Улыбчивый Борис Пахтанов встречает блогеров и членов Общественной палаты Забайкальского края у себя на участке, где собрал коллекцию ретроавтомобилей. «Ой, как вас много собралось! Ну пойдёмте, рагу уже томится, а шашлычки на подходе», - зазывает мужчина и смущённо чешет затылок, поправляя грязную шапку. В голове не укладывается, что Пахтанов - руководитель строительного предприятия «Север», которое в 2007 году оказалось втянутым в обман дольщиков трёх домов в Чите.
Немецкие раритеты под брезентовой крышей
Борис Пахтанов родился в селе Хапчеранга в Кыринском районе Забайкальского края и говорит, что с детства питал любовь к автомобилям. "С первого класса жил на Оловяннинском руднике, а потом на руднике "Спокойный". Ушёл в армию, служил в Хабаровске на флоте - 4 года и 19 дней, - рапортует пенсионер. - Много чем занимался, где работал - на фабрике электриком и даже секретарём Агинского райкома".
Коллекцию ретро автомобилей он собирал тоже долго. Сокровище - BMW 1935 года, на ходу, c родными запчастями. На вопрос об истории автомобиля Пахтанов, почему-то уходит от ответа, но утверждает, что эта машина во время войны ездила по СССР, а потом была им выкуплена.
"Вот Ford - с Курской дуги, затем когда-то давно, уже не вспомню, возил нашего военкома в Кыре, а потом я забрал автомобиль себе. Был он весь излохмаченный, но ничего, своими силами привёл в нормальное состояние, - продолжает экскурсию коллекционер. - Машины собирал по всей стране, вот этот в 1937 году ещё ездил по автобанам Германии, вот Hanomag - совместное производство немцев и американцев. Есть Willys 1942 года выпуска, есть послевоенная "Победа", а там вдалеке стоят "Запорожцы", ещё один "Адлер" тоже 1935 года, но его надо ремонтировать".
На День города Пахтанов выставляет автомобили на площади Ленина в центре Читы, а в прошлом году на День Победы эти машины сделали, кажется, невозможное - проехали автопробегом от Читы до Дровяной. "Ветеранов за руль, конечно, не посадили, они ехали на автобусе следом, а автомобили - под управлением профессионалов. Всё-таки сложные машины. Но потом, по итогу, ветеранам мы сделали концерт, накрыли столы", - вспоминает энтузиаст.
Ещё 12 машин у Пахтанова прячутся в других гаражах, а всего коллекция насчитывает 42 экземпляра. Большая часть из них стоит фактически под открытым небом и за зиму - пока не сезон для посещений - автомобили покрылись пылью. По-хорошему, такая богатая коллекция, которую успел по крупицам собрать Пахтанов, - туристический объект. Находится в черте города, по пути к Молоковке - куда выезжают отдохнуть немало гостей да и жителей города. Но без подготовленной площадки, хороших условий для автомобилей и развитой инфраструктуры, такой проект, конечно, реализовать невозможно.
"Я предложения давал, последняя отписка была от Колосова из министерства культуры (экс-министр культуры Забайкальского края Виктор Колосов - авт.), я ему предлагал открыть частно-государственный музей типа ангара, по кольцу поставить машины – их отмыть, очистить, и будет очень красиво. Эти экспонаты уже несколько раз просили себе на выставки китайцы, но я им не хочу отдавать – туда отдашь, потом ничего не вернёшь, - разводит руками коллекционер и продолжает. - Как обычно, есть деятели, но нет средств. С общественными автоорганизациями столько раз тоже встречался, но толку? Дадут грамоту – а одна поездка в Дровяную со всеми затратами на бензин, техобслуживанием и ремонтом обошлась в 200 тысяч рублей. Я же не миллионер".
Собственно, чтобы привлечь к себе внимание, Пахтанов 12 февраля написал обращение в региональную Общественную палату и попросил помочь создать музей ретроавтомобилей, который "несёт огромную культурную значимость". Пресс-секретарь палаты Екатерина Горская объясняет мне, что они обязаны отреагировать на каждое обращение и, поскольку в тексте Пахтанов не указал, как именно ему помочь - материально или, может, добрым словом, члены палаты вместе с журналистами, общественниками и просто заинтересованными отправились на Молоковку, чтобы всё лично посмотреть.
"Гениатулин не помог, Ильковский не помог и Жданова - вряд ли"
Кроме серьёзного автопарка, который прячется в лесочке по пути в санаторий, на территории у Пахтанова есть большой питомник для бродячих собак. Сосчитать их сходу не получилось - быть может, около двух десятков. Условия проживания животных удовлетворительные - я не увидела обтянутых кожей рёбер и пустующие миски.
"Ко мне все время собак подбрасывают, щенков. В декабре 15 собак собрали, в феврале - девять забрали, весной много забирают себе на дачи, а потом эти собаки щенятся, и мне мелких опять подбрасывают, - быстро вводит в курс дела Пахтанов и провожает вдоль клеток с животными. - Вот вольеры для маленьких собак, а эти построены для собак покрупнее".
- А чья это территория?
- Вообще, она федеральная, но я взял её в аренду на 49 лет. Поэтому я бы рад тут строительство развернуть, но со мною управление лесами то разорвут договор, то снова заключат. Мы с Равилем Гениатулиным (первый губернатор Забайкалья - авт.) хорошо знакомы, когда-то с ним были первыми секретарями. Говорю ему, дай мне кусок земли, чтобы я нормально построил. Но ничего так и не решили. Ильковский не решил и Жданова, наверное, тоже. Столько отстроено, создано, бросать не хочется.
Помимо питомника и музея, на участке есть ещё и летние домики, куда могут приехать желающие и отдохнуть. Есть юрта 1956 года, которую Пахтанов купил у бурят. "Как и положено, разделяется на мужскую и женскую половину, печку можно ставить посерёдке", - объясняет он.
На территории дальше есть даже место под бассейн, и уже провели скважину.
На вопрос, сколько нужно денег для строительства музея, Пахтанов резво отвечает, что 5 миллионов рублей хватит, и на питомник, по его расчётам, нужно столько же.
"Они (правительство Забайкальского края - авт.) на питомник запросили 60 миллионов. Я дал расчёт на 100 собак – за 5 миллионов рублей. В год на расходы, вместе с зарплатами и кормлением уйдёт 2 миллиона рублей. Я даже сам начертил проект, разместил вольеры. Собаке-то бродячей что надо? Тепло и поесть. А они сделали свой за 20 миллионов", - продолжает считать Пахтанов, а после машет рукой и улыбается.
Блогеры, общественники и члены палаты собираются за крупным столом и под шашлычок решают, как помочь коллекционеру. Один из способов поддержки, озвученных председателем комиссии по вопросам экономического развития Владимиром Алексеевым, – развитие питомников и привлечение средств в рамках частно-государственного партнёрства. Всё соглашаются. Но как, наверное, возмутились бы обманутые дольщики, которые почти 10 лет назад купили квартиры у Пахтанова - руководителя строительной компании «Север», но до сих пор в них ещё не заехали.
Два недостроенных этажа
ООО «Север» с 2007 года занималось долевым строительством трёх домов по адресам Чкалова, 5, Токмакова, 30, и 36. Компания сорвала сроки всех строек, не смогла выполнить обязательства перед дольщиками, в итоге дом на Токмакова, 30, до сих пор остался на уровне двух этажей - подключение к теплотрассе и, соответственно, дальнейшее строительство технологически невозможно. Другие дома ввели в эксплуатацию, но уже усилиями других застройщиков. Со слов начальника отдела по контролю и надзору в области долевого строительства региональной инспекции Госстройнадзора Натальи Шакало, несмотря на то, что компания "Север" была застройщиком, все денежные средства принимали юридические лица, с которыми Пахтанов заключил агентские соглашения. Сначала это был "Фонд молодёжи против беспризорности и наркомании", далее он сменился на строительную компанию "Дом". Организации принимали деньги будущих жильцов, аккумулировали у себя на счетах и строили здания. Застройщик Пахтанов, по данным Шакало, привлек только около 5 миллионов рублей.
"Когда мы увидели, что и договоры заключает не сам "Север", а какие-то сторонние организации, то выписали предписания, потребовав привести действия и документацию в соответствие - переоформить договоры со всеми дольщиками. Они это сделали, но деньги продолжали привлекать по старой схеме - по агентскому соглашению", - объяснила Наталья Шакало.
По её мнению, доля ответственности на Пахтанове есть: "То, что он сам деньги не привлекал, но они куда-то делись - неправильно, он должен был контролировать процесс. То, что куда-то дели деньги сторонние компании, - ответственности с него не снимает. Полиция по материалам проверки просила возбудить уголовное дело, но следствие отказало в возбуждении из-за отсутствия состава преступления. Тем не менее, есть ли злоупотребление полномочиями, хищение - вопрос, который должны задавать правоохранительные органы".
Организация "Север" пока ещё не признана банкротом. Процедура принятия будет рассматриваться в ближайшее время, но, по данным Госстройнадзора, никакой деятельности предприятие давно не ведёт. Разумеется, те, кто вложился в покупку квартиры, и оказался обманутым, получат крышу над головой, но ещё очень не скоро. В регионе, по данным 2015 года, проблемным остаётся расселение 285 пострадавших собственников квартир в долгостроях по Кайдаловской, 45, по улице Ингодинской и в том же доме на Токмакова, 30. Для их расселения строятся два дома на Костюшко-Григоровича и в Каштаке. Срок ввода последнего перенесён на год из-за финансовых сложностей компании-застройщика и кризисной ситуации в регионе.
К сожалению, комментарий самого Пахтанова после встречи мне получить не удалось - мужчина не стал брать трубку.
Трудно посчитать, сколько стоит один раритетный автомобиль коллекционера, да и нет у нас права считать чужие деньги. Точно так же и у Бориса Пахтанова нет морального права требовать помощи на строительство музея, обвинять власти в бездействии, когда сотни человек остались без крыши над головой только потому, что недобросовестный застройщик вовлёк их в неприятную схему.