Есть легенда, что хороший радиоведущий формируется 9 месяцев, как ребёнок. У нас - чуть больше часа, но должны же быть и плохие? Очередная рабочая смена - на «Радио Сибирь».
В небольшой студии дневной эфир ведёт Инна Блохина. День космонавтики - тема дня. У Инны ещё два часа работы до 15.00, и час - с нами. На «Сибири» четырёхчасовые смены, которые начинаются с 7.00 и длятся до 21.00. Мы заранее договорились, что вести эфир я пробовать не буду, а Инна поговорит со мной, как с гостем. Коленки от этого трясутся не меньше. Ведущая показывает, как всё устроено - перед нами много маленьких рычажков.
- Есть радиостанции, на которых работают со звукооператором, просто говорят в микрофон, а он им всё включает. Мы сами следим за своим эфиром. Всё идёт на автомате, но в любой момент можно кое-что исправить. На каждый час ставятся подложки, зачитываются новости. Есть определённая схема, по которой диджей работает - это три выхода в час. В 10, 30 и 50 минут мы делаем выходы. Бывают, конечно, проекты, как День космонавтики, которые выходят вне плана. Есть ещё доска объявлений, - рассказывает Инна.
На десятой минуте каждого часа выходит прогноз погоды, в середине часа - программа, например, спортивная или автоновости. У утреннего шоу другой формат - плотнее график выходов в эфир. В день на эфире работают три человека. Находить каждый день темы для разговоров, если это не праздник, помогает «интернет-батюшка и что-то из личного опыта».
- Можно говорить о вещах, которые интересуют тебя, для того, чтобы быть интересным слушателю - его не обманешь. Важна привязка к актуальности. Но естественно, мы не касаемся каких-то болезненных тем, у нас всё-таки развлекательное радио. Всё, что касается религии, военных действий - это не наша тема, - объясняет она.
Ведущая на радио с 2007 года, и мой страх перед микрофоном она хорошо понимает.
- Когда начинала, было страшно, но мне и сейчас иногда страшновато. Вот вы пришли - и я заволновалась. Я, может, ещё человек такой, чувствительный, - смеётся она.
Вообще, смех Инны - это маленькая изюминка. По нему, говорит она, узнают водители, которых она шутливо называет аудиторией радио. Но аудитория, заявленная форматом, конечно, не делится на автолюбителей или пешеходов - это слушатели от 25 до 40 лет. Периодически Инна прерывает наше маленькое интервью - всё-таки я тоже на работе, - и выходит в эфир. Чуть позже мы выйдем туда уже вместе.
- Мы начинали работать, а набор был сразу большой - и девчонки плакали, и я плакала на первых выходах. Это стресс, конечно. В тексте можно над своей речью думать, отредактировать, здесь же всё в прямом эфире. Раньше нам выдавали плей-листы, мы писали дома то, что будем выдавать в эфир. Сейчас больше импровизации. Что-то мы можем записать, тезисно, - говорит диджей, когда настаёт черёд музыки.
Соотношение женщин и мужчин на радио должно быть 50 на 50%.
- Из парней у нас Антон Остерников, Серёжа Лучкин, Сергей Бронников, Даня Измайлов. Но соотношение получается меньше, потому что Антон постоянно на съёмках в Москве, Серёжа Лучкин тоже прямо сейчас играет там со «Сборной Забайкальского края», Серёжа Бронников часто гастролирует со своим коллективом «Вневременье». Получается так, что мы отдуваемся - я, Женя Сурсимова, Алина Быстрова и Ксения Соболь.
Для диджея голос - главное оружие. Мужчинам приятнее слушать женский голос, женщинам - мужской, говорит Инна.
- Важно, чтобы голос был гармоничным в эфире, чтобы он красиво слушался, и это важнее смысловой нагрузки. Голос не должен раздражать, выбиваться, но всегда есть момент личной харизмы. Раньше считалось, что голос должен быть идеальным, без дефектов. Сегодня телевидение и радио старается привлекать индивидуальные голоса. Если есть приятная картавинка, или даже человек заикается, но это вкупе смотрится и слышится логично с его образом, тогда это возможно. Хотя раньше вообще было недопустимо, если человек не проговаривает какие-то звуки. Всё изменилось лет 5 как. На Западе раньше. По нашей радиостанции я могу сказать, что такие вещи допустимы. Если очаровательны.
Настало время первого эфира. Ведущая показывает, что микрофон нужно держать близко к губам.
- Ты будешь себя слышать в эфире через наушники, не пугайся, не переживай. Мы просто разговариваем.
Инна говорит, о чём будет вещать в эфире, какие вопросы она будет мне задавать. Коленки сбавили темп. Вот что она делает - успокаивает и настраивает! Звучит джингл, который представляет ведущую дневного эфира.
- Инна Блохина, да не одна! - говорит голос в записи, и мы начинаем разговаривать. В радиоприёмниках. Послушать запись эфира можно по ссылке. В студии, кстати, есть и веб-камера - можно наблюдать за ведущими, как Большой Брат.
Между выходами в эфир с моим участием (их три) Инна читает прогноз погоды, рассказывает о конкурсе на День космонавта.
- Существует легенда, что хороший радиоведущий, как ребёнок, 9 месяцев формируется. Я думаю, что дело в личных качествах, талантах. Кто-то так и не рождается.
Я, например, так и не родилась - не прикоснулась ни к одной кнопочке. Кнопочки, как выяснилось, пугают не только меня, но и Инну периодически.
На радио есть студия, из которой ведётся вещание, а есть продакшн, где записываются некоторые выпуски новостей и программы, которые выходят не в прямом эфире. Она кажется совсем крошечной. В ней также записывают программы для «Юмор FM» и «Дорожного радио» - они в составе «Сибири».
- У нас, в основном, живой эфир. В серединке часа идёт какая-то записанная программа, читинская «Фан-сектор» или «Свои секреты», которая делается для всей сети «Радио Сибирь» и записывается не здесь. Мне кажется, мы единственная радиостанция, которая выдаёт столько качественного эфира.
Качество - отдельная история. Бывали случаи, вспоминает диджей, когда на пересменке заглядывали товарищи, и ведущий забывал выключать микрофон.
- В этот момент прошибает холодный пот, ты думаешь - не сматерился хоть?
В такие моменты, наверное, по закону подлости, эфир слушает максимальное число людей. Но вот посчитать его никак нельзя. Мы говорим спокойно - микрофоны выключены, играет музыка.
- Мы музыку не выбираем, её за нас выбирает наш музыкальный редактор в головном офисе. Когда нам говорят - поставьте что-то, это невозможно. Единственное, мы можем внутри плейлиста менять песни местами, но в крайних случаях. Раньше такое было, в программе «Привет», - разбивает миф Инна. Мне, честно, от этого становится грустно.
В этот момент в студию заходит диджей и по совместительству программный директор Женя Сурсимова. Мы продолжаем говорить о критериях отбора диджеев.
- С 2007 года мы работаем - формат ведущего очень поменялся. Раньше он был неким джинглом между песнями, сообщал, какую радиостанцию вы слушаете. Сейчас же требуется личность в эфире, - поясняет Женя.
Рассказывает, что голос, который звучит из радиоприёмников, создаёт образ. Бывает, ведущим говорят, что представляли их по-другому.
- Мне не так давно девушка сказала: «Я думала вы намного старше».
- Радуйся, что не младше, - шутит Инна. - Раньше на радио был жёсткий отбор, теперь от классического формата ушли. Тогда это были звонкие девичьи голоса, бархатные мужские. У меня низкий голос для того формата. Когда я пришла на прослушивания, Рома Шадрин (программный директор «Радио Сибирь» с 2008 по 2012 год) мне сказал, что это формат радио «Шансон». Два месяца после первой записи — тишина, а потом что-то поменялось, произошло, и меня пригласили на стажировку. Вести эфиры, - рассказывает Инна.
У неё в самом начале карьеры был случай, когда в ночную смену позвонила мама и посчитала, что дочь её обманывает и не находится на работе, потому что просто не узнала её голос в эфире.
С началом нового часа наступает черёд новостей. На «Сибири» сейчас два новостника - Дарья Лебедева и Михаил Сукнёв. Новости отбираются по формату - это обязательно экономические, культурные, спортивные - по одной. Всё это часть линейного эфира. Линейный - это когда ведущий в студии один, без диалога с напарником в студии или слушателем - по телефону.
А есть ещё утреннее шоу. Инна от него отказалась, хотя и не без жалости, из-за постоянной занятости и раннего подъёма - в 5.00. Это время чистой импровизации.
Есть у радио страница в соцстеях - коллективный труд. Обязанность каждого - написать два поста за смену. Сергей Бронников курирует этот процесс.
Почти все диджеи имеют дополнительный заработок — позволяет график. Раньше были и ночные эфиры, но от них ушли из-за нерентабельности. Теперь с 21.00 всё играет «на автомате». Но современные технологии позволяют програмировать эфир так, что слушатель и не подумает о реальности. А реальность такова - ночью диджеем на радио работает именно компьютер. Он ничего не говорит, но хорошо сводит заранее отобранные песни. А потом наступит утро и вас голосами с изюминкой будут будить по дороге на работу или учёбу наши диджеи.