Сначала сделать, потом подумать – популярный в России принцип жизни, который приглянулся строителям Центра реабилитации и восстановления трудовых ресурсов компании РЖД на озере Арахлей в Забайкальском крае. Нарушив закон, они без государственной экспертизы смонтировали трубу, по которой техническая вода с системы отопления будет сбрасываться в озеро.
Против предполагаемого загрязнения выступили жители села Арахлей, экологи и общественники, которые намерены помешать Забайкальской дирекции по капитальному строительству реализовать проект. Стороны встретились 11 мая на публичных слушаниях в сельском клубе. Мероприятие прошло без участия властей Читинского района, что делает его нелегитимным, а, значит, сроки экологической экспертизы железнодорожникам придётся сдвинуть на неопределённый срок.
Строящийся профилакторий находится между базой «Фламинго» и сгоревшей базой отдыха ЧИ БГУЭП. На территории есть административный и спальные корпуса, столовая на 50 мест с живописным видом на озеро, спортивно-оздоровительный корпус, проходная, пирс.
Общая вместимость номеров – 80 человек, которые в будущем смогут воспользоваться 25-метровым бассейном с тремя дорожками, двумя саунами, медицинскими услугами соляной комнаты, фито-бара, кабинета арома- и фитотерапии, кабинетами физиотерапии и массажа. Проектом предусмотрена гостиная с бильярдом, помещения для настольных игр, а также игровая для детей.
Для проведения семинаров, конференций предусмотрен конференц-зал, оснащённый современными системами видеосвязи.
Изначально сброс воды планировалось начать в июле 2017 года. Подрядчик торопился выполнить контракт – монтаж системы продолжался зимой; рабочие, закапывая трубу, сбрасывали мёрзлый грунт на лёд озера. Завершить строительство не успели – выяснилось, что проект не прошёл обязательную экологическую экспертизу. В дело вмешались природоохранная прокуратура и министерство природных ресурсов региона, после чего в марте 2017 года заказчик – забайкальская дирекция по капитальному строительству - трубу демонтировал, лёд очистил, а с нерадивым подрядчиком расстался.
Почему рабочие рьяно взялись за монтаж трубопровода, позабыв о государственной экспертизе, на слушаниях объяснил главный инженер дирекции Дмитрий Дубовов: «Проект реализуется с 2012 года. Построены три спальных корпуса, столовая и спортивно-оздоровительный комплекс с 25-метровым бассейном. Пять лет назад была проведена экологическая экспертиза, получено положительное заключение проекта, по которому было предусмотрено отопление по электрической схеме с котлами. После ведомственной экспертизы решили применить другую технологию – установить тепловые насосы с забором воды из скважины и сливе по трубе в Арахлей. Чтобы его реализовать, нужно провести слушания и новую экспертизу».
Главный инженер заверил, что положительное заключение уже выдало Ангаро-Байкальское управление Росрыболовства, а подобная система слива успешно реализуется на Байкале.
«Вы убьёте озеро, любое вмешательство в биосферу – это убийство. Вы понимаете, что вы делаете? Ваш внук сюда больше уже не приедет. На Кенон разве ходят купаться? Или на море летают? Разве вы будете кристально чистую воду лить?» - возражал ему один из жителей села.
Успокоить жителя пытался главный специалист «Забайкалжелдорпроекта» Владимир Бегунов: «Вода для системы отопления будут забирать со скважины на глубине 70 метров, она же после нагрева и последующего охлаждения будет сливаться в озеро. Проблема одна – подземные воды в Забайкалье с повышенным содержанием железа и марганца, что неприемлемо для водоёмов с рыбой. Поэтому в проекте предусмотрена система очистки со сменными фильтрами объёмом 950 граммов».
По его словам, установка рассчитана на 600 кубометров в сутки, при этом в Арахлей планируется сбрасывать 25 кубометров технической воды в час. Трубу отведут на 80 метров в озеро, закопают в грунт на глубине 2,5 метра от поверхности воды, скорость выброса будет близка к нулю, что не позволит размыть дно водоёма.
«Это оборот воды, скважина на территории центра имеет связь с озером. Постороннего загрязнения в системе оборота воды не произойдёт. Природную воду сбрасываем. Кроме того, предусмотрен производственный экологический контроль за работой системы. Само оборудование полностью компьютерное, произведено в Швейцарии. В случае неполадок тепловые насосы отключаются автоматически», - объяснил проектировщик.
Железнодорожники уточнили, что хозяйственно-бытовые стоки, в том числе фекалии, в озеро не попадут. Система канализации смонтирована отдельно, есть выгреб на 150 кубометров, рассчитанный на 4,5 суток, плюс имеется второй резервуар на 50 кубометров на случай аварии. Отходы планируется вывозить. Но планы весьма размыты – никто из представителей РЖД не смог назвать место, где будут складировать фекалии.
«Вы нас поставили перед фактом. В 2012 году начали стройку, нарушив расстояние от водоёма. Начали на моих глазах валить деревья. Я до начальника дошёл - сказали, всё согласовано, будет профилакторий. Сейчас деньги огромные вложили, а экспертизы нет. Куда вы будете вывозить фекалии? Это надо завод тогда строить, просто так выливать их нельзя. За дорогу вывозить? За Тасей? Народ против объекта», - возмутился один из жителей села.
Многие присутствовавшие на слушаниях также высказывались против профилактория, где будет бассейн с обеззараженной химией водой, система канализации с неясной схемой утилизации и вероятность размыва расположенной на склоне территории сточными водами.
«Также начиналось на Кеноне. Прекрасное было озеро, была прекрасная рыба, нормально купались дети. Пошли 1990-е, не стало лаборатории на ГРЭС, которая брала анализы. И что? У щуки отпадали плавники. Берёшь – голова целая, плавники отпадают. Сейчас это стало уже болото, через 5-10 лет болотом будет Арахлей. Первые несколько лет посмотрите, а потом начнёт всплывать окунь, щука. И никого крайних не найдут. Зачем надо было на берегу строить? Здесь у людей даже скважин нет, все берут воду с Арахлея. Получается, я с вашей трубы буду брать воду и чай пить», - высказался ещё один житель.
Присутствовавший на слушаниях научный сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН Пётр Матафонов поинтересовался, как будет организован сброс воды. По его мнению, труба может размыть дно и изменить условия жизни донных организмов. К тому же система будет фильтровать только железо и марганец, а влияние других элементов, в том числе ртути и урана, никто не изучал.
Проектировщик Владимир Бегунов уточнил, что в течение 5 лет после запуска будет вестись мониторинг воды, которую перед сбросом в озеро будут охлаждать до 1-1,5 градуса, что «может привести к появлению в Арахлее омуля». При этом он не исключил возможное негативное воздействие круглогодичного слива на донные сообщества, заявив, что «сейчас нет методик расчёта влияния температуры на водоём».
Главный инженер Дмитрий Дубовов добавил, что если экологическое заключение будет отрицательным, то проект пересмотрят, но «сначала надо провести публичные слушания, для чего мы здесь и собрались».
Прийти к согласию не удалось. Присутствовавшая на мероприятии эксперт Общероссийского народного фронта Елена Вощенко заявила, что слушания нелегитимны: «По закону публичные слушания организует муниципальное образование – Читинский район. А они вообще не знают о них. Создаётся временная комиссия, избирается президиум, готовится повестка, проект решения. У вас это есть? До начала слушаний вы нам должны предоставить техническое задание. Мы тут, как слепые котята, сидим. Можете это предоставить? Нет. В администрации района документация тоже отсутствует».
Общественника поддержала директор местной школы: «Глава района Селезнев не мог к нам в администрацию дозвониться, у нас тут света нет, связь плохая. Мне позвонил, спрашивает, мол, это вы их (дирекцию по капитальному строительству – ред.) пригласили? А они у нас второй раз уже проводят. Первый раз в школе, а сейчас в расширенном составе в администрации».
Решение на слушаниях не принято. Представитель ОНФ обещала начать проверку всей документации и запросила протокол. Дата новых слушаний не назначена. Сейчас практически полностью построенный профилакторий отапливается резервной электрической системой с котлами. Труба демонтирована, заказчики думают, как получить экспертизу, чтобы дать отмашку новому подрядчику. К июлю техническая вода вряд ли потечёт в озеро, но запуск системы - лишь вопрос времени.