В туристическом смысле Забайкалье — регион крайне отсталый. Здесь предостаточно красоты, чтобы кучки чирикающих иностранцев бегали и катались от одного района к другому, щёлкая камерами и восторженно оглядываясь вокруг. Но нет никакой туристической инфраструктуры, нет чёткого понимания того, чем и как привлекать туристов. Да что греха таить, нет понимания зачем нам вообще нужны все эти приезжие, любопытные и прожорливые иностранцы.
Не случайно Константин Ильковский в мае занял предпоследнее место среди глав Сибири по развитию туризма. Понятно, что это не столько оценка его деятельности, сколько доставшееся небогатое наследство, но факты действительно невесёлые. По официальным данным, порядка 90% туристов, приезжающих в Забайкалье, — китайцы. В то же время, 95% китайских туристов посещают в России два города и два региона — Москву, Санкт-Петербург, Приморский край и Амурскую область. Вот наглядный пример того, что мы остаёмся в стороне от туристических и, как следствие, финансовых потоков, поступающих извне. Придётся проделать очень большую работу, чтобы эти потоки устремились к нам. Создать условия, инфраструктуру и имидж региона, который был бы интересен всем.
Весной в редакции мы задумались о том, чем привлекателен наш край. Что смогло бы стать его туристическим символом, узнаваемым, симпатичным, интересным, продаваемым? Так в наших группах «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» появился опрос, в котором предлагалось выбрать символ Забайкалья, привлекательный для туристов. Возможно, вы помните, что однажды уже был объявлен конкурс на эмблему края, в котором лучшим было признано стилизованное изображение даурского журавля в исполнении студентки ЗабГГПУ Лины Афанасьевой.
Конкурс проведён, журавль нарисован, дело сделано и можно про него забыть, что и случилось. Не то чтобы журавль плох, и не то, чтобы эмблема краю была совсем не нужна. Но факт: нигде после конкурса изображение не попадалось, что очень странно для эмблемы. Не желая свергнуть журавлика с постамента эмблем и символов, мы всё-таки провели этот опрос. На сегодня в нём приняло участие более тысячи человек, и вот каковы результаты:
Сразу оговоримся, что туристический символ, в нашем понимании, это не герб и не олицетворение жителей и духа края. Это деталь, которая отличает наши места от других. Возможно, несколько деталей. Символ можно и нужно будет тиражировать на футболках и брелоках, магнитах и фигурках, плакатах и открытках, тарелках и ложках — любой сувенирной продукции, без которой домой не возвращается ни один турист. Когда люди слышат о Туле, они вспоминают пряник, Байкальский регион ассоциируется с нерпой, а Лондон — с красными телефонными будками и часами Биг-Бен. Но это не значит, что в Тулу люди едут только за тем, чтобы объесться пряниками, а в Лондон, чтобы позвонить из красной будки, вслушиваясь в перезвоны Биг-Бена. Туристический символ просто помогает лучше запомнить то или иное место, купить правильный сувенир и сделать нужную фотографию в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация).
В этом смысле неплохо и логично выглядит багульник, за который проголосовало убедительное большинство. Тот самый, который и не багульник вовсе, а рододендрон даурский. Растения этого у нас в достатке, а во время цветения багульника от красоты немеют даже самые чёрствые субъекты. Есть и одноимённый музыкальный фестиваль, который придаёт цветению багульника особенный вес и шарм. И пока мы считали цветение багульника исключительно своим достоянием, его уже стали использовать для привлечения туристов на Алтае. Очень сложно найти значение багульника, как символа, но можно вспомнить о том, что принадлежит он семейству вересковых, а вереск чего только не символизирует. Примем за истинную версию, по которой розовый вереск символизирует пожелания удачи и цветок набирает 100 баллов к своей и без того немалой привлекательности.
Второе место в опросе занял олень. Здесь же в скобках как вариант был указан гуран. Олень — проверенный и давний символ Читы. Он украшал место нынешней часовни на сопке, наборы открыток с видами Читы и даже заставку телепрограммы «За Байкалом». И сегодня многие молодожёны в первый день совместной жизни едут к оленю за Антипиху. С точки зрения символизма, олень неисчерпаем и может олицетворять массу положительных сторон. Ещё интереснее, что некоторые из проголосовавших предлагали в качестве символа Забайкалья оленя, гордо стоящего среди багуловых кустов. Почему бы и нет?
Совсем скромное количество голосов набрали Храм Казанской иконы Божьей матери, горы Кодара, даурский журавль и кедр с шишками. Помимо них участники опроса в символы предлагали парк Алханай, Цугольский дацан, Церковь декабристов и кота-манула. Никто не вспомнил о том, что символом также могут стать бурятские буузы, весенние ургульки, многочисленные минеральные источники, каждый из которых имеет свою красивую легенду. А вот исполняющий обязанности первого заместителя врио губернатора Алексей Шеметов безотносительно опроса, например, заявил, что туристический кластер Забайкальского края необходимо выстраивать вокруг идеи мирового водораздела. Отвечая на вопросы в рубрике «Чита.Ру» «Гость портала», он выдвинул мысль о том, что бренд Забайкальского края может основываться вокруг истоков трёх великих сибирских рек – Лены, Амура и Енисея, которые находятся именно здесь. Тоже вариант, тем более, что три реки легко могут оформится в симпатичную графическую эмблему.
Само положение края делает его неиссякаемым источником идей и символов для туризма. Вытянутый меридионально почти на тысячу километров, он стал большой галереей самых разных природных ландшафтов, от полупустынь и степей на юге до гор и ледников на севере. Поэтому выбрать какой-то один символ от природы будет очень сложно. Биологи будут говорить о журавлях, транзит которых из Восточной Азии к Северу как через бутылочное горлышко протекает через Забайкалье. Жители северных районов будут упоминать о горных районах и медведях. Для западных районов самым важным, наверное, кажется кедр и кедровые орешки. А ещё есть семейские, культура которых охраняется ЮНЕСКО, оленеводы-эвенки, архитектурные памятники Нерчинска и Сретенска, стройный ряд Ивано-Арахлейских озёр, Даурский заповедник и ещё уйма предметов, явлений и достопримечательностей, с которыми туристы могли бы легче и ярче запомнить Забайкалье. И мне кажется, что принимая во внимание масштабы Забайкалья, уместнее было бы разработать не эмблему, а собственный стиль, используя который разные районы могли бы предлагать разные эмблемы и символы.
Для выбора символа не нужны специальные документы и законы, общественные слушания и референдумы. И в конечном итоге, самым узнаваемым символом станет именно тот, который будет выбран новыми большими игроками пока ещё только зарождающейся отрасли въездного туризма.