Этот разговор как фундамент. Или корень. Такая непоколебимая опора. Основа. Один из известнейших психологов России, руководитель Центра кризисной психологии, член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России, учёный, автор книг и многочисленных статей, редактор психологических порталов Михаил Хасьминский рассказал ИА «Чита.Ру» о том, почему люди совершают самоубийства; о чём говорить, если «душа болит, жить не хочу»; почему «группы смерти» - это испытание информационного оружия.
- С какого возраста возможна попытка суицида у ребёнка? Когда нужно начинать обращать внимание?
- На ребёнка нужно обращать внимание всегда. Даже до рождения, в период беременности. Наблюдение и воспитание не начинается с какого-то возраста. Это нужно делать беспрерывно, системно, постоянно. Суициды у детей в настоящее время случаются очень рано. Конечно, в раннем возрасте это не сознательные суициды, а подражательные. Дети насмотрятся какой-нибудь дряни и потом повторяют. Или родители об этом постоянно говорят, манипулируют друг другом, а ребёнок это может взять как модель поведения.
Но я бы вообще не разделял проблему детских суицидов и взрослых. Это общая социальная проблема, её формирует единый социальный фон. Ведь дети становятся взрослыми. Взрослые - стариками. И так далее. Абсурдно же говорить о профилактике дорожно-транспортных происшествий только у детей. По-моему, лучше для всех возрастов заняться комплексной профилактикой всех деструктивных явлений.
- Отчего зависит уровень суицидов в стране?
- Суицид – комплексная и многосложная проблема. Это и медицинская проблема, и проблема переживания кризисов, и законодательства, и педагогики, и освещения этой проблемы в СМИ. Но самое главное, суицидальное поведение - проблема духовно-нравственная, в первую очередь, а вот на это обращают внимания в последнюю очередь.
Посмотрите на статистику суицидов на Северном Кавказе, например, в Ингушетии - единичные случаи в отличие от Дальнего Востока или вашего региона. Разве там в десятки раз меньше психических больных, психологов в школе, в десятки раз отличается социально–экономическое положение? Очевидно, что нет. А в чём разница? В приверженности традиционным ценностям жизни того или иного народа. В них чётко даётся оценка всему, в том числе и суицидам. Зло называется злом. А у людей, которые вне традиционной религии, нет такой чёткой оценки, всё размыто, нет табу. Чёткое отношение к злу появляется только если мы рассматриваем проблему в духовно-нравственном аспекте. И тогда, однозначно, понимание того, что суицидам нет оправдания. Человек не должен сам себя убивать. Суицид - это убийство, которое запрещено духовными законами. Кстати, на Кавказе и разводов меньше, нет детей брошенных и стариков в интернат не сдают. Это всё традиционные ценности, которые и есть основной профилактирующий фактор.
- Но православие же тоже категорически против суицидов? Почему же такая разница с Кавказом?
- В республиках Северного Кавказа гораздо больше людей живут по этим принципам. А у нас по-настоящему по православным принципам живёт гораздо меньший процент людей. Где-то 120 лет назад Россия находилась на самом последнем месте в Европе по количеству суицидов. Тогда количество суицидов было примерно такое как сейчас в Ингушетии (два случая на 100 тысяч населения). Вера напрямую связана с темой нашего разговора. Поверьте, я видел сотни суицидентов, но среди них не было ни одного по-настоящему верующего человека. Убеждён, что настоящая вера является лучшей профилактикой суицидов.
- Как должна освещаться тема суицидов в СМИ?
- Есть неопровержимые научные данные, которые собирались десятки лет, о том, как сообщения о суицидах запускают цикл подражания суицидам. Этот феномен известен ещё со времён выхода книги «Страдание юного Вертера» Гёте. Эта книга запустила сеть подражания суицидам в Германии. Буквально через несколько лет такая же цепь подражания суицидам началась после книги Карамзина «Бедная Лиза». Тогда стали подражать девочки и топились в пруду, в Москве. Это факты исторические. То есть освещение суицидов может запускать множество подражаний. Почему это происходит? Например, вот человек, и ему хочется кричать с балкона. Но он этого не делает, потому что никто так не делает. А если появляются два-три человека, которые это делают, и он это видит и слышит, то и он легко переступает эту грань и подражает. То же самое с суицидами. Люди не делают того, что социально неприемлемо. А если из СМИ они об этом узнают, для них это становится социально-приемлемым. Они могут на это решиться. Это всё описано как эффект юного Вертера. Но есть эффект Папагено, когда СМИ описывают так, как надо, то количество суицидов как раз сокращается.
- А как надо?
- Это когда даётся чёткая оценка происходящего, а не романтическая история. Указана информация о том, где суицидент может получить помощь, информация о последствиях суицида. Журналисты много пишут о самоубийствах, потому что это покупаемая информация. Но никогда не пишут об инвалидизации суицидентов. А об этом надо написать. Например, прыгнул с пятого этажа, сломал позвоночник. Теперь лежит в памперсах и будет так лежать до конца своих дней. Или пальнул в голову, а теперь ходит улыбается на солнышке как дурачок. Вот об этом и надо писать. Люди читают и понимают, что такого не хотят. Можно писать о том, что и умирать больно. Что большинство самоубийств заканчивается тем, что человек становится инвалидом на всю жизнь. Только один из десяти сразу умирает. А остальные мучаются и страдают. А те, кто погибает, испытывают огромный болевой синдром. Об этом надо писать, чтобы уменьшить количество суицидов. Я являюсь одним из соавторов рекомендаций по освещению суицидов СМИ, которую сделала Лига безопасного интернета в прошлом году. Там можно об этом прочитать, там всё написано.
- Не кажется ли вам, что освещение темы про «группы смерти» тоже было неаккуратным и отчасти пропагандирующим? -
- Во-первых, на мой взгляд, группы смерти не имеют почти никакого отношения к суицидальному поведению. Это, как думают очень многие эксперты, тестирование информационного оружия. В данном случае, это скорее убийство. Представьте, гипнотизёр загипнотизировал человека и даёт ему установку на самоубийство. Это разве доведение до самоубийства? Нет. Это самое настоящее убийство. То же самое и происходит в сети, где, манипулируя несовершеннолетними с помощью интернета и современными наработками социальной психологии, реально убивают детей. Посмотрите, именно эти элементы, на мой взгляд, используются, когда Навальный и оппозиция выводит на несанкционированные митинги подростков. Так можно продвигать всё самое деструктивное. В том числе, самоубийства и массовые протесты.
Что касается освещения этой темы в СМИ, то это было просто дико. Если говорить о школах, то и там у меня есть сильные подозрения в полной некомпетентности. Педагогов заставляли проводить собрания, где они говорили детям: не ходите в такие-то группы, а потом перечисляли их. Само собой, что дети туда устремлялись сразу. Любой психолог знает, что если произносишь человеку «Не думай о белой обезьяне», то именно о ней сразу же начинаешь думать. Очень странно, что многие специалисты этого не учли. И говорить с детьми надо не о группах и деструктивных веяниях, которые будут меняться, а о недоверии к анонимам, безопасности в интернете, здравом смысле. Ну и, конечно, необходимо образовывать детей, заботиться об их духовном и нравственном состоянии, любить их. А в информационном пространстве нужно работать более тонко. Нас очень технологично разрушают, и нам надо очень технологично обороняться и созидать. Я, например, участвуя в качестве эксперта на программе первого канала «Мужское и Женское» на эту тему, и увидев, что передача вместо того, чтобы служить инструментом профилактики, уходит в сторону популяризации этого деструктива, встал и вышел. И со мной член Общественной Палаты Юлия Зимова. Я, конечно, сказал, шеф-редактору свою позицию, объяснил, что они популяризируют эту тему на всю страну. Так и вышло. Рейтинг есть, а социальной пользы, на мой взгляд, не было. Один вред. К сожалению, мы допускаем на информационном поле такие огромные ошибки.
- Может быть, это сделано специально, чтобы отвлечь внимание от других серьёзных проблем? Например, социально – экономических причин суицидов, которые не связаны с группами?-
- Не думаю, это обычный непрофессионализм и погоня за рейтингом. А социально-экономическое положение, как я говорил, не так влияет на количество суицидов, как принято считать у журналистов. Но влияет стремление к потреблению. Люди хотят получать удовольствие, деньги, ощущения. Это и тянет иногда в бездну. К сожалению, забывается то, что истинное удовлетворение приносит только созидание, любовь и гармония в твоей душе. Это происходит не в момент покупки чего-либо, ни когда, ты что-то оторвал или возвысился над кем-то, а когда у тебя мир в душе.
- Как обрести этот мир в душе?
- Все традиционные религии этому и учат. Невозможно ответить в двух словах на этот сложнейший вопрос. Да и не психолог это должен рассказывать. Но, очевидно, что вера человека - самое основное, это стержень и компас. Например, когда работаешь с суицидентами, у них частый вопрос: «А зачем жить?». Они обесценивают всё то, что важно для остальных людей. Можно долго рассказывать, что у них есть тысячи возможностей, призывать, объяснять, что все проблемы можно преодолеть, получить желаемое. Но это их обычно не убеждает, потому что им сейчас плохо. Он не хочет ничего достигать в жизни, у него сломался компас, утерян смысл. А религии всегда этот компас человеку дают. Или когда спрашиваешь суицидента: «Что у тебя болит?». Ответ один: «Душа болит». Почти все так говорят. Оно так и есть. А дальше вопрос: «Почему ты решил, что если убьёшь своё тело, то душа перестанет болеть?». Он обращает внимание на свою душу, понимает, что эта боль никуда не денется, останется, усилится. И человек, который на секунду понимает, что это путь вникуда, отказывается от дальнейшей трагедии. Любой человек ощущает свою душу, но не любой человек придаёт этому значение. И вот в кризисе он её может не только ощутить, а задуматься, поменять жизнь.
- Все суициды связаны с потерей духовной опоры?
- Нет, безусловно не все случаи, связанные с суицидам, имеют духовную основу, а также не всегда и психологическую. Например, среди суицидентов 25% душевнобольных, а около 20% делают попытку в аффекте. Что касается остальных, то да, это потеря духовности. Ведь очень многие суициденты имеют и личностные особенности, которые только доказывают то, что у них проблемы с мировидением, критикой, интерпретацией ситуаций, что как раз указывает на основные проблемы в том числе и духовной плоскости.
- А какие это особенности?
- Назову несколько. Это очень часто эгоизм, лень менять себя, высокий уровень притязаний, низкий уровень ответственности, инфантильность. Такой распространённый букет качеств у суицидента.
Именно поэтому, когда они не могут чего-то достичь и начинают страдать, то делают глупости. При этом часто из-за лени и пытаться решить ситуацию уже не хотят, а ждут, когда её решат за них. Это как раз из-за эгоизма. А поскольку за них не решают, то они часто начинают манипулировать суицидом.
Мне вообще набор этих особенностей и основные причины в психологической и духовной плоскости напоминают работу операционной системы. Например, компьютер с качественной лицензированной операционной системой работает чётко и без сбоев. Так живёт здоровый духовно и психологически человек. А если операционка с системной ошибкой, то компьютер постоянно виснет, выключается, приложения тормозят или совсем плохо работают. Вот так же и в жизни. Люди живут хорошо или плохо - в зависимости от той операционной системы, которая в них заложена.
Это связано не только с суицидами, у людей со здоровой операционкой и разводов меньше, и кризисы они преодолевают проще, так как у них есть качественные ресурсы для этого, и детей знают, чему учить. А главное - показывают им пример.
- Но вот эту верную операционную систему должны родители заложить в ребёнка?
- Знаете, сейчас есть родители, в которых никто ничего не заложил в своё время. А когда ты сам пуст, то сложно делиться. Но, в любом случае, надо самому начать искать, а потом уже это передавать. Если будешь лежать, то оно само не придёт. Ведь очень важно не только заработать, но и научить ребёнка преодолевать кризисы, научить правильному пониманию добра и зла, показать то, что такое настоящая любовь и сделать так, чтобы ребёнок никогда это не спутал просто со страстью. Если мы спокойно относимся к какому-либо греху, то мы этому и научим детей. А потом он будет это совершать и даже не задумается о последствиях. А если он не будет понимать, что хорошо, а что плохо, то возникнет хроническая болезнь его души, операционка начнёт ломаться и зависать. Когда наступит серьёзный кризис - например, смерть близкого, собственная тяжёлая болезнь - человеку не поможет, скажем, психоанализ. Ему поможет только то, что обращено к его страдающей душе. А до этого лучше всё же стремиться к знаниям, понимать, по каким правилам живёт этот мир, улучшать свою душу. Во всех традиционных религиях набор заповедей почти одинаков.
- Можно ли говорить, что подростковые суициды - это почти всегда проблема детско-родительских отношений?
- Проблема отношений с ребёнком ключевая, важная, но, увы, не основная. Среди подростков, которые покончили с собой, немало тех, у кого отношения с родителями были превосходными. Но они, бывает, прыгают из окон, например, не сдав, как от них ожидают, ЕГЭ, или боясь наказания, или признаться в том, что не оправдали надежд. А причина тут в том, что они не понимают бесценности своей жизни, её смысла, который не в ЕГЭ, своего места в мире, который определяет их душа,а также много другого. То есть проблема не в том, что с родителями контакта нет, а в том, что внутри важного нет, в том числе и потому, что не дали родители. И вот эта пустота, которую, конечно, должны и родители заполнять, и школа, и церковь, заменяется уже деструктивным содержанием, который приводит к трагедии. В прямом смысле - свято место пусто не бывает.
- Какая ваша главная цель приезда в Читу?
- Я лечу из Красноярска, где проводил много мероприятий, в том числе и семинар для руководителей образования края. А от вас улечу в Благовещенск на большой форум, посвящённый демографическому развитию Дальнего Востока, который проводит министерство по развитию Дальнего Востока России, членом рабочей группы которого я являюсь. Там, наряду с другими мероприятиями, я буду проводить такой же семинар по предупреждению суицидов, как и в Чите. Основная цель в Чите - поделиться со специалистами знаниями в такой тонкой области, как профилактика суицидального поведения в регионе. У меня есть проект такой программы, разработанный группой учёных, которая легко внедряется, требует административного ресурса, хорошего межведомственного взаимодействия и мотивации к решению проблемы, но совсем не затратная для региона. Она реально сможет снизить количество суицидов в крае. Это не содержит пустых идей организации флешмобов, акций или агитации за здоровый образ жизни тех людей, которым сама жизнь не нужна, а содержит реальный план действий, направленный на реальную профилактику деструктивного поведения. Это программа презентовалась и в других регионах. Многие начинают по ней работать.