детали заменены на усиленные и из полиуретана от USS.
Армированные шланги.
Колёса 325/65/18 Toyo Open Country A/T (35 дюймов) подустали 2 полноразмерные запаски.
В комплекте четыре новых колеса 35/12,5/18 дюймов Nitto.
Ветрофики и дефлекторы на капот и двери WeatherTech.
Поменяны все колёсные шпильки и гайки на усиленные.
Экспедиционная гидрозащита трансмиссии и ходовой части, защита электро-контактов и мотора привода переднего моста.
Тюнинг по двигателю (мощность, экономичность, всеядность, запас хода): удалены катализаторы, - деактивирована система EGR, чип выхлопа URD США, чип-кит впрыска TRD (низовой), удалены резонаторы, сокращен выпускной тракт (появился приятный басовитый звук), установлен спаренный дополнительный (бак 2х82 литра) с отдельной системой перекачки топлива в основной бак (105 литров) с дополнительными фильтрами и своим бензонасосом (возможна его эксплуатация как резервной системой). Общий запас топлива без канистр до 310 литров то есть до 1,5-1,8 тысячи километров пробега; жидкости и фильтры по регламентам регулярно (воздушные фильтры австралийские под тяжелую работу в пыли).
Гелевый аккумулятор.
Генератор 170 А.
Компрессор.
Инвертор 12/220.
Подножки хром.
Накладки на зеркала хром.
Бортовой компьютер.
Электронная система имитации межколёсных блокировок.
Протизозанос.
Система стабилизации тяги.
Система борьбы с опрокидыванием.
Много всяких фитчей типа ABS, много подушек безопасности, шторки.
При отключении TRC включается блокировка заднего редуктора.
Кожа, электроприводы, память настроек, подогревы.
Электрорегулировка руля, память, кожа.
Большой отсек между передними сиденьями с крышкой-подлокотником изменяемой геометрии.
Холодильник.
Аккустика JBL.
Камера заднего хода.
Сонары.
Голова с цветным монитором JBL, AUX, CD4, голосовое управление, BT подключение телефона, HandFree.
Мультифункциональный руль.
Панель приборов «опритроник».
Электроприводы стёкол, включая заднее стекло салона.
Все зеркала с антибликом и самозатемняющиеся, внешние с электроподогревом.
Салон трансформер.
Спальник на троих человек ростом до 170 сантиметров.
Светодиодная подсветка рабочих зон.
Люк с электроприводом.
Обогревы заднего стекла и зоны дворников.
Круиз-контроль.
Климат-контроль раздельный.
Родная сигнализация, иммобилайзер.
GPS-треккер с возможностью контроля машины и её положения через интернет в реальном времени в картах «Гугл» или «Яндекс».
Система управления двигателем и датчиками дистанционно.
Система накопления данных по событиям с отчётом на свой аккаунт в интернете.
Навигатор с «Навител» (РФ, Монголия, СНГ), Oze Explorer (Иркутская область, Бурятия, Забайкалье километровки).
Apple IPAD III с программами навигации и дистанционного контроля автомобилем.
Чип-иммобилайзер.
Охранный GSM-блок.
Освещение кузова.
Борта затянуты защитной пленкой с принтом.
Фендера в цвет кузова.
Кожаная крышка кузова (удобно скручивать при перевозке негабарита, так как пластиковые и кунги придется демонтировать).
Доводчик заднего борта.
Пластиковая ванна в кузов.
Экспедиционный багажник (Япония, ТЛК105) с надёжным съёмным креплением к силовым балкам крыши, а не к водостокам.
Люстра рабочего света.
Радиостанция 144 МГц.
Андрей Козлов: «Тундра» не для Новобульварной
Машина Семёна Шифрина мне давно знакома – её сложно не заметить в городе даже без боевой раскраски. Короткие поездки с хозяином за рулём всякий раз утверждали меня в мнении, согласно которому джип – очень странная машина для городских условий. Хотя, как и в случае с малолитражкой, это дело привычки, я всё равно не понимаю, какой смысл брать такие машины, используя их исключительно для поездок по асфальту.
В случае с руководителем клуба любителей внедорожников вопрос практического применения такой машины, понятное дело, не стоит. Но, несмотря на все заявления Семёна в том, что ездить на таком транспорте комфортно даже и в городе, я всё же уверен, что самый известный «диверсант» немного лукавит.
Как бы там ни было, старт проекта позволил мне попробовать себя в роли водителя знаменитой «Тундры» и на взлётной полосе аэродрома Каштак, и на лёгком бездорожье в окрестностях, и на центральных улицах города.
Впечатления от управления машиной на открытом пространстве неоднозначные. Конечно, это маленький реактивный самолёт, но подвеска ощущения комфорта не даёт. К управлению после правого руля приходится привыкать – начиная от расположения рычага переключения передач, заканчивая поворотниками, вместо которых постоянно включаешь дворники. Но на месте водителя удивительно комфортно, регулировка сиденья позволяет подогнать его так, что удобно будет даже подростку. Салон оформлен неожиданно - для такой машины – просто. Чуть ли не такой же как в «Фите» пластик, хотя панель, конечно, гораздо более функциональная и симпатичная. Обзор после «Фита» кажется немного урезанным, ход руля – побольше, зеркала недостаточно поворотливые, но даже эти мелочи не создают ощущения дискомфорта.
Этот дискомфорт появляется на улицах города. Я проехался за рулём от строящегося микрорайона «Царский» до редакции «Чита.Ру» и несколько раз пожалел, что сел за руль непривычной для управления машины. Габариты после получаса за рулём прочувствовать сложно, а в ситуации с машинами таких габаритов – нереально. Непривычное расположение руля слева и высота посадки довершают ситуацию. Правая часть машины существует как будто отдельно, и во время езды всё время боишься или снести столб, или обломать зеркала об троллейбусы. С пассажирами троллейбусов с задней площадки, которые в большинстве своём тут же начинают разглядывать необычную машину, мы смотрели друг другу глаза в глаза.
От Фёдора Гладкова до начала Новобульварной я корячился в правом ряду, не рискуя перестраиваться, но потом вариантов не было, и, путая поворотники с дворниками, я понемногу вылез в левый ряд, чтобы после Шилова ехать прямо. После пары троллейбусов стало попроще, но трудности при парковке это не отменило – около здания редакции я смог спокойно припарковаться только благодаря зеркальным стенам.
Выводы для таких водителей как я очевидны. «Тундра» в состоянии, до которого её довёл Семён, - машина примечательная, наверняка незаменимая на головокружительных маршрутах «диверсантов», но в городских условиях позволять себе такие развлечения могут только сильно увлечённые люди.