Прошли те славные времена, когда чтобы доехать из одного конца Читы в другой кондуктору в троллейбусе нужно было отдать всего 2 рубля, а в маршрутке 15. Инфляция и рост цен на топливо и электроэнергию диктуют свои условия, поэтому будьте готовы выложить за проезд в «рогатом» 20 рублей, а в маршрутных такси 25.
Мы решили сравнить цены на общественный транспорт в краевой столице с ценами, установленными в соседних региональных центрах.
Ещё в 2009 году стоимость проезда в читинских маршрутках составляла 15 рублей. Такая цена сохранялась на протяжении 2-х лет, до тех пор, пока в 2011 году её не подняли до 19 рублей. В 2016 году стоимость опять повысилась, на этот раз до 22 рублей. С 15 сентября проезд на подавляющей части нерегулируемых городских маршрутов подорожал до 25 рублей.
С 1 ноября 2006 года проезд в троллейбусах составлял 8 рублей. С 16 мая 2008-го — 10 рублей. С 1 июля 2010 года — 12 рублей. С весны 2013-го — 16 рублей. 1 февраля 2017 года стоимость проезда повысили до 20 рублей. Бывший директор троллейбусного депо Виктор Ларичев заявлял, что увеличение тарифа жизненно необходимо для компенсации затрат на электроэнергию.
Красноярск
В Красноярске на общественном транспорте ездить удобно, так как на всех автобусах, троллейбусах и трамваях есть наличный и безналичный расчёт. Второй способ даёт некоторые преимущества.
Маршрутных микроавтобусов в городе нет — людей перевозят на автобусах малой, средней и большой вместимости. Чтобы проехаться на одном из них, нужно заплатить 22 рубля. В электротранспорте проезд обойдётся дешевле — 19 рублей.
Преимущество оплаты транспортной картой в том, что проезд в таком случае обойдётся на рубль дешевле: в автобусах — 21 рубль, а в троллейбусах и трамваях — 18 рублей. Но и это ещё не всё. Если вы решите пересесть на другой автобус или троллейбус, уже рассчитавшись картой в первом, и, если вы сделаете это за 90 минут, с вашей карты спишут не 21 и 18, а 19 и 16 рублей.
По информации департамента транспорта Красноярска, последнее повышение стоимости проезда в городе было в январе 2016 года, когда тариф поднялся на 3 рубля. При этом по постановлению краевого правительства, проезд может меняться не чаще раза в год. В данный момент перевозчики подали документы на пересмотр тарифа.
Новосибирск
Последний раз тарифы на общественный транспорт в Новосибирске поднимали в 2015 году на 2 рубля. Сейчас, чтобы прокатиться на электротранспорте, достаточно заплатить 18 рублей. Проезд на автобусе обойдётся в 19 рублей, проезд на метро ещё на рубль дороже — 20.
В городе действует единая транспортная карта. В метрополитене и на нескольких автобусных и троллейбусных маршрутах можно рассчитаться банковской картой.
Иркутск
Через центр Приангарья курсируют троллейбусы, автобусы, маршрутки и трамваи. И цена на проезд на всех видах транспорта стоит одинаково — 15 рублей. Такая цена установилась в январе 2016 года. Выросла она на 3 рубля.
Однако такая низкая стоимость проезда устраивает не всех. В связи с тем, что тариф в автобусах в Иркутске не увеличивался с 2008 года, в начале 2015 года перевозчики подали документы в региональную службу по тарифам для увеличения стоимости проезда, но служба отказала из-за того, что некоторые предприниматели не заключили договоры с мэрией и, по сути, не являются официальными перевозчиками. В ответ на отказ мэрии около 35% водителей не вышли на маршруты. По информации ИА «Ирсити.Ру», успокоить бастующих перевозчиков удалось лишь инициативой мэрии города, обратившейся в заксобрание с просьбой упростить процедуру роста тарифов. В заксобрании региона эту информацию тогда опровергли, пояснив, что это не их компетенция, а исполнительных органов власти.
При этом цена на проезд в других городах региона отличается. Так, по данным того же портала, в Ангарске цену подняли с 16 до 25 рублей.
Улан-Удэ
В ноябре 2015 года депутаты городского совета рассматривали вопрос о повышении тарифов на проезд в трамваях и маршрутных автобусах. В результате в феврале 2016 года цены подняли: в маршрутках на 3 рубля, в трамваях на 1 рубль. Сегодня прокатиться на трамвае стоит 15 рублей, а на маршрутке — 20 рублей.
Разница в повышении тарифов заметна, если отметить тот факт, что стоимость проезда в автобусах Улан-Удэ не повышалась с 2013 года, а на трамваях — с 2012 года.
Благовещенск
Управление регулирования цен и тарифов по Амурской области установило предельные уровни тарифов: для муниципальных перевозчиков — 28 рублей, для частных — 22 рубля. Однако позже решением благовещенской думы, тариф практически на всех, кроме одного, маршрутах снизили с 28 до 22 рублей. Эта цена сейчас и установлена.
В Благовещенске с сентября 2016 года перестали ходить троллейбусы. По информации отдела транспортного обслуживания населения города, с 2011 по 2016 годы количество пассажиров троллейбусов сократилось на 66%. За всё это время из городского бюджета предприятию оказали поддержку на 127 миллионов рублей, но ситуацию это не спасло. Кредиторская задолженность местного троллейбусного управления на 1 января 2016 года составляла более 18 миллионов рублей.
Хабаровск
В этом городе цена на общественный транспорт одна из самых высоких. Если вы едете на муниципальном автобусе, готовьте 23 рубля, если на троллейбусе или трамвае — 24 рубля. Если вам попался автобус коммерческого перевозчика — платите от 25 до 30 рублей.
В Забайкальском крае после 20.00 не продают алкоголь, а в Хабаровске после этого же часа на маршрутах муниципальных перевозчиков действует вечерний тариф — 30 рублей.
В пресс-службе городской администрации отметили, что тарифы на проезд меняются в среднем раз в год, последнее повышение было в июле 2017-го. В ближайшее время повышение стоимости не планируется.
Владивосток
«Проезд у нас стоит 21 рубль на всём внутригородском транспорте — на автобусах — вне зависимости от дальности проезда. Это и большие автобусы и автобусы средней вместимости. Маленьких маршруток у нас нет. На троллейбусе и на трамвае тариф составляет 14 рублей. В прошлом году цена была на рубль ниже — автобусы были 20 рублей», — рассказала начальник управления по работе со СМИ администрации Владивостока Марина Ивлева.
Она отметила, что ассоциация перевозчиков подавала в региональный департамент по тарифам другую цену — 25 рублей, но её не одобрили.
«Все перевозчики в один голос говорят, что цена эта [21 рубль] слишком мала. Перевозчики перед новым годом будут готовить документы, чтобы в очередной раз пересмотреть тариф. В связи с инфляцией они могут раз в год эту стоимость пересматривать», — отметила Ивлева.