Двор на углу улиц Нерчинской - Петровской типичен для деревянной Читы – нет детской площадки, зелени, но много мусора, территория застроена сараями владельцев неблагоустроенных квартир, в центре – переполненная выгребная яма. Таким двор стал в ХХI веке, а сто лет назад, хочется верить, его содержала в чистоте хозяйка усадьбы мещанка Лия Штейн, о которой нынешние жильцы двухэтажного деревянного особняка и нескольких кирпичных строений даже не слышали.
Деревянный двухэтажный дом на улице Нерчинская, 12, начали строить в 1896-м, а уже через год в него заехала Лия Яковлевна Штейн. В исторической справке Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия Забайкальского края указано, что «в апреле 1897 года Штейн обратилась в Читинскую городскую управу с просьбой утвердить проект плана построенных ею зданий на углу улиц Нерчинской и Петровской - деревянного двухэтажного дома и одноэтажного деревянного флигеля».
Спустя 21 год Лия Яковлевна переписала недвижимость на родственников – Якова и Нисона Штейнов и Александра Исаевича. Имение с земельным участком площадью 360 квадратных саженей, или примерно 16 соток, оценивалось в 30 тысяч рублей.
Братья Штейн в 1922-1924 годах построили на участке ещё четыре строения – два двухэтажных, один одноэтажный кирпичные дома и двухэтажную кирпичную кладовую. Деревянный дом Лии Яковлевны новые владельцы превратили в доходный дом – селили в нём квартирантов. Всего в здании было четыре квартиры – три на первом этаже (14 комнат) и одна восьмикомнатная на втором, где жили хозяева усадьбы. В 1932 году власти Читы конфисковали владение Штейнов «за неуплату налогов и сборов».
Несколько домов усадьбы на Нерчинской, 12, остаются жилыми по сей день - в двухэтажном деревянном особняке восемь квартир, в двухэтажном кирпичном – три. По словам жильцов, здания, которые включены в краевой реестр объектов культурного наследия регионального значения, давно не ремонтировались и находятся в критическом состоянии.
Дмитрий Батин живёт в одном из домов бывшей усадьбы Штейн, расположенном на Петровской, 20. По его словам, здание несколько лет назад собирались сносить, но передумали, а перед выборами депутатов Госдумы и губернатора региона представители городской власти обещали сделать ремонт – оштукатурить обшарпанные стены, покрасить, облагородить двор, но так ничего и не сделали.
«Своими силами мы не потянем такой ремонт, который давно необходим, поскольку состояние дома критическое. Коммунальные службы и власти только обещают, но дальше дело не идёт», - сетует Батин.
Все дома бывшей усадьбы неблагоустроенные. Воду жильцы таскают вёдрами с колонки, отопление печное, туалет на улице.
Евгения Сычугова живёт в деревянном двухэтажном доме, принадлежавшем Лии Штейн, уже 19 лет. Говорит, что за это время капитального ремонта не было ни разу.
«Когда был живой муж, он сам ремонтировал квартиру. Перебирал печку, менял пол, поскольку старые доски прогнили. Сейчас одной сложнее – летом после сильных дождей бежала крыша, в квартире с потолка ручьи бежали. После коммунальщики залатали крышу, хотя её уже давно пора полностью менять», - говорит Сычугова.
Трёхквартирный кирпичный дом напротив деревянного особняка сохранился хуже других строений. По словам живущей в нём Екатерины Паздниковой, условия ужасные – потолок осыпается, крыша протекает, зимой холодно, поскольку в комнаты с высотой потолков 2,8 метра трудно протопить.
«Во дворе мусор вывозят только после жалоб жильцов. Кто-то привёз кучу песка вперемешку со строительным мусором, высыпал прямо возле крыльца. Неизвестно зачем, лежит уже несколько месяцев, уже замёрз», - возмущается Паздникова.
Дом Лии Штейн с более чем вековой историей сейчас иначе как бараком не назовёшь – редкий прохожий разглядит в просевшем здании с перекошенными окнами памятник культурного наследия, а ведь при ином отношении городской власти к истории усадьба могла украсить одну из самых старых в Чите улиц.
По информации, размещённой в группе «Чита туристическая» в социальной сети «ВКонтакте», раньше улица Нерчинская символизировала путь в Нерчинск – первую столицу Забайкалья. По ней в 1890 году в Читу въехал писатель Антон Чехов, а в 1891 году из города выезжал Цесаревич – будущий Император Николай второй.
«Подобные дворы используются в других городах для того, чтобы показать колорит жизни местного населения прошлой эпохи. Этот уютный двор можно оборудовать под гостинично-ресторанный комплекс. Его своеобразие и колорит, а также близость к центру могли бы стать привлекательными для посещения туристов и гостей города», - говорится в сообщении.
Сделать из жилых домов музей-гостиницу, учитывая, что у властей Читы нет денег даже на ремонт фасадов бывшей усадьбы, вряд ли когда-либо получится, а вот привести двор и дома с давней историей в пригодный для нормальной жизни вид не мешало бы. Жаль, выборы уже прошли.