С лета 2015 года на объездной трассе в Чите никак не могли определиться с ограничением по скорости: то ли это часть города и можно ехать до 60 километров в час, то ли всё же это загородная трасса и разрешено разгоняться до 90. Работа заинтересованных ведомств в этой ситуации – пример того, как выстроена система дорожного движения в Забайкалье. Ответственность за порядок перекидывается от одного к другому, доводя проблему до абсурда.
Городская на два месяца
Трасса «Обход Читы» была построена в 80-е годы прошлого века как транзитный участок, соединяющий федеральные дороги Чита - Хабаровск и Чита - Иркутск. Предполагалось, что водители смогут не заезжать в Читу и ехать напрямую, не сбавляя скорости.
Краевое управление ГИБДД, посчитав трассу аварийно-опасной, приняло решение снизить предел разрешённой скорости до 60 километров в час в июне 2015 года. Для этого ведомство направило «Службе единого заказчика» предписание перевести участок в черту города (в населённых пунктах, согласно ПДД, максимальная разрешённая скорость составляет 60 километров в час). «Дорога даже с натяжкой не относится к требованиям, которые предъявляются к загородным трассам. Прежде всего не соблюдается ширина проезжей части, радиусы поворотов, отсутствуют барьерные ограждения. Городские постройки уже вплотную прилегают к трассе», - объяснил мне начальник центра фото-, видеофикцации УМВД по Забайкальскому краю Сергей Чаплыгин. Сотрудники «Службы единого заказчика», передали задание своим подрядчикам, а те демонтировали ненужные знаки. Объездная стала частью города.
Первый месяц нарушения не фиксировали, в июле на трассе выставили комплексы «Арена» по согласованию с врио начальника УГИБДД. Согласно статистике группы пропаганды безопасности дорожного движения краевого УГИБДД, на участке даже немного снизилось количество ДТП - с июня по август было зафиксировано только одно происшествие с пострадавшим. За аналогичный период в 2014 году ДТП было два, всего с тремя пострадавшими. Однако 6 августа обходная трасса снова вылетела из границ города, но движение по ней продолжало попадать под пункты ПДД, которые относятся к населённым пунктам.
Утечка в 30 километров
Министерство территориального развития Забайкальского края вмешалось в ситуацию. «Сама трасса в черте города, земля - городская, и они (ГИБДД, – авт. ) хотели её сделать с соответствующим режимом скорости. Мы в итоге отстояли своё мнение, 6 августа собрались в министерстве и обсудили организацию дорожного движения. Было принято решение о необоснованности внесения этой дороги в черту города», - прокомментировал решение ИА "Чита.Ру" заместитель начальника управления транспорта и дорожного строительства минтерразвития Сергей Кривощёков-Баженов.
Нельзя было вернуть знаки на то место, где они были раньше. Потому что министерство территориального развития разрабатывало проект организации дорожного движения на объездном шоссе, внеся в него включение трассы в черту города. Изменение скоростного режима с разрешённых 60 километров в час до 90 потребовало дополнительных расчётов и времени.
«В августе появилось решение минтерразвития, что это трасса загородная, но мы же сразу знаки не ставили. Потребовалось время, чтобы до конца разработать проект. Он 25 сентября был готов, а 30-го мы выдали предписание подрядчикам на исполнение техзадания. Они нанесли разметку, маркировку, установили стойки, согласно новой дислокации и параметров объездной трассы, но, повторюсь, не сразу - это долгий процесс. Учитывая, что уже была поздняя осень, земля промёрзла, работать было непросто», - пояснил мне сотрудник «Службы заказчика».
В конце концов, 27 ноября знаки, обозначающие конец и начало населённого пункта, были выставлены на выезде на обводную дорогу из посёлка Антипиха и в районе Сенной пади у рынка «Солнечный». Соответственно с 1 июня по 27 ноября на дороге не было никаких знаков, ограничивающих скорость и предупреждающих о проезде по городу.
Остальные знаки, предусмотренные новым проектом, до сих пор не установлены. Например, на участке у Центрального кладбища Читы должны быть установлены знаки ступенчатого ограничения скорости 50 и 70 километров в час. Там же запланирована установка знака «Конец населённого пункта» для тех, кто выезжает с Курнатовского и Сухой пади. Но и его до сих пор нет.
«Проблема в установке знаков одна - администрация Читы и «Служба единого заказчика» спорят, кто должен установить знаки «Конец/начало населённого пункта, - объяснил мне Чаплыгин. - Мэрия отказывается устанавливать их, несмотря на то, что этот участок - городской. Они ждут предписание от ГИБДД, и только тогда всё сделают. Время идёт, а цена вопроса - всего 15 тысяч рублей».
Частный случай одного водителя
Несогласованный порядок работы министерства территориального развития, УГИБДД и «Службы единого заказчика» вскрылся благодаря частному случаю. Одна женщина 10 октября ехала по объездному шоссе и в районе Сенной пади разогнала свой автомобиль до 90 километров в час, что было отмечено камерой видеофиксации. Инспектор выписал ей штраф на 500 рублей за превышение «максимально разрешённой скорости на 30 километров в час». Судья Центрального районного суда признала это постановление законным, а женщина с ним не согласилась. Она подала жалобу в Забайкальский краевой суд и указала, что знаки, ограничивающие скорость на спорном участке дороги, отсутствуют.
В тексте решения суда говорится, что девушка посчитала недопустимым доказательство ведения ограничения скорости на дороге. Эта информация, как она писала в жалобе, не опубликована в официальных СМИ, утверждёнными правительством региона для публикации нормативно-правовых актов (такие как «Забайкальский рабочий» и «Азия Экспресс», - авт.) .
В свою защиту водитель сообщил в жалобе, что объездное шоссе не включено в границы города Читы по решению министерства территориального развития, а значит, и ограничение скоростного режима в 60 километров в час — не действует. Судья согласился с выводами и отменил решение инспектора. Женщина удержала 500 рублей в кармане, и своей победой в суде, думаю, вызвала негодование у водителей, которые штраф за такое нарушение уже заплатили.
Непонятно, почему судья Центрального районного суда не взял во внимание Правила дорожного движения - документ, регулирующий обязанности всех участников дорожного движения. В них говорится, что водитель, проехав знак «Конец населённого пункта», должен ехать по правилам, действующим за городом. После указанного знака максимально допустимая скорость движения на автомобиле может составить 90 километров в час. Учитывая, что знаков, указывающих на конец Читы, на объездной трассе не было - их установили только 27 ноября - женщина не могла ехать 10 октября быстрее 60 километров в час, так как технически трасса ещё находилась в пределах города.
Само по себе отсутствие знака не даёт право водителю ехать как заблагорассудится. Странно в свою защиту опираться на решение министерства территориального развития края, принятое и подписанное в кабинете ещё летом. Женщина, я уверена, не видела этот документ в глаза и вряд ли думала о нём, находясь на трассе. Понятно одно, водитель, отстаивая свои права, нашла лазейку в отвратительно выстроенной работе ведомств и воспользовалась этим.