Командир корабля «Союз МС-02», космонавт Сергей Рыжиков, долгие годы служивший лётчиком в Забайкальском крае, прилетел в сентябре отдохнуть в военный санаторий «Молоковка» под Читой и встретиться со старыми друзьями и знакомыми. По приглашению Читинской епархии он побывал в Забайкальской православной гимназии, где ответил на вопросы школьников о работе в космосе, отношении к религии, космическом мусоре и полёте американцев на Луну.
Космонавт-испытатель Сергей Рыжиков
Порядковый номер – 551 (121). Количество полётов – 1. Продолжительность полёта – 173 дня 3 часа 15 минут.
Родился 19 августа 1974 года в городе Бугульма Татарской АССР. В 1996 году окончил Качинское авиационное училище, получил квалификацию «лётчик-инженер».
С июля 1997 года до зачисления в отряд космонавтов служил в должностях старшего лётчика, командира звена, начальника штаба – заместителя командира эскадрильи, командира авиазвена войсковой части ВВС (Читинская область), Сибирский военный округ.
18 октября 2016 года утвержден в качестве командира основного экипажа корабля «Союз МС-02». Стартовал 19 октября 2016 года вместе с Андреем Борисенко и Робертом Кимбро, 21 октября осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (к модулю «Поиск»).
10 апреля 2017 года корабль расстыковался с малым исследовательским модулем «Поиск». Приземление спускаемого аппарата корабля состоялось в 147 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане.
На встрече в гимназии космонавта встретили ученики. Рыжиков заверил одного сомневающегося мальчика, что Земля, действительно, круглая и попросил его впредь не верить сомнительным источникам и всему тому, что пишут в интернете.
О еде в тюбиках, невесомости и тесноте
Другой ребёнок спросил у космонавта, насколько сложно управлять ракетой.
- Ракетой мы не управляем, она работает в автоматическом режиме.
- А в ракете много места?
- Она очень большая, как 17-этажный дом, но мы в неё не садимся, это средство, чтобы корабль вывести на орбиту. В нём да, тесновато. Хотя после выхода на орбиту можно перейти в другой отсек, где места побольше.
- Еда у вас из тюбиков?
- Тюбики есть. Они напоминают, что раньше космонавты так питались, когда не было возможности приготовить и разогреть пищу, и были ограничения по пространству. Сейчас в них соусы.
- А вкусная еда в космосе?
- Вкусная. И питательная.
- В мультиках бывает, что гравитацию отключают и включают, а у вас как?
- Мы пока не научились этого делать (улыбается).
- К невесомости долго привыкали?
- У каждого это индивидуально. Чтобы ходить, выполнять элементарные вещи – практически сразу привык, чувствовать себя нормально – через неделю, через две – полностью адаптировался.
- Какие ощущения, когда просыпаетесь в невесомости?
- Ничего особенного. Чувствую, что нахожусь в спальном мешке (улыбается). После возвращения на Землю были забавные случаи, когда, к примеру, бритву «повесил», а она падает. Дело привычки.
О России, мечтах и космическом мусоре
Сергей Рыжиков также рассказал, что космонавтом ему помогло стать инженерно-техническое образование, опыт службы лётчиком, хорошее здоровье и уровень физической подготовки, знание английского, а также небольшие рост и вес.
При этом космонавт отметил, что с детства хотел стать лётчиком, а космос был чем-то далёким, о чём можно было помечтать, но особо не надеяться. В отряд Рыжиков попал случайно, когда поехал на очередную медкомиссию в Москву, где узнал об отборе.
- Какие задачи вы выполняли в космосе?
- Научно-прикладные исследования, поддержание станции в рабочем состоянии, общественная деятельность, в частности, общение по видеосвязи с детьми – победителями различных конкурсов. Задача была всё выполнить чётко, правильно и своевременно.
- Страшно было с парашютом прыгать?
- Первый раз прыгал в 15 лет и второй раз в этот же день, вот тогда было страшновато. В лётном училище, на службе в полку выполнил больше 100 прыжков, получил звание инструктора-парашютиста, что также было положительным моментом для включения в отряд. Это важный этап подготовки космонавта, в отряде выполнил более 300 прыжков.
- Вам на самолёте или ракете больше нравится летать?
- Как лётчику, самолёт нравится больше – есть возможность реального вмешательства, понимания что ты и машина - одно целое, и всё в твоих руках. На космическом корабле больше автоматических режимов, задача экипажа следить за правильностью выполнения и при необходимости вмешаться.
- Что понравилось, когда смотрели на планету?
- Всё. Каждую свободную минуту стараешься использовать, чтобы посмотреть в иллюминатор. Достаточно хорошо изучили поверхность Луны, но каждый раз смотришь на одно и то же место и видишь новые краски. На восприятие влияет настроение, время суток. Из космоса Австралия показалась сначала не такой яркой, а потом начал открывать новые краски, завлекла меня.
- А Россия?
- Конечно, самая лучшая. Хотя большая часть нашей страны остаётся вне поля зрения, поскольку наклонение орбиты станции такое. Регулярно пролетали над Читой, Оренбургом, Волгоградом, Воронежем. Эти города уже родными стали за время экспедиции. Москва уже в стороне, а то что севернее – не видно, сфотографировать можно только с боковых иллюминаторов и на длиннофокусную технику.
- Правда, что на орбите много космического мусора?
- Много объектов действующих, в том числе и МКС – самый большой и уникальный, размером с футбольное поле, весом более 500 тонн. Кроме него есть много работающих спутников. Есть и мусор, который образовался в результате выведения спутников на орбиту: отработанные ступени ракетоносителей, разгонных блоков. Есть также обломки столкнувшихся спутников, и спутники, отработавшие свой срок, но ещё не сгоревшие. Сейчас средства контроля космического пространства отслеживают более 18 тысяч объектов размером от нескольких сантиметров и до крупных. Это предмет пристального внимания наземных специалистов.
Об американцах на Луне
Школьник Коля сомневался, что полёт американцев на Луну был реальным, однако Сергей Рыжиков с ним не согласился, отметив, что часть съёмок США, действительно, проводили в павильонах – просто невозможно было снять в космосе с таким качеством, это делалось для демонстрации. Но были и реальные съёмки.
- А как же они от солнечной радиации защищались?
- На Луне конечно сложно защититься, но всё объясняется временем полёта – за несколько дней человек не получит дозу, которая сильно навредит здоровью.
- Если раньше летали, то почему сейчас перестали?
- Это очень дорого. Американцы выводили корабль с использованием ракетоносителя «Сатурн 5» - самой мощной ракеты, которая слетала в космос, её высота 107 метров, вес 105 тонн. Она обеспечивала весь комплекс – запуск, вывод на околоземную орбиту, перегруппировку, полёт к Луне, взлётно-посадочные ступени, возвращение. Представляете, сколько она стоила? США смогли позволить себе шесть экспедиций, хотя планировали восемь.
- Когда начнётся освоение Луны?
- Когда ты подрастёшь, тогда и начнётся (улыбается). Согласно федеральной программе 2040 году мы должны её освоить.
О вере, инопланетянах и гаджетах
- Видели ли вы инопланетян?
- Нет, не видел. Верю в бога, в инопланетян не верю.
- Есть ли возможность молиться в космосе?
- В распорядке дня есть личное время. При желании можно найти время на молитву. Выходные дни на станции – суббота и воскресенье. В субботу мы обычно доделывали работу за неделю, наводили порядок. Воскресенье - свободный день. Я записал на диктофон литургию в Преображенском храме в Звёздном городке, и по воскресеньям в это же время как на Земле включал, чтобы побывать таким образом на службе.
- Как вы пришли к богу?
- Первый раз зашёл в храм на первом курсе. У нас дедушка вообще работал в горкоме, коммунист. Понятное дело, речи не могло быть о религии. Бабушка тайно крестила, но с молчаливого согласия дедушки. Когда зашёл в Оренбурге в Никольский собор, ощущение было, точно попал в другой мир, как в зазеркалье перешагнул. Осознано начал верить здесь, в Забайкалье. Сын у меня в воскресной школе учился.
- Почему ваш позывной – Фавор?
- Каждый командир выбирает позывной для своего экипажа. Я пересмотрел все предыдущие позывные, было много предложений, в том числе от детей, к которым я обращался, когда сын учился в православной гимназии. Но ни один не выбрал вариант. Когда подошёл к настоятелю храма в Звёздном городке, он мне сразу сказал – Фавор (святая гора в Израиле, место Преображения Христа – С.Б.). Я сначала подумал, что слишком громко звучит, но потом ничего лучше так и не нашёл, позывной в итоге одобрил экипаж и утвердило руководство.
После ответов на вопросы Сергей Рыжиков показал фильм о подготовке космонавтов к полёту и попросил ребят использовать свои гаджеты как можно реже, ведь вокруг много интересного – люди, природа, книги.
Он отметил, что приезжает в Забайкалье примерно раз в два года, поскольку здесь живут достойные люди, с которыми «чище, проще, добрее, надёжнее». В санатории «Молоковка» космонавт пробудет ещё несколько дней.