Истории о том, что главная теплоснабжающая компания в Забайкалье ТГК-14 рьяно следит за тем, чтобы все потребители платили по счетам в полном объёме и в срок, мне приходилось слышать неоднократно. Суть всегда оставалась прежней — платите вовремя и будет вам всегда горячая вода и бесперебойное отопление в квартирах, когда настанут холода. Менялись только способы воздействия на потребителей, которые иначе как косвенным давлением не назовёшь.
Очередная задумка от руководства теплогенерирующей компании, а вернее её филиала «Читинский Теплоэнергосбыт» — разослать потребителям, которые должны за тепло и подогрев воды немалые суммы денег, исковые заявления в суд. И всё бы ничего, ведь ТГК-14 имеет право требовать оплату за предоставленные услуги со злостных неплательщиков, вот только законность такого способа вызывает сомнения. А главное, почему-то подобные исковые заявления в августе получили и те, кто не оплатил квитанцию лишь за месяц, а также и те, кто вообще не имеет долгов.
Сразу возник вопрос, что это — обычная «страшилка» для народа или реальные исковые заявления, в которых, кстати, сообщается о том, что гражданское дело о наличии задолженности находится в производстве суда. Попробуем разобраться, но прежде небольшая предыстория.
Квитанция в подарок
По собственному опыту знаю, что ТГК-14 напоминает о себе чаще, чем любая другая компания, предоставляющая коммунальные услуги. Периодически в подъезде вывешиваются списки квартир должников, напротив которых суммы долга колеблются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Такая листовка обычно гласит, что для завершения ремонтных работ филиалу ОАО «ТГК-14» - «Читинский Теплоэнергосбыт» - необходимы денежные средства, а из-за вот таких вот неплательщиков, цитирую: «Ваш дом, не будет подключён к отопительному сезону вовремя» (орфография и пунктуация сохранены). И судя по тому, с какой периодичностью вывешиваются списки, подобные угрозы мало кого пугают.
Кроме списков, ТГК-14 постоянно рассылает кипы квитанций, и происходит это каждый месяц. И не важно, платишь ты всегда вовремя или немного задерживаешь плату, главное, чтобы не забывал. А порой под Новый Год от компании приходит письмо, где тебя от всей души поздравляют с праздником, а в качестве презента — вот тебе ещё квитанция. Как говорится, праздники праздниками, а деньги по расписанию.
Из добросовестных в недобросовестные
Традиционный список должников от ТГК-14 в августе появился и в подъезде дома по улице Балябина, где проживает читинец Алексей Ткаченко. Его квартиры в списке не было, так как мужчина за тепло и горячую воду платит исправно. Через несколько дней он отправился в абонентский отдел оплатить очередную квитанцию, и именно с этого момента для Алексея началась очень неприятная история, финал которой неизвестен и по сей день.
«Я попросил кассира, прежде чем оплатить квитанцию, сделать перерасчёт за то, что около 20 дней в квартире не было горячей воды. Она ответила, что перерасчёта не будет, а если без него я не хочу платить, то и не надо. Я был возмущён и решил получше с этим разобраться, деньги, соответственно, отдавать не стал. А через пару дней мне пришло письмо, в которое было вложено исковое заявление в суд за подписью директора «Читинский Теплоэнергосбыт» Василия Гайчука — якобы ТГК-14 свои обязательства выполняет надлежащим образом, а я вдруг стал злостным должником и недобросовестным потребителем», - говорит Алексей Ткаченко.
После столь неожиданного обвинения читинец стал ходить по кабинетам теплогенерирующей компании и искать правду. Один из юристов компании при встрече объяснила ему, что таких исков разослано по городу очень много, и это всего лишь «страшилка» для народа, чтобы платили быстрее.
«Тогда я пошёл на приём к Василию Гайчуку, но меня так никто и не принял, ровно как и тех, кто сидел со мной в очереди. Потом я встречался с ещё одним юристом компании, которая ошарашила меня словами: «Тот человек, что говорил вам про «страшилки», вообще не компетентен в этом вопросе, на самом деле все исковые заявления разосланы из-за ошибки компьютера». Я до сих пор не оплатил квитанцию, так как хочу получить официальный ответ о проведённом перерасчёте за отсутствие горячей воды и понять, по какому праву ТГК-14 рассылает потребителям исковые заявления, на которых, кроме подписи, директора не стоит ни даты, ни официальной печати», — добавляет Алексей Ткаченко.
Тут-то и начинается самое интересное. Ведь действительно, какое право ТГК-14 имеет рассылать исковые заявления? Ведь это прерогатива суда.
Во всём виновата ошибка?
Как пояснил пресс-секретарь прокуратуры края Анатолий Усков, по закону о судопроизводстве, даже гражданском, заявитель, когда обращается в суд, подаёт оригинал искового заявления и прикладывает копии. Суд сам рассылает копию искового заявления с указанием, что дело принято к рассмотрению. Ответчик, прочитав исковое заявление, имеет право написать в суд своё возражение по этому иску, которое приобщается к делу и потом рассматривается в суде: «ТГК-14 не может рассылать исковые заявления, так как это делает только суд. Если человек не получал копию искового заявления, значит, в суд такое дело и не поступало».
Тем удивительнее, что на исковых заявлениях от ТГК-14 нет ни даты, ни печати, а только подпись директора Гайчука. В шапке искового заявления значится «Судебный Центральный участок №2 города Читы», хотя, насколько мне известно, на самом деле правильно он называется «Судебный участок №2 Центрального района Читы». Ну, и самое главное, в заявлении о принятии обеспечительных мер чёрным по белому написано, что «в производстве суда находится гражданское дело по иску о наличии задолженности».
Чтобы убедиться, соответствует ли эта фраза истине, я позвонил в судебный участок №2 Центрального района Читы, где меня заверили, что исковые заявления о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию, которые поступают в письмах от филиала ТГК-14 «Читинский Теплоэнергосбыт» жителям Читы, в суд не поступали, а значит гражданские дела не могут находиться в производстве.
«Люди к нам постоянно идут с этими исковыми заявлениями и звонят, много жалоб поступает, что на самом деле прибавляет нам работы. Мы им объясняем, что подобных дел в судопроизводстве у нас нет. Мы даже сами звонили и узнавали у ТГК-14, что это за исковые заявления. Они говорят, что у них там какая-то ошибка вышла, программа выкатила всех должников, которые у них зарегистрированы и которые только планируются, а курьеры письма с заявлениями разнесли. Тоже, как это оформлено всё — не понятно», - сообщила мне в телефонном разговоре представитель суда.
И снова, что в беседе с читинцем Алексеем Ткаченко, что в разговоре с представителем суда фигурирует некая «ошибка программы». Что же это за «ошибка», из-за которой компьютер автоматически приравнял реальных должников к тем, кто таковыми не является. Мы отправили в ТГК-14 официальный запрос, в котором попросили директора «Читинского Теплоэнергосбыта» объяснить, откуда же взялись данные исковые заявления. И даже если изначально это была ошибка компьютера, почему под каждым иском стоит реальная подпись Василия Гайчука, человек же - не машина. Тем временем, в ИА «Чита.Ру» от посетителей портала, а также мне от знакомых продолжали поступать сообщения, что им пришли точно такие же иски, хотя долгов за тепло и подогрев воды у них не было.
Работаем по долгам интенсивнее
«Подобные исковые заявления и заявления о принятии обеспечительных мер ежемесячно направляются в адрес потребителей, имеющих задолженность по оплате горячего водоснабжения и отопления. Периодически они доходят до адресата уже после того, как задолженность погашена. В предверии отопительного сезона для взыскания дебиторской задолженности работа по уведомлению граждан о задолженности проводится более интенсивно. Заявления направляются ответчикам в целях выполнения требований ГПК РФ, с целью уведомления ответчика о наличии задолженности и предупреждения, что если задолженность не будет погашена, исковое заявление будет передано в суд», - сообщается в ответе (орфография сохранена).
Как видно, здесь нет ни слова об «ошибке программы». Компания рассылает самые настоящие «страшилки» умышленно и не отрицает этот факт. Мол, а как ещё бороться с должниками? Тогда получается, что если «в преддверии отопительного сезона для взыскания дебиторской задолженности работа по уведомлению граждан о задолженности проводится более интенсивно», то под одну гребёнку иски можно разослать не только злостным неплательщикам, но и тем, кто исправно платит и готов платить. Видимо, расчёт на то, что какой-то процент из получивших исковые заявления, напугавшись, поторопится оплатить квитанцию в срок, опасаясь судебных тяжб. Но, как оказывается, не все безропотно бегут отдать свои деньги — кто-то просто не обращает внимания на угрозы судом, осознавая свою правоту, а кто-то пытается понять — правда ли на него могут подать в суд.
Не могу не оставить без внимания ещё одно наблюдение. Как я уже говорил, в тексте заявления о принятии обеспечительных мер от ТГК-14 сказано о том, что «в производстве суда находится гражданское дело по иску о наличии задолженности», что, во-первых, не соответствует истине, а во-вторых, противоречит официальному ответу Василия Гайчука, где написано «если задолженность не будет погашена, исковое заявление будет передано в суд». Согласитесь, «находится в производстве» и «будет передано» - совершенно разные фразы.
По словам пресс-секретаря краевой прокуратуры Анатолия Ускова, для того, чтобы провести проверку о правомерности рассылки подобных исковых заявлений от ТГК-14 и дать им оценку, необходимо, чтобы граждане, считающие, что на них таким образом компания оказывает давление, обратились в прокуратуру с заявлением и копиями присланных документов по адресам: улица Амурская, 71 — в краевую прокуратуру, либо улица Полины Осипенко, 1 — в прокуратуру Центрального района Читы. Этот совет мы давали всем, кто оказался в замешательстве и недоумении, получив «страшилку» от ТГК-14, но позже выяснилось, что к 28 августа из числа всех возмущённых горожан, с кем я общался, заявление по данному факту в краевую прокуратуру написал только Алексей Ткаченко. По заявлению читинца прокуратура уже начала проверку, сроки которой ограничиваются одним месяцем. Нам лишь остаётся дождаться результата.
Надеюсь, что прокурор, который занимается проверкой по заявлению читинца, подойдёт к этому вопросу очень внимательно. И я говорю это не потому, что у меня, как и многих горожан летом по несколько недель нет горячей воды, и не потому, что квитанциями от ТГК-14 у нас завален весь подъезд, а многие из моих знакомых реально испугались судебных исков. Просто считаю, что грозить всем без разбора исковыми заявлениями и судебными разбирательствами, где истцом выступает теплогенерирующая компания, как минимум — невежливо. Причём, делая это с помощью «филькиных грамот» без печатей, даты и с искажёнными данными. И это уже вопрос отнюдь не одной лишь вежливости.