Природоохранная прокуратура обнародовала данные проверки, проведённой в одном из крупнейших уранодобывающих предприятий России –Приаргунском производственном горно-химическом объединении (ППГХО). Заявление с требованием провести проверку написал глава администрации Краснокаменска и Краснокаменского района Герман Колов. Если всё, что нашли сотрудники прокуратуры, которым помогали специалисты Роспотребнадзора и Ростехнадзора, будет признано административными правонарушениями, предприятию грозят огромные штрафы.
Выяснилось, например, что вместо 10 скважин, которые должны фильтровать заражённую радиацией воду, которая используется при производстве, около огаркохранилища ППГХО работает только одна. Это значит, что, попадая в почву, вода может попасть в водозаборы, а оттуда – в квартиры жителей района. Помимо этого, содержание урана и фтора в питьевой воде Краснокаменска существенно превышает установленные нормы, а до сих пор не рекультивированная свалка отходов заметно фонит.
Плоть от плоти?
Горно-химическое объединение – огромное предприятие, значимость которого для урановой отрасли страны трудно переоценить. Сам город возник тут благодаря найденному в 1963 году месторождению урана. Понятное дело, что ППГХО в Краснокаменске – абсолютный монополист как в производственной сфере, так и в сфере ЖКХ. Проще сказать, на этом предприятии так или иначе замыкается вся жизнь моногорода.
Администрацией Краснокаменска и Краснокаменского района сейчас управляет выходец из этого предприятия Герман Колов. В его биографии говорится, что свой трудовой путь он начал на гидрометаллургическом заводе Приаргунского горно-химического комбината.
«Служебный рост был стремительным: начальник отделения №1, заместитель главного инженера, главный инженер металлургического завода. В марте 2004 года избран главой муниципального района», - читаем в справке на сайте администрации.
За время работы на предприятии Колов 18 раз выдвигал свои рационализаторские предложения и 9 раз регистрировал патенты. В его наградном листе – медали трёх степеней «За заслуги перед Приаргунским производственным горно-химическим объединением» и звание «Заслуженный работник горнодобывающей промышленности Читинской области», присвоенное читинской городской думой.
Казалось бы, предприятие и глава администрации второго по величине города Забайкальского края, который по совместительству является и главой Краснокаменского района – плоть от плоти. Так бы, да не так.
Что нашла прокуратура
Отчёт о нарушениях по проверке, инициированной Коловым, оказался довольно пухлым. В нём - нарушения, допущенные не только руководством ППГХО, но и управления №107 федерального медико-биологического агентства (ФМБА), которое в Краснокаменском районе выполняет функции Роспотребнадзора России.
Герман Колов написал в прокуратуру о негативном влиянии производственной деятельности ППГХО на окружающую среду, о ненадлежащем качестве питьевой воды, поставляемой ППГХО населению, о бездействии управления №107 ФМБА России.
Листать отчёт мы вместе с прокурором межрайонной природоохранной прокуратуры Алексеем Миркутовым начинаем с истории об огаркохранилище. Это сооружение для хранения радиоактивных отходов, которое находится на территории ППГХО. Чтобы отходы не пылили, огаркохранилище поливают водой, которая попадает в почву. Здесь нужно помнить, что водоснабжение Краснокамеснка полностью построено на подземных источниках, внешних там попросту нет.
Чтобы радиоактивная вода не попадала в почву и не наносила вреда людям, ниже огаркохранилища проектом было предусмотрено 10 водоперехватывающих скважин: фильтрующаяся в почву грязная вода этими скважинами должна была высасываться на поверхность и возвращаться в огаркохранилище. Получался замкнутый цикл, безвредный для окружающей среды.
«Выяснилось, что из этих 10 скважин работает только одна. В своё время по неизвестной причине девять скважин были выведены из эксплуатации, оборудование демонтировано», - рассказал проводивший проверку Миркутов.
Для качества проверки по заявлению Колова прокуратура попросила участвовать в ней специалистов Ростехнадзора и Росприроднадзора. Они зафиксировали, что вода из-под единственной имеющейся дамбы просто-напросто вытекает на поверхность.
Аварийный сброс радиоактивных отходов
До огаркохранилища и хвостохранилища твёрдые отходы доставляют по пульповоду – трубе, по которой они проходят с помощью воды.
В одном из мест пульпопровода проверяющие обнаружили не предусмотренную проектом задвижку. Было видно, что там, где она находится, был несанкционированный сброс пульпы.
«Факт сброса был виден невооружённым взглядом, земля в районе сброса очень сильно загрязнена. Это серьёзное нарушение промышленной безопасности. Участок загрязнения – минимум 3 тысячи квадратных метров, потому его специалисты определяли приблизительно, по наименьшим границам», - уточнил сотрудник прокуратуры.
Выяснилось, что предприятие в октябре реконструировало пульпопровод, для чего и произвела аварийный сброс.
Когда свалка «фонит»
Примерно в 4-5 километрах к юго-востоку от промышленной площадки предприятия находится падь Бамбакай, где с советских времён складировались радиоактивные отходы. Площадь свалки превышает 40 гектаров. Во времена СССР существовал проект рекультивации этой местности, но для его реализации никто из работавшего тогда руководства уранового гиганта страны палец о палец не ударил. До 2014 года мероприятия по рекультивации свалки в Бамбакае были заведены в федеральную целевую программу по радиационной безопасности, но с этой программы деньги передвинули, а радиоактивные отходы там как лежали на поверхности, так и лежат.
«Что не снимает с собственника обязанностей по рекультивации. Свалка до сих пор фонит», - уточняет Алексей Миркутов.
Ещё одну свалку площадью примерно в 500 квадратных метров проверяющим специалистам пришлось наблюдать в полукилометре на восток от нового здания сернокислотного цеха. Здесь нашли последний приют автомобильные фильтры, покрышки, битый кирпич, рубероид, железобетонные изделия и горы полиэтилена. Для пущей красоты свалка в нескольких местах ещё и горела.
Вода из крана – с ураном и фтором
ППГХО в Краснокаменске является собственником всех сооружений по водоснабжению населения и водоотведению. В Краснокаменском районе существует система из четырёх так называемых насосно-повысительных водозаборов, каждый из которых специалисты обследовали во время проверки.
Обследовали и нашли множество нарушений, большинство из которых касалось соблюдения нормативов для зон санитарной охраны. Всего таких зоны у каждого водозабора три, и к первой предъявляются самые жёсткие требования, здесь следов посторонних людей быть не должно. Помимо человеческих проверяющие обнаружили здесь следы жизнедеятельности коров и лошадей. Кроме того, в первой и второй зонах проживает персонал станций, а здания здесь не оборудованы канализацией. Приёмники нечистот находятся прямо в первой зоне водозабора. Проверяющим удалось найти здесь даже не демонтированную уборную.
Во второй зоне санитарной охраны без труда обнаружились животноводческие и птицеводческие хозяйства, разведённые персоналом насосно-питьевых станций, со скотными дворами, стойбищами, загонами с навозом и огородами.
«Основным доводом Колова является ненадлежащее качество предоставляемой питьевой воды. В своей жалобе Герман Николаевич пытается связать эти факторы: ненадлежащее качество воды является следствием ненадлежащей работы предприятия в сфере охраны окружающей среды. Прямой связи мы не обнаружили, да это и сложно. Тем не менее, вода в Краснокаменске не соответствует гигиеническим нормативам», - уточнили в прокуратуре.
На всех водозаборах и точках подачи воды были отобраны пробы, которые показали: в воде превышено содержание урана и фтора. Обо всех этих нарушениях знали работающие в городе специалисты ФМБА, но население о несоответствии воды нормам они не информировали, в суд на ППГХО не подавали. Хотя должны были сделать это, потому что история с «не теми» нормативами длится не первый год. Более того, тревогу нужно было забить ещё тогда, когда ФМБА не получило от ППГХО результатов производственного контроля питьевой воды по радиологическим исследованиям за 2014-2015 годы.
Сейчас, по данным природоохранной прокуратуры, региональное управление ФНБА собирает материалы, и в ближайшее время такой иск будет ими предъявлен.
Нечистоты Умыкейских озёр
«В основном это пересыхающие озёра но, тем не менее, это природные объекты. Они используются для сброса и водоотведения. У нас на исполнении находится решение суда, иск природоохранная прокуратура предъявляла ещё в 2010 году о реконструкции очистных сооружений, чтобы водоотведение осуществлялось надлежащим образом и всё чистилось. Пробы в озёрах тоже очень сильно не соответствуют нормативам», - листает материалы недавней проверки Миркутов, говоря о системе Умыкейских озёр, а именно озера Цаган близ Краснокаменска, куда ППГХО сбрасывает сточные воды с аммоний-ионом, нитрит-ионом, сульфатами, фосфатионом, нефтепродуктами, кальцием, молибденом и марганцем.
Этот вопрос, в отличие от всех других, вроде бы сдвинулся с мёртвого места: ППГХО предусмотрело программу для приведения очистных сооружений в соответствующий вид.
Все перечисленные нарушения сейчас находятся «в работе»: установлено, что они имеют признаки административных правонарушений. Прокуратура намерена эти дела возбудить.
А что ППГХО?
В пресс-службе компании пояснили, что комментировать результаты проведённой проверки пока не могут.
«Она была, но акт по результатам проверки мы ещё не получали и не подписывали», - уточнил директор по связям с общественностью и СМИ Приаргунского производственного горно-химического объединения Юрий Мурашко.
Квартирный вопрос
Эта история похожа на огромный подводный камень, который горой лежит на дне, казалось бы, мирного сосуществования главного монополиста Краснокаменска - ППГХО, властей города и района и его жителей. На поверхности кругов нет, однако чего только не увидишь, спустившись в этот омут поглубже.
В начале октября 2015 года в группе «Ночной Краснокаменск» была опубликована запись о том, что Герман Колов приобрёл в Новосибирске четырёхкомнатную квартиру площадью почти 200 квадратных метров элитном жилом комплексе Rich House. К сообщению о том, что стоимость квартир в этом жилом комплексе варьируется от 22 до 27,7 миллиона рублей, прилагался план этажа и квартиры, якобы приобретённой главой Краснокаменского района.
Коммерческий директор фирмы-застройщика элитного жилого комплекса Rich House Наталья Крыжановская комментировать информацию о приобретении квартиры Коловым отказалась, сославшись на конфиденциальность информации о клиентах.
Сам глава администрации Краснокаменска на сообщение в соцсети отреагировал заявлением в прокуратуру о клевете, которое позже по подведомственности было передано в Следственный комитет.
«Когда я увидел эту информацию на «Одноклассниках», я написал заявление в краснокаменскую прокуратуру о том, чтобы была проверена моя декларация по имуществу со всеми необходимыми документами: договорами, сметами, вплоть до продажи отцовской квартиры, когда и что было. Это клевета чистой воды. Сегодня я получил уведомление от нашей прокуратуры, где они также посчитали, что есть признаки клеветы и направила по подследственности в следственный комитет, чтобы этих товарищей нашли и спросили с них. Я знаю, кому это интересно и для чего это сделано», — сказал Герман Колов во время первой нашей беседы про историю с квартирой, отказавшись назвать до итогов следствия имена заинтересованных в распространении информации лиц. Тогда же он упомянул о проверке, которая по его заявлению началась в отношении ППГХО.
Этот комментарий он дал в конце октября и тогда же пояснил, что действительно в конце 2014 года купил двухкомнатную квартиру в новостройке Новосибирска, однако её площадь составляет 60,5 квадратных метра, а цена – 3,96 миллиона рублей.
«Несмотря на то, что право собственности я получил в 2015 году, я эту квартиру показал в декларации. Из 3 миллионов 2 миллиона рублей я получил от продажи квартиры по наследству: я единственный сын и родовая трёхкомнатная квартира у меня была в центре Тюмени, 600 тысяч жена оформила как обычную ссуду в банке. Плюс мы что-то накопили. Трёшку за 5,7 миллиона рублей мне купить не удалось, потому что на это средств не было. Всё это показано в декларации о доходах», — отметил глава администрации.
Прокурорская проверка ППГХО длилась до второй половины декабря, и теперь, имея на руках заключение о нарушениях, можно говорить о том, что заявление Колова может стоить предприятию сотен тысяч, а то и миллионов рублей – такие штрафы грозят за многолетнее нарушение различных норм и законов. Глава администрации района как бывший работник досконально знал эти нарушения, но до какого-то момента молчал. Почему? Что заставило его заговорить?
Сообщение о покупке Коловым элитной квартиры вполне могло быть вбросом информации для того, чтобы через шумиху, поднявшуюся вокруг этого сообщения, попытаться приструнить взбунтовавшегося теперь уже чиновника. Если это так, то остепенить отчасти удалось: после получения журналистами результатов прокурорской проверки, которая подтвердила правоту Колова, он категорически не захотел об этом говорить.
Впрочем, точно так же сообщение о квартире и о нарушениях ППГХО могли быть не связанными друг с другом и случайно совпавшими по времени событиями. Если вы, конечно, в это верите.
В завершение истории (или в продолжение?) стоит сказать, что следственное управление Забайкальского края отказало в возбуждении уголовного дела по заявлению Германа Колова, поданному о клевете в соцсетях. Из-за отсутствия состава преступления.