В Каштаке недалеко от конечной остановки автобуса целой улицей жили цыгане. По пути на дачу мы с интересом проходили мимо их дворов. Рассекающая лужи детвора на велосипедах, женщины в длинных цветастых юбках, зазывающие погадать. Мужские улыбки, переливающиеся золотом. На нас они почти не обращали никакого внимания, разве что бросят вслед: «Красавица, давай судьбу твою расскажу». Мы же разглядывали их с любопытством. Поражались открытости, свободе. Сейчас на этом месте коттеджи, в которых живут несколько цыганских семей. По словам председателя цыганской диаспоры «Цыгане 21 века» в Забайкальском крае Анатолия Садкевича, кочующих цыган уже почти не встретишь, не только в Чите, по всей России.
Да и в Чите мало. В нашу диаспору входят человек 15, всего в городе их не больше 80. А вот по краю цыган - 1,5 тысячи. Почти в каждой деревне или селе есть цыганская семья. Но это уже обрусевшие цыгане, они не кочуют. Перестройка очень много сделала в этом плане, отразилась на всех. Но традиции мы соблюдаем, поддерживаем.
Главное для цыган — уважение к старшим. Это очень серьёзно. Сначала родители отдают всё своё внимание, тепло и любовь детям, а потом дети вырастают и отдают всю свою любовь родителям. У нас никогда нельзя ругаться со старшими. Даже если тебе не нравится позиция старшего и ты считаешь, что он не прав, против ничего говорить нельзя. Можно сказать своим родителям, чтобы они поговорили с тем, с кем ты не согласен. Не принято у молодёжи 18-20-летней при старших курить, выпивать.
Невест у нас воруют до сих пор, но она неприкосновенна. Украл, увёз, потом родителям сообщил, что мы берём вашу дочь к себе, готовьтесь к свадьбе. Конечно, против воли девушки ничего не будет. Свадьбы пышные. Много гостей. Девушка выходит замуж невинная, чистая. Возраст разный. Может и до 30, и до 40 лет сидеть в девчонках. Может и в 17 лет выйти замуж, но это самый ранний вариант. Сейчас стараются получить образование, а уже после университета года в 22-24 женятся. Всегда молодожёнов должны благословить родители. Если не благословят, то это очень плохо. Также в храм заезжают, венчаются. У нас же вера православная. Мы — христиане.
Сейчас девушки стараются выучиться. Так, чтобы ходить по улицам, гадать, такого нет. Ещё у старшего поколения, у кого есть дар и тяга, те гадают. Молодёжь же ориентирована на обычную работу.
На замужество или женитьбу на русских запрета нет. Главное, чтобы по любви. Раньше, конечно, это не приветствовалось. Таборы были, а сейчас этого нет. Выходят строго по любви.
Самое дорогое у цыган — дети. Это всё выдумки, что цыгане воруют детей. Такого не было. Кочующие цыгане, если встречали сирот, то забирали их к себе. Даже если своих детей 11 или 12, возьмут тринадцатого. Дети — святое. В 20-х годах прошлого века в табор заходили и отбирали детей, отдавали в детдома. Говорили, что условия для жизни плохие.
Я вырос в Чите. Окончил здесь среднюю школу №44 в посёлке Восточный Черновского района. Уголь добывали, работали на шахте, когда молодые были. Я был первый цыганёнок, который окончил среднюю школу на Черновских. Учился я в обычной школе с русскими ребятами. Мы занимались спортом: хоккеем, волейболом,футболом. Ходили в походы. Мы до сих пор встречаемся, общаемся, дружим.
Сейчас в школах очень напряжённые отношения между детьми разных национальностей. Всё ведь преподносится в таком специфичном ключе. Это вина не цыган, а государства. Нужно над этим работать, проводить встречи в школах, рассказывать об истории цыган, их культуре, рушить неверные стереотипы.
Нас сделали крайними, что мы торгуем наркотиками. В каждой нации есть хорошие и плохие люди, но акценты расставлены так, что мы — зло.
Те, кто продают телефоны на «Сувенирах», - это другие цыгане. Мы — русские цыгане. А они из других соседних республик и областей. У них и вера другая, мусульманская. Они сюда приезжают, так как они граждане России. Предпринимательство не запрещено, они и торгуют. Не воруют же. То, что точек у них своих нет, это, конечно, неудобно. Здесь ничего такого нет. У них есть возможность заработать на этих телефонах, они и зарабатывают.
Кочевая жизнь закончилась. Началось это ещё в 1956 году, когда Хрущёв издал закон об оседлой жизни цыган. Появились колхозы. При советской власти цыгане жили очень хорошо, занимались скотоводством, кузнечным ремеслом, сельским хозяйством, специалистов было много. Деньги получали. При этом и кочевали. Закончилась посевная, председатель давал добро, они кочевали. Это же вольная жизнь, куда от неё денешься.
Кочевание — это в крови, врождённое желание. Это призвание. Гены. Конечно, то, что сейчас цыгане не кочуют — плохо. Это против природы. От кочевой жизни сохранялись все традиции и цыганские законы. А сейчас как мы живём? Решётки на окнах, код на двери — тюрьма. Раньше на одну петлю закрывали ворота. Никто не воровал ничего.
Раньше в Читу приезжали цыгане. Мы бегали на них смотреть. Прибежишь, они костёр разведут, чай вскипятят. Цыгане останавливались на берегу Читинки, на чёрной деревне в Домне, в районе Ингоды. Раньше кочевали на лошадях, а потом на машинах. Сейчас тоже берут палатки, садятся в машины, едут. Как принято сейчас говорить, — уикенд — выходные на природе.
Как таковой у русских цыган своей кухни нет. Она аналогично кухне кочевых народов. Любим курицу, мясо, наваристые бульоны.
Сейчас цыгане много не рожают. По стандарту — два-три. Раньше же рожали по 11 детей. Тогда это было главной обязанностью женщин. Хотя, конечно, жена могла взять котомки и пойти гадать. Сейчас же женщины трудятся как все, на обычных работах.
Гаданию не учат. Или есть дар, или его нет. Если есть, он в любом случае проявится. Передают его через поколения. Самая сильная магия у цыган - гипноз, карты.
Идея создать диаспору появилась у нашего композитора Василия Волкова. У него отец был цыган. Мы с ним объединились. Общественная организация — ассамблея народов Забайкалья — объединяет нас. Все, кто входят в ассамблею, друзья. Мы отмечаем вместе праздники, тепло и радушно к друг другу относимся. Живём, как одна семья.
Весной нам губернатор Константин Ильковский выделил 200 тысяч рублей на празднование всемирного Дня цыган. Конечно, мы благодарны губернатору за такую помощь. Спасибо хочется сказать и министру культуры Забайкальского края Виктору Колосову. Мы в четвёртый раз проводим такой праздник, но помощь нам оказали впервые. Мы проводили круглый стол. Это такое важное событие в жизни забайкальских цыган. Я организовал заседание круглого стола. К нам приезжали гости из Москвы: председатель общественной организации «Цыгане 21 века» Вячеслав Васильев, а также Александр Цыбульский. На круглом столе присутствовала замминистра культуры Наталья Абраменкова, сотрудники и аспиранты ЗабГУ, председатели других диаспор - башкиров, татар, евреев, таджиков и других. На круглом столе мы обсуждали вопрос о том, что многие забайкальские цыгане живут в аварийных условиях. Была достигнута договорённость о создании филиала общественной организации «Цыгане 21 века». У нас будут совместные работы и проекты, мы сможем рассчитывать на помощь. Планов - множество. Один из них - реализация проекта «Под чистым небом России. Цыгане против наркотиков».
Уже почти пять лет работает наш ансамбль «Баро —Дром», но нет своей площадки. В ансамбле восемь человек. Ребятишки у нас маленькие, даже есть четырёхлетки. Все профессионалы. Гастролируем по краю. Выступали в детских домах. Сейчас наши ближайшие планы поучаствовать в межрайонном фестивале «Живая нить» в Александрово-Заводском районе. На фестиваль приедут гости из Китая. Он будет двухдневным - с 27 по 29 июня. Помощь в организации поездки нам оказываем начальник городского управления культуры Николай Волков. «Баро —Дром» развивается, мы хотим давать благотворительные концерты, в целом - дарить людям радость.
В декабре у нас открылась выставка в Забайкальском государственном университете. Выставка получилась хорошая, познавательная, популярная. Работа у диаспоры кипит. Без дела мы не сидим. Многое впереди.
Есть притча о том, что раньше цыгане были птицами. Но этот металл жёлтый, который они приняли в дар, он их отяжелел, и они не смогли взлететь. Стали кочевать.