Утро 30 января порадовало морозом минус 43. На фотографии не видно, насколько это холодно, но машины пришлось греть, чтобы завести. Это Южное Забайкалье, Чикойский национальный парк. Зимовье стоит на правом берегу реки Чикой напротив устья ручья Верхний Шебетуй. От Читы до этого места примерно 600 километров, и добирались мы сюда два дня. А сегодня мы рассчитываем подъехать к самому подножию Чикойского гольца, с южной его стороны и на лыжах подняться на эту большую гору, к Ламскому городку.
Известный читинский блогер Александр Леснянский для участия в проекте «Один день» прислал свой пост про поход на Ламский городок. Так как финальная часть похода, включающая сам подъём, заняла два дня, а не один, мы публикуем его отчёт полностью.
В феврале 2017 года мы проводим очередной конкурс в рамках проекта «Один день» среди пользователей Читинского городского портала. Чтобы принять участие в нём, необходимо отправить рассказ с фотографиями на почту info@chita.ru с пометкой «Один день» до 1 марта. Победитель станет известен 10 марта, он получит сумку-холодильник с аккумуляторами холода, стоимость которых составляет примерно 4 тысячи рублей.
Если до зимовья, где мы ночевали, дорогу протоптал какой-то большой автомобиль (наверное, охотники), то дальше был нетронутый снег.
Днём на солнце немного потеплело, градусов до 30-33. Но что меня поразило: тут же начался сильный ветер со злой белой позёмкой.
По глубокому снегу с крепкой коркой машинам – даже таким подготовленным, как «Упорный УАЗ» и «ГазМяс» – двигаться было тяжело, особенно в местах снежных надувов.
За нашими стараниями с горы спокойно наблюдал большой рогатый изюбрь. Он стоит на горе, но его, конечно, трудно заметить.
А вот тут при большом увеличении зверь виден.
На одном подъёме пробивались через твёрдый сугроб чуть ли не час.
«ГазМяс» проходит немного тяжелее, чем УАЗ Упорного.
От зимовья до подножия гольца, где начинается тропа к Ламскому, расстояние всего около 17 километров. Но из-за снега и наледей ехали мы часа четыре, не единожды разматывая лебёдки. В основном приходилось спасать менее проходимый «ГазМяс».
Сидели в наледи.
«ГазМяс» снова отстал, пошли смотреть, что случилось. Оказалось, что он, на этот раз, увяз в заснеженном кочкарнике.
До конечного пункта осталось совсем немного.
Могучий снежный надув на берегу Чикоя.
Наконец, пробились почти до той поляны, куда Михалыч доезжает летом. Развели костёр, пообедали, встали на лыжи и пошагали вначале по дну распадка, а затем вверх по склону. Вышли в три часа дня. Расстояние до «входа» в Ламский городок примерно 5 километров. Превышение, правда, немаленькое, метров 400-450.
Это мы ещё только готовимся к лыжному походу.
Олег Михалыч положил в рюкзак бензопилу и наши пельмени и пошёл нас проводить до Ламского городка. Игорь тоже присоединился ко всем, но ему пришлось идти без лыж.
Летом, чтобы подняться к нижней группе скал, на высоту 1 800 метров нужно часа два. Но сегодня, по глубокому снегу даже за три часа мы так и не успели туда дойти. Труднее всего было Игорю.
В надвигающихся сумерках было решено остановиться и ночевать в лесу среди лиственниц и кедров. В палатке, конечно. С печкой, конечно.
Смотря на эту фотографию, чувствуешь себя неуютно. Кажется, что фотограф – какой-то бестолковый, не умеет снимать. Отчасти это верно, но и на самом деле всё так и было – очень неуютно. Мы устали, мокрые от пота... ветер, холодно, темнеет...Топчем снег под палатку, кто-то разводит костёр. Упорный мгновенно завёл бензопилу, пилит дрова для палаточной печки. Вокруг снег, деревья и сумерки... Какую уж тут красоту вы надеялись увидеть!?
31 января
Ещё 2,5 часа в гору с тропёжкой по глубокому снегу, крутыми подъёмчиками и другими препятствиями, и вот мы стоим перед скальной стеной. Это нижние высокие столбы, они ещё в зоне леса. Тут неплохое место для табора, но оно продувается ветром, и Андрей выбирает другую, более закрытую площадку среди кедров.
Обустраиваем лагерь. Михалыч таскает дрова. Снега по колено.
Андрей сворачивает трубу для палаточной печки.
Наша «Зима».
Игорь повернул обратно к машинам, не дойдя метров 500 до этого места – по пояс в снегу без лыж стало невозможно. Он так и не увидел Ламского городка.
Мы тем временем принялись утаптывать снег под палатку и пилить дрова для печки и костра. Когда всё было готово, Олег Михалыч забрал бензопилу, выгрузил пельмени и ушагал вниз за Игорем. А мы стали собираться на прогулку по Ламскому городку.
Идём на Ламский, к скалам.
Амид.
Саня.
Куржака, как уже стало ясно, нет совсем, но зато снежные надувы среди скал присутствуют в изобилии, и они причудливо изрезаны, испилены ветрами, так что в сочетании со скалами, в целом пейзаж достаточно живописный.
Каменные истуканы «острова Пасхи». Я писал уже об этом фантастическом открытии здесь. Кстати, обратите внимание, когда пройдёте по ссылке, какая разница между летним и зимним ландшафтами. Заросли кедрового стланика, которые сильно затрудняют передвижение по Ламскому городку, зимой целиком придавлены снегом и «заасфальтированы» жёстким настом.
А это Быстринский голец, соседняя гора, самая высокая в районе (2 519 метров). Я ещё не сказал, что послезавтра мы собираемся подняться на этот голец и пройти через него.
Быстринский голец.
Гуляли до сумерек. Всё-таки мы побывали на Ламском конкретно в январе! А завтра ещё один полный январский день проведём здесь.
Молодая луна.