Бизнес, несмотря на свою сложность, может приносить счастье. Когда-то она вместе с мужем уехала в Китай и преподавала русский язык школьникам, потом накопленный опыт помог создать своё дело. Умение смотреть с оптимизмом, рисковать, даже когда все отговаривают, и получать удовольствие от работы - вот несколько рецептов успеха гендиректора турфирмы "Страны мира" Инны Чупровой.
Оправданный риск
- Откуда вы родом и почему вдруг решили заняться именно такой сферой деятельности – туризмом?
- Я родилась в Забайкалье, обучалась тоже здесь, в Забайкальском институте предпринимательства. Сложилось так, что мы с мужем больше шести лет жили и работали в Китае, проехали всю страну, узнали специфику и менталитет народа, я даже преподавала русский язык китайским школьникам и научилась разговорному китайскому. Иными словами, Китай впечатлил меня, вдохновил и оставил огромный след в жизни. Когда уже вернулись в Россию в 2007 году, благодаря наработанным отношениям с соседями мы создали единую компанию по предоставлению услуг в сфере туризма и поставок из Китая. Так завязался и начал развиваться бизнес. Интерес к путешествиям у жителей Забайкалья стал расти, поэтому в 2009 году мы создали отдельную компанию «Страны мира», которая начала предоставлять туристические услуги не только по Китаю, но и по всему земному шару.
В нашем бизнес-холдинге сегодня пять компаний, и у каждой из них своя сфера занятости. Большая компания «РОС-СНАБ» занимается поставкой спецтехники, оборудования, строительных материалов, работает с крупными строительными, дорожными компаниями Читы, Иркутска, Улан-Удэ и Красноярска.
- Название «Страны мира» вы сами придумали?
- Название придумал сын. Мы долго думали, как же назвать нашу компанию, выбирали среди множества красивых слов и фраз, но самые интересные были уже заняты. В нашей домашней библиотеке была книжка по географии, которую я когда-то давно покупала для ребёнка. Она и называлась «Страны мира». Листая её вечером, сын и предложил назвать будущую компанию именно так. Идея нам с мужем понравилась, думаю, такое имя максимально отражает наш спектр услуг. А книга теперь стоит на полочке в офисе на видном месте.

- Как происходило становление вашей компании на первых этапах? Кто-нибудь вам помогал?
- Помогал муж, как бизнес-партнёр, и весь коллектив, который изначально был на пути развития холдинга. На первых порах мы выиграли небольшой грант, а офис открыли в бизнес-инкубаторе. Благодаря такому государственному проекту, мы три года пользовались условиями льготной арендной платы.
Потом у меня возникла идея, а почему бы не открыть офис в торговом центре? Представьте себе, человек идёт за покупками, размышляет о грядущем отпуске и видит стойку, где можно купить тур в Таиланд или Китай. Это казалось мне удобным и прибыльным делом, но коллектив меня, конечно, не поддержал. По их заверению, это было несерьёзно, клиенты не готовы оформлять документы в торговом центре, где звучит музыка и мимо навязчиво проходят другие покупатели. Я сказала, что всё равно так сделаю. До сих пор офис в торговом центре «Макси» прекрасно существует и успешно работает.
Теперь все уже нас там знают, сложилась хорошая репутация и ассоциации с надёжностью, честностью компании.
- Это было вашим новаторством?
Да, никто из туристических компаний не рискнул открыться в торговом центре. В то время это было недёшево даже для нас, но мы рискнули, и не зря.
- Какими ещё проектами вы гордитесь?
- Скоро у нас запускается проект в Китае, он на стадии "start up". Не буду открывать всех карт, но это интересный проект, и я думаю, о нас узнают не только в городе, где мы начинаем запуск, а во всём Китае.
Я хочу сделать клуб, который бы знакомил читинских детей с краем и городом. Например, два раза в неделю можно собираться и исследовать всякие предприятия, можно пойти и посмотреть, как работает «Чита.Ру», как пишутся тексты и создаётся сайт. Можно узнать, как готовится мясо в китайском ресторане, паста в итальянском или суши в японском. Это ещё и связано с туризмом, перед посещением можно немного узнать о стране. Такой вот проект выходного дня с возможностью посмотреть все достопримечательности и изучить наш город и край.
Ещё наша компания не похожа на другие в городе, начиная с интерьера в офисе. Я не хотела, чтобы здесь были простой коричневый стол и компьютер, люди должны зайти в офис и сразу окунуться в атмосферу своего приятного и красивого отдыха. Понимаете, человек ведь копит свои деньги полгода, а то и больше, чтобы отдохнуть. Он должен предвкушать отдых, беседуя с менеджером и находясь в уютном офисе. Все предметы здесь неслучайны, привезены из разных стран мира. Многие сувениры привозят девочки из рекламных путешествий, и каждый предмет имеет свою историю.
Очень много подарков от клиентов, вот недавно нам вручили тарелку с нашим названием «Страны мира». Похожей больше нет, и было приятно получить такую благодарность за хороший отдых от клиента.
- Вы гордитесь и своим коллективом, это заметно. Какие у вас взаимоотношения с сотрудниками?
- Наш коллектив «молодой». Отношения, на мой взгляд, хорошие, я не из той категории руководителей, которые кричат на сотрудников и бьют по столу. Бываю строга, но никогда не повышаю голос. Каждый нацелен на результат, а я не стою над душой - все знают, насколько важен клиент. Доверительные отношения в коллективе присутствуют как с моей стороны, так и со стороны сотрудников.
Девочки ездят в обучающие рекламные туры. Убеждена, что ездить туда должны именно менеджеры, которые после продают, а не руководители фирм. Сотрудники сами должны увидеть гостиницы и условия отдыха, которые будут предлагать своим клиентам.

Как почтальон Фред заботился о клиенте
- Вы поддерживаете отношения с клиентом после его поездки?
- Когда он пришёл, мы должны предложить ему несколько вариантов отдыха и рассчитать стоимость, исходя из его пожеланий. Девочки-менеджеры рассказывают все особенности страны перед поездкой и потом интересуются, как всё прошло. Сделать звонок клиенту, когда он вернулся из путешествия - это очень хороший маркетинговый ход, тем самым мы показываем, что не просто взяли с вас деньги и отправили, наоборот, вы нам нужны, мы хотим поинтересоваться, как вы отдохнули, узнать все плюсы и минусы и учесть их уже в последующих путешествиях.
Мне нравится маркетинговый ход «Почтальон Фред». Суть в том, что забота о клиенте должна быть не только в офисе во время оформления документов, важно проявить её и после, например, не забыть поздравить с днём рождения.
В нашей компании мы каждый четверг проводим планёрки и разрабатываем маркетинговые планы. Мы с мужем стараемся уделить время на разбор ходов в рекламе, обслуживании. Папка, в которой туристы получают свои документы, оформлена в едином стиле – это не дешёвый пластиковый файл, а нечто более серьёзное. Её приятно получить. Пусть такие мелочи могут дорого обходиться, но я считаю, что на это скупиться нельзя, люди всё это видят, их радует звонок в день рождения или удобная папка при получении документов, нравится работа офиса до 22.00, когда все работают до 18.00. А когда же прийти мужу и жене вместе, чтобы подобрать путешествия? Такие моменты должны учитываться и быть только плюсом в работе фирмы.

- Случались конфликты с клиентами, которые было сложно разрешить?
- Честно, за всё время работы в бизнесе было минимальное количество проблемных туристов. Если человек пришёл с претензиями, нужно вникнуть в проблему, разложить её и попытаться помочь, а не воспринимать в штыки. Никогда нельзя ругаться – это наше кредо! Успеть поругаться можно в любой момент, а вот наладить дружеские отношения — не всегда.
Замечаю, что появилась тенденция отдыхать в России, ехать в Сочи и Крым. Хочу предупредить, планировать отдых нужно заранее, нельзя наивно полагать, что места всегда найдутся. Некоторые приходят и удивлённо спрашивают: «Как это, нет в гостинице мест? А на этот самолёт уже нет билетов?»
Приходится объяснять, что в эту гостиницу едут со всего мира, а самолёт, следующий из Иркутска прямым рейсом, наполняется туристами из Читы, Краснокаменска, Нерчинска и других городов. К выбору отеля стоит подойти тщательно, иногда и самому посмотреть в интернете, какой именно ты хочешь. А остальное, конечно, зависит уже от нашего коллектива, менеджеров и от того, насколько красочно, достоверно, правильно расскажут о том или ином спецпредложении или отеле.
- Наверняка были моменты, когда хотелось оставить свой бизнес?
- Напугал кризис, но он, наверное, напугал каждого человека. Был душевный дискомфорт, повисшие вопросы о том, как дальше жить, что будет, как мы будем зарабатывать, если всё закроется. Прошло время, и всё заработало вновь. Не скажу, что так же, как раньше, не все компании остались на плаву. Например, в справочнике на «Чита.Ру» раньше числилось 120 турфирм, а сейчас их 69. Кризис сделал свою чистку, но и открыл для нас новые горизонты – те, кто обслуживались в 120 компаниях, теперь остались с теми 69, правильно? Поэтому кризис для кого-то может поспособствовать скачку наверх.
- А что для этого делать предпринимателям? Вы можете дать совет?
- Чтобы они очень много читали - это первое. Второе – ставить себе планы, расписывать каждый день по пять конкретных целей и зачёркивать то, что за день выполнили. Мы с мужем на новогодних праздниках пишем план на предстоящий год, и это обязательно. В декабре садимся и смотрим, что же мы сделали, а где плохо поработали.
"Чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать"
- Вам удаётся реализовывать задуманное, остаётся ли личное время?
- Остаётся, конечно, я уделяю время себе, детям, мужу, и без этого нельзя. Как человек, работающий в сфере туризма, могу вывести одну из составляющих успеха - чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать. Невозможно реализовывать все планы, быть выжатым, как лимон, и светиться от счастья. Однозначно нужно отдыхать.
- Есть ли хобби?
- Я люблю коллекционировать колокольчики и собрала достаточно большую коллекцию у себя дома. Их я везу из разных стран и городов России, последний с символикой РЖД купила в поезде, возвращаясь из Иркутска. Есть смешной колокольчик, им часто пользуется дочка, с надписью «kiss me» (с англ. «поцелуй меня» – авт.). Она в него звонит, чтобы родители подошли и поцеловали.
Очень уважаю людей, которые занимаются hand-made (изготовление предметов и сувениров своими руками – авт.). Вроде бы обычный человек, а смотришь - он такое сотворил! То кукол делают, то какие-то открытки, ободки, вязаные изделия, кто-то организовывает клуб, где занимаются творчеством. Я просто в восторге от таких личностей, меня это очень захватывает.
На меня года два назад что-то нашло, и я своей дочке связала крючком коврик «Hello Kitty», чтобы она на нём сидела, когда играет на полу. Я, честно, сама от себя не ожидала.
- Предпочитаете активный отдых или тишину?
- Я - трусиха, поэтому высота, глубина, темнота – нет, нет, нет! (смеётся) Я ценю то, что есть в нашем мире, допустим, море, я любуюсь, просто глядя на него. Вот совсем недавно были в командировке в Иркутске, вечером уехали в Листвянку, и там я любовалась Байкалом, была очарована его энергетикой. Меня вдохновляют и впечатляют даже простые вещи.
- Где вы сами любите отдыхать?
- Люблю наше Забайкалье, местную природу - цветение багульника, прекрасный лес, славные реки. В каких бы странах я ни побывала, всё равно меня тянет сюда. Конечно, в Филиппинах ты будешь впечатлён чистейшим лазурным морем, в Гонконге - самим городом и его инфраструктурой. Вот недавно в Таиланде была поражена морем - оно горячее, не тёплое, а именно горячее! Но всё равно, уехать в загородный дом на Никишихе для меня - лучший отдых. Истинное наслаждение - созерцание красивого в окружении семьи.
- Значит, не было мыслей уехать из Забайкалья?
- Пока нет. Любой человек, конечно, стремится к лучшему, может, когда-то созреет мысль испытать новые горизонты. Сейчас можно вести свой бизнес со всех уголков мира, поэтому границ для путешествий нет, но, тем не менее, я люблю Забайкалье, Читу, свой коллектив и то, что здесь выращено в бизнесе.
- Вы себя считаете успешным человеком, реализованным?
- Я считаю себя человеком на пути к успеху. Кое-что уже есть, но сколько всего предстоит впереди. Каждый день рождаются мысли, как сделать прибыльное дело. Некоторые люди жалуются, что сейчас трудно работать и зарабатывать, но я не такая - я ставлю цель и иду с оптимизмом.
- В вашей семье растут преемники? Чем занимаются дети?
- У меня двое детей, сыну 15 лет, а девочке - пять, как видите, разница у них в возрасте 10 лет. Я думаю, это очень интересная разница, потому что она для него сестрёнка-любимица, а для Катюшки Дмитрий - защитник. Дима любит готовить, причём получается у него на ресторанном уровне. Если мы едем семьёй на отдых, готовку сын берёт на себя - у него есть выездная корзина, он туда складывает все ингредиенты, необходимые для блюда, специи, фартук и прочее.
Все этим восхищаются, а я уже думаю, что, наверное, не стоит навязывать ему в будущем быть архитектором, бизнесменом или, может, инженером, пусть решит сам. Помимо этого, он занимается большим теннисом, а сейчас он в образовательном летнем туре в Англии, повышает уровень изучения английского языка. Лучший вклад родителей в детей – это их образование, воспитание взглядов на жизнь.
Ну, а Катюшка занимается пением, ходит в школу музыки Елены Голубовской, поём с удовольствием. Ходим в садик, она активная, хорошая девчонка. Везде путешествует с нами, очень любит радиостанцию «Европа +», знает все хиты на этой волне.
- А о чём вы мечтаете в плане своего бизнеса?
- Конечно, об открытии большой мировой сети. Задумка есть, над ней уже работаем, хочется
увеличивать масштабы, чтобы нас узнали не только в крае или городе, но и по всему миру. Сейчас смотришь на все эти большие сети по продаже одежды, продуктов, и кажется, что это легко. Я думаю, что в Забайкалье, и в Чите есть бизнесмены не хуже, готовые совершить нечто мощное, и у нас получится.
- Понятия "женщина" и "бизнес" сочетаются?
- Думаю, что женщина должна быть красивой бизнес-вумен и хранительницей очага! По крайней мере, у меня так в жизни получается. Я слышала о выражении, что у бизнеса нет пола, скорее всего, его и правда нет. Бизнесом занимаются и стар, и мал, даже подростки в 15-16 лет создают концепции, которые начинают работать и приносить миллионы.
С мужем мы бизнес-партнёры и, наверное, это важно, потому что присутствуют «инь» и «ян» - мужское и женское начала. Все мы смотрим сквозь призму женского и мужского восприятия, где-то свои идеи по ведению бизнеса добавляю я, где-то вмешивается он. В итоге мы приходим к единому мнению.