Спорим, вы хотя бы раз в день думаете о том, что справились бы за кого-то лучше. Уж точно бы быстрее «пробивали» на кассе штрих-коды, проворнее взвешивали овощи, заводили новую карточку в регистратуре, приносили заказ в ресторане или номерок в гардеробе. Вы бы улыбались покупателям, посетителям, клиентам, наказывали бы преступников и находили угнанные автомобили, воспитывали детей на классных часах правильнее и вели бы шоу на радио веселее. Была бы ваша воля, и застройку города вы бы проводили разумнее, раствор делали качественнее, а про управление сетью супермаркетов, министерством или страной даже говорить нечего. Многие и тексты бы писали лучше, но к счастью, профессионалы в этом деле мы.
Мы тоже грешным делом представляем, что смогли бы организовать верную логистику грузовых поездов в нашей стране или почтовой службы, делали бы «нормальные» рекламные баннеры и с умом распределяли средства дорожного фонда.
И чтобы знать своё место и узнать другие рабочие места, мы запускаем на «Чита.Ру» новый проект «Рабочая смена», в котором журналисты будут заступать на вахты, прятать волосы под косынки, надевать кирзовые сапоги и работать в непривычных условиях. О нет, идея не новая и не наша. Но мы – профессионалы, а значит, будет интересно.
Всегда думала: «Вот многие в студенчестве подрабатывают продавцами, официантами, а я, с 7 класса уйдя в журналистику, о далёких от моей деятельности профессиях не думала». И почему-то работа в кафе интересовала меня всегда больше всего — приходят обычные мальчики и девочки, переодеваются в форменные рубашки и фартуки, и вот перед вами уже не студентка Маша Иванова, а официантка Мария. Наш новый проект — возможность, наконец, узнать, как проходит день тех, о ком мы, журналисты, рассказываем читателям, зрителям, слушателям.
Выбор сразу пал на Traveler's Coffee — как постоянный посетитель, меню знаю на уровне хорошего пользователя, официанты — знакомые, обстановка — тоже. Конечно, я понимала, что не просто так официанты при трудоустройстве несколько дней проходят стажировку, их нагрузка растёт постепенно. То есть в первый день доверяют поздороваться, подать меню, чуть позже — убрать посуду. На второй день, к примеру, уже можно попробовать принять заказ. Договариваясь с управляющей кофейней Татьяной, сразу услышала: «К столам-то стразу не подпустим». Но у меня на смену профессии был всего день, поэтому, объяснив ситуацию, я решительно сказала, что готова на всё. Поговорили о трудностях, с которыми сталкиваются «новобранцы» - кто-то побаивается поздороваться с посетителями, подойти к столу. «Но тут, думаю, таких проблем не возникнет», - глядя на меня, прокомментировала Татьяна. И я как-то сразу поверила, что смогу.
За час до выхода из редакции охватил мандраж. Это же, всё-таки, новая работа, новый коллектив, деятельность, которую изнутри я себе представляю очень смутно. Редакция пожелала удачи, и через некоторое время я была уже на месте.
С первыми психологическими сложностями столкнулась сразу. То, что официантам нельзя носить с собой телефоны, я знала. И сразу решила, что уберу его в сумку в 16.00 и возьму только в 24.00, в конце смены. Для меня, никогда не выпускающей мобильник из рук, это было первым и очень серьёзным испытанием. «Официантам не разрешается ходить с распущенными волосами», - нестрого сообщила Татьяна. «Раз я сегодня официант, то исключений быть не может», - подумала я, кивнула и отправилась переодеваться.
Мне выдали новую рубашку и фартук. Маленького размера не оказалось, рубашка была несколько велика, но я сочла это очередным приключением. Меня представили официантам и прикрепили к Дарье. Я очень обрадовалась, что попала с ней в одну смену, потому что эта приветливая девушка, работающая в кофейне с самого открытия, мне всегда нравилась. Даша сразу повела меня на «исходную позицию» у кассы, где принято встречать клиентов, рассказала, как стоять, что и где находится, какая нумерация у столов, кто закреплён за каким залом, и что залы делятся на «курящий», «тёплый» и «холодный». «Пошли к стейшену, крутить салфетки», - и увела меня к тумбочке с монитором, где в электронном виде забиваются заказы. «Крутить салфетки» - это складывать их пополам — и в коробочку по принципу «бордовая — белая — бордовая — белая». Я увлеклась настолько, что минут за 15 коробочка оказалась аккуратненько заполнена. Даша подошла и со словами «Он сегодня всегда с тобой» дала мне поднос. Здесь же выучила все столовые приборы и их предназначение.
Сначала мне доверили убрать посуду с нескольких столов - унести её на кухню, после чего - протереть стол, добавить недостающие салфетки (их должно быть ровно 10), всё ровненько составить. Так стол становится готовым для следующего посетителя.
Я подошла к стойке, где находится касса, Даша стала учить меня готовить чайную пару. Казалось, это просто — кружка на блюдце, ложка и сахар. Но нет. Блюдца нескольких видов — маленькие, средние, побольше и самые большие, для разных кружек с разным кофе. Взять, протереть, поставить кружку, ручкой — вправо. С одной стороны — ложечку, с другой — пакетики с сахаром (от одного до пяти, в зависимости от размера блюдца). Сначала всё показалось жуткой головоломкой, старалась переспрашивать: «Это для капучино? Это для латте? Это для эспрессо?». Угадывала. Потом запомнила. Радовалась! Тут же выучила, как правильно оформлять десерты, какую трубочку подавать клиентам в разных случаях.
Часы на руке у Даши завибрировали и на них высветился номер столика. «Пойдёшь?» - спросила она. «Я боюсь», - хотелось сказать мне, но я быстро вспомнила, зачем сюда пришла, и с готовностью схватила пару меню и отправилась к столу.
«Здравствуйте, ваше меню», - сначала девушке, потом — молодому человеку, как Даша научила. Довольная, вернулась к наставнице. «Теперь ждём минуты три, если до этого времени не нажмут на кнопку вызова», - проинструктировала Даша.
За это время я успела встретить ещё нескольких гостей и подать сок за столик нашему фотографу.
«Пойдёшь принимать заказ?» - прозвучало справа. Даша протянула мне блокнотик и ручку и назвала нужный стол.
- Вы готовы сделать заказ?
- Да. Девушка, мне, пожалуйста, капучино и чизкейк «Нью-Йорк».
- Капучино — какой объём?
- Давайте средний.
- Хорошо, а вам? - повернулась я к молодому человеку.
- Мне, пожалуйста, капучино большой. И вот скажите, всё, что нарисовано на картинке, входит в Сэндвич Клаб, да?
- Да, четыре сэндвича и картофель фри с соусом.
- Вот, его.
- Хорошо. Вы заказали: …
Далее я повторила заказ, как не раз это повторяли для меня, спросила разрешение забрать меню и вместе с Дашей отправилась к стэйшену, чтобы отправить заказ на кухню, позже это уже доверяли делать самостоятельно.
После я приняла ещё несколько заказов, уже было не так страшно. И вот, готовы чизкейк и напитки, две кружки кофе, блюдца, ложки и сахар для которых я уже успела подготовить. «Идти нужно обязательно с подносом, просто в руках носить нельзя. Поднос на стол не ставить, снимать всё прямо с руки». «Ой, как же я так? Я лучше пока буду ставить, чем уроню», - прямо заявила я. Как же можно в первые часы работы нести посуду с жидкостью на подносе, держа его одной рукой, и ставить на стол другой?! Послушав ещё наставления про положения локтя, правильное расположение кружки, поставленной на стол, я понесла свой первый заказ. Поставила поднос на стол, сказала: «Приятного аппетита». Заскочила на кухню, где повара уже приготовили Сэндвич Клаб, принесла его посетителям.
Работа захватила меня настолько, что я забыла о существовании телефона, людей за пределами кофейни, социальных сетях... У официантов на наручных часах высвечивались номера столов, в которых я ещё путалась. «Восьмой. Пойдёшь?» - с улыбкой спрашивали меня. «Да. Это в углу?», - уточняла и шла подавать меню. «Четвёртый», - передавали официанты напарнику Никите, за которым был закреплён «курящий» зал, где и находится стол №4. «А можно мне?», - спрашивала у Никиты и снова хватала меню.
«Девушка, а скажите, почему здесь написано капучино, а здесь — эспрессо, если они оба — капучино?», - неожиданно спросили клиенты. «Где Даша? Таня? Никита?», - промелькнула и ушла из головы мысль. Появилась другая: «Я же знаю, выкручусь». «Этот — с молоком, а этот — со сливками», - ответила я. Позже всё-таки пришлось позвать Дашу, которая повторила заинтересовавшимся то же самое.
Иногда, если заказ был небольшой, предпочитала унести его в руках. Несколько раз слышала сзади строгий голос одного из менеджеров - Надежды: «Куда без подноса?». Я отвечала что-то про «боюсь уронить» и меня со строгой улыбкой отпускали в путь до столика с ожидающими клиентами.
В свободную минутку я спрашивала у официантов всё, что интересовало меня саму, как посетительницу: от отсутствия блокнотов и удивительной способности запоминать заказы до загадочной надписи на стене - «68 рук». Всегда знала, что предчувствие — это моя неотъемлемая составляющая, и убедилась в этом, когда один из клиентов спросил про эту самую надпись. Сделала вид, что знаю объяснение этому уже 100 лет, и рассказала, еле сдерживая довольную улыбку.
Приходили друзья. Это было ожидаемо, потому что большой круг моих знакомых — постоянные посетители кофейни Traveler's. Но не все знали, что в этот день я нахожусь там в не совсем привычной роли. О, эти лица, удивление на которых нельзя передать словами! Я им: «Здравствуйте, проходите!», а они — ни поздороваться, ни хихинуть, лишь с удивлённым вопросом: «А как это?!». И так несколько раз за день.
...Снова заказ. Подготовила четыре чайные пары, поставила их на поднос, добавила туда чайник. Пять ёмкостей с жидкостью нужно было унести на одной руке и подать клиентам, не снимая поднос. Одной рукой! И знаете что? Через несколько часов работы это стало не таким сложным и страшным!
К вечеру официантка Таня сдала смену. Нам предстояло работать ещё три часа. «Теперь ты будешь настоящей официанткой. Держи», - Даша протянула мне часы. Я скорей нацепила их на руку, и самовнушение правда взметнуло меня на стадию официанта-профессионала.
Часы завибрировали - «21». Официанты уже не спрашивали, пойду или нет. Знали, что да.
Мне уже казалось, что всё так привычно, будто я работаю в кофейне минимум неделю. В перерывах новые коллеги рассказывали мне весёлые истории, мы бегали от стола к столу, на кухню и обратно. Я думала, запомню каждый свой заказ, но не тут-то было! Всё перемешалось после первой же пары часов. Поднос уже спокойно держался на руке, блюдца и кружки для капучино и эспрессо легко различались, ложечки укладывались с нужной стороны, меню подавались в определённом эстетикой порядке, а заказы запоминались без записей в блокноте. День подходил к концу. Так как с утра я себе сказала, что выложиться за единственную смену нужно так, чтобы появилось ощущение отработанной недели, то явно чувствующаяся усталость была забыта при первых признаках появления и до конца рабочего дня.
«Два яблочных фреша», - сообщила я бариста (специалист по приготовлению кофе - авт.), который по совместительству наливает и прочие напитки. «А хочешь приготовить сама?», - спросили ребята. С радостью заявив им, что это высшая степень доверия, что я безумно счастлива и, конечно, хочу, побежала мыть и резать яблоки и готовить из них свежевыжатый яблочный фреш. Как же сложно было скрывать свою радость, когда я несла самостоятельно приготовленный напиток клиентам. Признаюсь, поднос взять забыла.
23.30. Полчаса до конца смены. Стали постепенно готовить залы к закрытию — в каждом из трёх залов составляли на один стол салфетницы, тейбл-стенды (настольные таблички - авт.) и подставки под соль и перец. Добавляли всё недостающее, чтобы официанты, которые с утра будут открывать кофейню, пришли на подготовленные рабочие места.
24.00. Ребята положили передо мной деньги с улыбкой и со словами: «Твои чайковские!» (чаевые- авт.). Это было неожиданно, но безумно приятно. Они похвалили меня, отметив, что стажёры и за три дня не показывают результатов, которых я достигла за день. Не буду скрывать, сама собой гордилась, и, когда шла пробовать себя в роли официанта-новичка, мечтала услышать именно такой отзыв о своей работе.
На следующий день я пришла в кофейню уже как посетитель, Даша и Никита, увидев меня, приветливо улыбнулись, сообщили, что все мной остались довольны, и спросили, не хочется ли мне ещё.
У меня всегда были странные мечты. И вот одна из них сбылась. Я даже не знаю, с чем могу сравнить эмоции от этого дня, но моей радости не было предела. Теперь, находясь в других кафе, замечаю, что не так ставят кружку, не туда повёрнута ручка, не так приносят меню... Один день — а столько новых знаний и эмоций, за которые безумно благодарна моим наставникам, которые дружно показали мне всю работу официанта изнутри. Спасибо, ребята!