В огромных цехах читинского молочного завода, оставшихся в наследство с советских времён, работа не затихает даже на минуту: за сутки здесь перерабатывается 30-40 тонн молока, продукция из которого идёт в основном на Читу. Районы берут мало: срок годности товара – всего 72 часа, тогда как стерилизованное молоко можно хранить до полугода.
ИА «Чита.Ру» запускает новый проект «Сделано в Забайкалье». Мы расскажем вам о маленьких и больших предприятиях Забайкалья, которые работают на благо региона вопреки кризисам и санкциям. Они пекут хлеб, разливают по пачкам молоко, выращивают центнеры картофеля и капусты, шьют платья и костюмы, строят многоэтажки и дачные домики.
«В стерилизованном убито всё то, что может испортиться», - объясняет директор молочного комбината Владимир Томских. Он никогда не покупает молочку чужого производства – качество не то.
Каждая новая смена перед тем, как приступить к работе, проходит медицинский осмотр: нет ли ранок на руках, не простыл ли.
«Простуда – это стафилококк, который тут же цепляет, например, сметана. При малейших признаках заболевания мы направляем работника в медпункт», - говорит Раиса Багрянцева, заведующая производственной лабораторией.
В приёмном отделении сегодня всё делается вручную, автоматическая линия пока – только в планах. Молоко после проверки на качество поступает в аппаратную, где и начинается первичная переработка.
«В эти два танка мы принимаем сырое молоко. Охлаждаем его, и после них оно уже распределяется: что-то идёт на сметану, что-то на молоко, что на кефир, что на творог. Вместимость каждого танкера, куда поступает молоко – 10 тонн. Пересечения сырого молока с пастеризованным не бывает», - рассказывает Раиса Багрянцева.
Моют эти танкеры после каждого поступления вручную изнутри щётками, содой, паром, горячей водой, кислотами. Работница пробирается через небольшой люк, и в спецодежде на несколько раз промывает и ополаскивает ёмкость.
После этого контрольная служба берёт смывы для проверки качества работы: «Это не то, что ты дома у себя кастрюлю помыла, за нами же люди стоят, мы столько людей кормим. Ответственность огромная. Пришла на работу - обязательно смывы берём с рук, с халата. Нам надо всё предусмотреть и не допустить ничего».
В это время в заквасочном цехе специальный работник колдует над основой для будущих творога, сметаны, сывороточных напитков, сырков и прочей продукцией «Молочного острова».
«Сначала материнская закваска готовится 24 часа, через сутки мы её пересаживаем в другое молоко, опять 24 часа, пока дрожжи не начнут расти. Мы работаем только с Московским институтом молочной промышленности, технологии у них покупаем и технические условия у них берём, консультируют они нас», - объясняет Раиса Багрянцева.
Грибки с института приходят в сухом виде, и здесь мастер-заквасочник начинает их оживлять. Читинский молочный комбинат работает на натуральных заквасках. В заквасочную – святая святых завода – не пускают никого.
«У нас никто, кроме заквасочника, сюда не заходит. У неё своё место для переодевания и халат, который стирают отдельно от остальных».
В творожном цехе работа - одна из самых тяжёлых. Здесь трудятся в основном женщины. Полученные четыре тонны творога и три тонны сметаны они вручную переносят к оборудованию для подачи в отделение фасовки. После всю технику нужно вручную перемыть. Средняя зарплата в этом цехе, говорит директор Владимир Томских, 40 тысяч рублей.
Творог варят в 13 ваннах в несколько этапов. Сначала в аппаратном цехе составляется специальная смесь. Перед этим ванны моются, хлорируются, дезинфицируются, пропариваются и охлаждаются. Смесь заквашивается, кислотность доводится до 85%, после чего начинается варка творога паром. Когда творог готов – сыворотка не выбрасывается, а становится основой для сывороточных напитков со вкусом, например, моркови и апельсина. Удивительно вкусно, попробуйте. В старину сывороткой лечили множество заболеваний, создавая специальные лечебницы.
«На творожном направлении планируется поставить новую, полностью автоматическую линию», - говорит Раиса Багрянцева.
Стоит в цехе и сбойка для масла, которое готовят летом, когда есть излишки молока.
После готовую продукцию подают в цех по фасовке. После того, как сметана розочкой ляжет в мерную банку и будет запакована, а на этикетке сырка проставят срок годности, товар отправляется на охлаждение, а после – на реализацию в город. Здесь же пломбируются фляги сметаны для крупных предприятий. Например, кондитерской фабрики «Радуга».
В цельномолочном цехе во время нашей экскурсии по комбинату разливают кефир на новых, пришедших из Санкт-Петербурга, автоматах. Пощёлкивают разворачиваемые упаковки, в которые за день должно быть залито три-четыре тонны кефира. Именно столько кисломолочного напитка могут выпить читинцы. К слову, о потреблении: поставка продукции в магазины проводится по предзаказам, поэтому разбирают, как правило, всё.
В лаборатории контроля молочной продукции работает микробиолог, который определяет показатели на кишечную палочку, антибиотики, соматические клетки, влияющие на качество продукта и здоровье потребителей. Физико – химический показатели: массовая доля жира, кислотность, плотность, влага, - тоже определяется здесь.
После тщательного исследования на каждую партию выписывается качественное удостоверение продукта и он отправляется на полки магазинов.