Общество Окно жизни для Читы

Окно жизни для Читы

– Размещение бэби-бокса однозначно необходимо Чите. Другое дело, сколько их должно быть? Если взять пределы нашего города и края, то достаточно и одного.

По данным министерства здравоохранения Забайкальского края, в 2014 году в краевых учреждения родовспоможения было зарегистрировано 23 отказа от новорождённых. Случаев подкидывания младенцев в больницы и родильные дома в прошлом году не было. Дать информацию по количеству убитых матерями детей сразу после родов или назвать реальное число криминальных абортов не берётся никто: ни статистики краевого УВД, ни следственный комитет. Ну кто может знать наверняка, скольких малышей лишили жизни их же матери, выбросив в канаву, утопив в ведре, закопав в лесу и т.д.?

Спасительная колыбель: из средневековья – в современность

«Коляска для подкидышей», «Приёмник для подкидышей», «Колесо для подкидышей» и, наконец, бэби-боксы! Понятие о неком контейнере, установленном в медучреждении или в религиозных организациях существует со времён средневековья. Идея родилась и прижилась в Италии в 1198 году, когда Папа Римский Инокентий III счёл необходимым разместить специальные люльки у приютов, где мать может анонимно оставить дитя, если не хочет сама заниматься его воспитанием. Чуть позднее подобные приспособления появились в Германии, Португалии, Франции, Великобритании.

Бэби-бокс в современном понимании представляет собой специально оборудованный стационарный контейнер, размещённый в медицинском учреждении или в религиозной организации. Внутри контейнера поддерживается температура 23-25°, есть камера и специальные датчики. С наружной стороны здания никаких камер и приспособлений видеонаблюдения нет. То есть оставить ребёнка женщина может анонимно. По инструкции, когда дверь бэби-бокса открывается и внутрь помещается младенец, срабатывает световая и звуковая сигнализация. В учреждении, где устанавливается бэби бокс, организуются круглосуточные дежурства. При оставлении ребёнка в контейнере, сотрудник обязан позвонить в полицию, вызвать «скорую» и связаться с сотрудниками органов опеки.

В России первый бэби-бокс был установлен в 2012 году в Краснодарском крае. Защитники прав детей и представители государственных структур нередко спорят о необходимости так называемых «окон жизни» в принципе, считают негуманным само понятие и видят в таком оставлении детей ущемление их прав и свобод. Так, первый и единственный бэби-бокс в Кирове, установленный в мае 2015 года, просуществовал всего три дня. Закрытие «окна жизни» инициировал уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов, указав организаторам на то, что анонимное оставление ребёнка запрещено законом.

Пусть будут, и будут по закону

В противовес подобным мнениям существует официальная статистика. На сегодняшний день в России 20 бэби-боксов в 9 регионах страны. За время их существования таким образом было оставлено 33 ребёнка, 5 из них вернулись к родным мамам. Более 400 женщин в кризисной ситуации получили помощь благодаря телефонам горячей линии бэби-боксов.

В августе текущего года официальный представитель Следственного Комитета России Владимир Маркин высказался в одном из интервью о том, что бэби-боксы доказали свою эффективность и стали дополнительным инструментом защиты детей. С выводом согласились зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин и глава комитета верхней палаты по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов.

14 августа 2015 года в Госдуму внесён законопроект о бэби-боксах, предлагающий определить требования к установке и эксплуатации контейнеров для оставления младенцев, а также случаи, когда бэби-бокс - один или сразу несколько - необходим конкретному городу.

Одного «окна жизни» Чите будет достаточно

А нужен ли бэби-бокс Чите? Многие врачи говорят о том, что избавляются от детей криминальным способом жительницы районов, удалённых от краевого центра. Мол, ни одна их этих нерадивых мамаш не станет тратить силы, деньги и время на доставку «живого свёртка» к месту размещения бэби-бокса. Этот момент я решила обсудить с главным акушером-гинекологом Забайкальского края, кандидатом медицинских наук Мариной Мочаловой.

«Размещение бэби-бокса однозначно необходимо Чите, – говорит Марина Мочалова. – Другое дело, сколько их должно быть? Если взять пределы нашего города и края, то достаточно и одного. И могу объяснить, почему хватило бы единственного бэби-бокса. Социально адаптированная женщина, которая вынашивает ребёнка, но, по каким-то причинам, не может его оставить у себя, скорее всего, подкинет его. И вот таким женщинам необходим бэби-бокс, куда она принесёт живого малыша и оставит его там. Такие женщины не уходят сразу с места, они наблюдают и дожидаются, пока её ребёнка увидят и заберут. Это я говорю о тех мамах, которые не отказались ещё в роддоме от ребёнка. Чаще всё-таки отказ происходит именно там. Но бывает и по-другому».

Лучшим местом для размещения бэби-бокса в Чите главный акушер-гинеколог назвала Забайкальский краевой перинатальный центр. Там, по словам Мочаловой, есть условия и оснащение для выхаживания детей.

«Допустим, в бэби-бокс поступил ребёнок с экстремально низкой массой тела, недоношенный, – продолжает Марина Мочалова. – Массово внедрять «окна жизни» в каждом акушерском стационаре у нас не стоит. Потому что если женщина родила нежеланного ребёнка и у неё есть минимальная доля ответственности перед этим малышом, она привезёт его в этот единственный бэби-бокс. Она не бросит его ни в коем случае. Но, если мы возьмём в расчёт другую категорию женщин, которые изначально категорически настроены против ребёнка, которые множество раз за беременность пытаются её прервать различными, иной раз дикими, способами, то здесь вряд ли поможет наличие бэби-боксов. Даже если они будут на «каждом углу». Потому что такие женщины, едва родив, избавляются от ребёнка так, чтобы никто об этом не знал. Поступают такие женщины в стационар только при наличии осложнений, угрожающих её жизни. Я больше, чем уверена, что такая мать никогда не станет использовать возможности бэби-бокса. Могу привести реальный пример из жизни, поражающий своей нечеловечностью, когда в этом году молодая женщина, имеющая уже одного ребёнка, рожает второго в ведро с отходами. Ребёнок погибает сразу после рождения от утопления собственной матерью. Это был здоровый доношенный малыш, который должен был жить».

«Образ матери-отказницы»

10 лет назад Марина Мочалова с сотрудниками кафедры и студентами ЧГМА проводили исследование, в котором проанализировали, каков он – образ потенциальной матери-отказницы (читинские студенты даже заняли первое место с этим материалом на Пироговской студенческой научной медицинской конференции в Москве).

«Когда в Чите существовал родильный дом №2 на улице Амурская, то там и концентрировались женщины, которые впоследствии отказывались от своих детей – вспоминает Марина Мочалова. - Мы собирали информацию, чтобы «соткать» социальный портрет такой женщины следующим образом: в первые трое суток после родов с ней проводили анонимное анкетирование. И что мы выяснили: половина этих мам – молодые женщины, репродуктивного возраста, для большинства эта беременность была первой. Около 80% этих женщин пренебрегало любыми средствами контрацепции, потому что, с их слов, не боялись забеременеть. Многие были учащимися средних профессиональных училищ. Среди этой категории, те, кто скрывал от родственников эту беременность, не находил понимания в семье, те, кого бросил любимый человек, узнав о том, что она в положении. То есть, это молодые женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: как психологически, так и материально, при этом принимающие решение об отказе от ребёнка самостоятельно».

Уговорить женщину, решившую оставить ребёнка, удаётся не часто. С такими мамами проводит беседу психолог, врачи. Им объясняют, что какое-то время, пока жизнь не устроена, она может навещать маленького и ухаживать за ним в доме малютки. Это даёт возможность полноценно участвовать в судьбе ребёнка.

«Одна такая мама забрала своего ребёнка из дома малютки через год, устроившись работать там и ухаживая за ним каждый день. У неё были серьёзные жилищные и материальные трудности на момент родов, потом всё нормализовалось. Молодая девушка, 18 лет. Она не бросила своего ребёнка. И это заслуживает уважения», – уверяет Марина Мочалова.

«Всегда есть путь назад»

Анонимное оставление ребёнка в бэби-боксе имеет немало юридических нюансов. За всё время существования этого явления в России таким образом были оставлены 33 малыша и только двое из них отправились в дом малютки – над большинством была оформлена опека, проведена процедура усыновления, многие вернулись к биологическим родителям, которые одумались.

«Если женщина оставляет хоть какие-то документы с этим ребёнком, она может претендовать потом на то, чтобы забрать его обратно, – говорит главный акушер-гинеколог Забайкальского края Марина Мочалова. – Если же таких документов нет, то как она докажет, что этот ребёнок её? В этом случае возможна только процедура установления родства, а в дальнейшем работают юристы. Но даже при всех этих сложностях, я могу сказать, что бэби-бокс – это гуманное решение по отношению в первую очередь к ребёнку. Это даёт ему шанс жить, и в Чите такой шанс должен быть. Не зря я ранее привела недавний пример из жизни. Даже если одна человеческая жизнь будет спасена, это стоит того. Инициатива, конечно, должна исходить не только от министерства здравоохранения, но и от органов социальной защиты населения. Заинтересованность должна быть в обществе в целом, а её пока мало».

В начале этого года в одном из интервью патриарх Кирилл высказал предложение о том, что аборты должны быть платными. Но врачи прекрасно понимают, что есть жизненные ситуации, в которых аборт – это определённый выход.

«Если мы запрещаем и выводим медицинские аборты из системы ОМС, мы закономерно и невольно повышаем частоту криминальных вмешательств при нежеланной беременности и, естественно, в скором времени последует увеличение количества отказных детей – аргументирует Марина Мочалова. – И если случится так, что аборты будут проводиться только на платной основе, то разговор о бэби-боксе разгорится с новой силой. Он и сейчас необходим Чите, потому что это цивилизованный подход к решению проблем каких-то конкретных женщин, а, самое главное, к сохранению жизни их нежеланных детей. А этих проблем станет в разы больше, если медицинский аборт будет платным».

Своими глазами «коробку жизни» я видела в Киришах. Там установкой и обслуживанием бэби-бокса занимаются сотрудники пермского благотворительного фонда «Колыбель надежды». Аккуратный контейнер с надёжной дверцей и чёткой инструкцией по эксплуатации, размещённой над оборудованием, вмонтирован в стену местного родильного дома. Признаюсь, зрелище не из приятных. И, вроде, подход такой грамотный и, как сказала моя собеседница чуть выше, цивилизованный, но вот сам факт, для чего эта штуковина тут находится, мне, как маме двух парней, неприятен до жути. Да, во многих случаях это решение, это возможность, которая даруется ребёнку, чьи родители не состоялись, выжить и обрести хорошую семью. Но вот вопрос, который меня мучает всякий раз, когда речь хоть отдалённо заходит о материнстве и детстве: почему молодые девушки, для которых эта беременность первая, которые могли бы оставить ребёнка, но не могут по ряду причин, не знакомы с системой? Я о тех самых психологах, которые проводят работу в части уговоров, убеждения и приведения веских доводов в пользу оставления малыша. Я о той возможности заботиться и ухаживать за своим чадом, приходя в дом малютки. Не думаю, что эти молодые и неопытные, напуганные ситуацией роженицы со свёртком в руках, чётко знают обо всех этих моментах и пренебрегают ими.

О том, что в городе появился бэби-бокс, нужно хорошо проинформировать население, говорят врачи и общественные деятели. Во всех СМИ должно быть об этом сказано, с чётким указанием месторасположения, должны быть опубликованы условия оставления ребёнка в таком устройстве и подчёркнуто донесено, что внешность женщины, которая положит малыша в бэби-бокс не будет никоим образом зафиксирована. Это анонимное оставление ребёнка. Да, в этом смысле информация поставлена хорошо – о том, как оставить. А о том, как сохранить, я, например, узнала только из интервью. Признаюсь, никогда не планировала оставлять своих детей где бы то ни было, поэтому нюансами не интересовалась. Но я почему-то уверена, если бы перечень тех возможностей, которые даёт государство матери в ситуации, когда оставить ребёнка нет условий, «кричал» с каждого угла, то и я, ответственная и любящая мама, знала бы об этом, и те, кто нацелились отказаться от малыша, - тоже. Вот, к примеру, антитабачная компания. На каждой пачке предостережение, убеждение, статистика в цифрах. И тут что-то надо бы…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления