Аномально разлившаяся река Кия 8 июля уничтожила все автомобильные мосты забайкальской Шилки, отрезав от центра затопленный микрорайон. Как 12-тысячный город пережил самое разрушительное стихийное бедствие за несколько десятилетий - репортаж «Чита.Ру».
1. Город под водой
Шилки ещё не видно, но уже на въезде в город ясно — рядом зона стихийного бедствия. Трасса перекрыта экипажем ГИБДД, у маленького палаточного лагеря дежурят несколько машин пожарных и спасателей. Близлежащие дома и часть ведущий к городу дороги подтоплены.
- Это вода ещё отступила. Вчера вечером только крыши и верхушки заборов торчали, - рассказывают спасатели из Читы.
Целиком затоплен окраинный район Чапай, состоящий из частных домов. Мосты на другой берег - в центр - 8 июля смыл бурлящий поток. В основную часть города можно попасть только через Нерчинск, либо по объездной грунтовке, которую спешно начали грейдировать после паводка. По официальным данным, вода залила 135 домов, ещё в 425 затопила подворья.
Машины теперь редко въезжают в город со стороны федеральной трассы, поэтому семья предпринимателя-кавказца надувает лодку прямо на дороге - в паводке сгинула машина с товарами для магазина. На затопленных полях и улицах шилкинской окраины из под воды действительно выглядывают несколько автомобильных крыш.
Здесь, в ближней части Чапая, собираются группы местных жителей, вернувшихся от родственников, из убежищ за брошенными вещами. Легче всего рыбакам: они добираются до своих участков в герметичных комбинезонах, вывозя скарб на надувных лодках. Шилкинцы без снаряжения пытаются найти брод, но самые отчаянные раздеваются и входят в холодную воду Кии.
- Ну что мужики, как в Сочи! - приободряет лодочник группу мужчин в плавках.
Правый берег реки Кии затоплен на несколько сот метров вглубь поймы. Вода продолжает поступать - только меньшими темпами. Глубина в жилых районах варьируется от 0,5 до 1 метра. Сильнее других пострадали участки у самой реки и рядом с железнодорожной насыпью, которая сработала как дамба.
Местные жители по разному рассказывают о случившемся бедствии, но все сходятся в одном - вода в Кие поднялась стремительно. Река поднялась уже несколько дней назад, и 7 июля уровень воды даже пошёл на спад.
- Не было никакого предупреждения. Никто такого не ожидал. Хотя сейчас уже говорят, что администрация знала: если [находящееся выше по течению село] Богомягково тонуло, должны были Шилку предупредить. Машину бы пустили какую-нибудь, - возмущаются пострадавшие на пункте временного размещения.
Первыми на помощь шилкинцам пришли пожарные городской части, но их было недостаточно для эвакуации жителей уходящих под воду территорий. Силы краевого МЧС прибыли в город через несколько часов, отряды «Забайкалпожспаса» из Читы и Агинского - ближе к ночи. Пока паводок не оказался опасным для Шилки, основные силы спасателей работали в селе Богомягково, где вода отрезала от мира часть жителей и нескольких золотодобытчиков. Шилкинцы эвакуировались самостоятельно.
- Всё произошло очень-очень быстро, - рассказывает местная жительница. - Как увидела, что по улице вода пошла — я залезла в подполье картошку выбирать. Муж одёрнул. [...] Вода моментально наполнила, и скоро крышки от подполья всплыли. Ничего мы не спасли, только компьютер наверх забросили.
Власти не сразу определись с масштабами ущерба: сначала дежурный диспетчер ЕДДС района сообщил о 560 подтопленных домах, но через несколько часов краевое МЧС отчиталось о 135. Мэр города Сергей Сиволап поддержал версию ведомства: 135 домов затоплено полностью, в оставшихся 425 подтопило только подворья. Сколько людей вынуждены покинуть кров также неизвестно - именно потому, что централизованной эвакуации не было.
- Ситуация такая: много очень людей ушли по родственникам - уточняет Сиволап, которого удалось встретить при осмотре разрушенных мостов. - Тем не менее, места [временного размещения] были сразу определены. Мы позаботились об этом. В техучилище разместили 56 человек, из них 25 детей. На той стороне, которая отрезана [от центра Шилки] - 110 человек, из которых 13 ребятишек. Естественно, всех накормили. Ночевали, понятное дело, они не совсем комфортно.
Мэр признаёт, что город оказался не готов к стихии: «Если бы знали, подготовили бы школы, и повара были бы подняты. [Для эвакуированных людей] всё легче бы прошло».
2. Пункт временного размещения «Ручеёк»
- Потонули у вас коза с козлятами! - Елена, одна из пострадавших, возвращается из затопленного района Чапай в детский сад, где разместили более 100 человек.
- Иди ты нафиг, Лена! - глухо отвечает старушка, к которой обращается женщина.
- Осталась только белая коза и один поросёнок, - запыхаясь отвечает Елена.
- Ба-а-а... белая и один поросёнок... а эти остальные утонули. [Мат.]
Вернувшаяся из города достаёт смартфон, чтобы доказать - наводнение продолжается.
- Что же по телевизору говорят, что вода ушла, что возвращаться можно?! Чё врать-то?! - негодует одна из уткнувшихся в экран женщин.
- Никто не возвращается...
- Так по телевизору говорят!
- И что нам по колено в воде жить?!
Как пострадавшие шилкинцы посмотрели свежие выпуск новостей, неясно. Но утром 9 июля глава района Сергей Воробьёв действительно заявил на заседании краевой комиссии по ЧС, что вода в Шилке отступила и люди возвращаются в свои дома.
Район «Совхоз», где разместили пострадавших уже, больше суток живёт без электричества. Большинство жителей Чапая самостоятельно прошли полтора километра до детсада — в домашней одежде, с минимальным набором вещей.
Всё, что получили пострадавшие — крышу над головой и короткие детские матрасы, чтобы удобнее устроиться на полу.
«Накормили нас местные — что принесли, то и едим. От властей ничего нет», - рассказывают разместившиеся в детсаду шилкинцы.
Пострадавшие по-разному реагируют на ситуацию: только вернувшаяся из зоны паводка Елена указывает на короткие матрасики без простыней, сетует на отсутствие электричества и воды, невозможность купить пелёнки для своего ребёнка; многие другие тихо пожимают плечами - «нормально разместились». От дежурящего на пункте временного размещения эмчеэсовца не требуют найти дизельгенератор - пострадавшие, вообще, не обращают на него внимания. Власти города и района, как им кажется, воспринимают их так же.
Горожане, чьи дома отрезало от центра города, оказались в ещё большей изоляции. Обесточенный район «Совхоз» теперь отдалён как от опасной реки, так и от какой-нибудь цивилизации.
- Мне сказали, езжай в администрацию и пиши заявление о помощи. А это центр города, куда мы не можем выехать. На чём, на вертолёте или вплавь нам добираться?!
- Неизвестно, когда нас отсюда. Вы видите здесь администрацию? К нам никто не приезжал [к 14.00 9 июля], с нами никто не говорил. Могли бы они объехать [затопленную часть], но никто не был у нас.
- Нам вообще ничего не обещали. Эмчеэсовцы здесь будто просто так. Вчера как было: сказали нам — добирайтесь до райбольницы, там вас определят.
- Говорят, вторая волна будет. И всякое разное такое. Кого слушать?
- Поросята утонули, коза с козлятами...
3. «Москвичи отпущения»
Местные жители уверены, что дожди не могли вызвать настолько сильный и разрушительный паводок, который всего за полчаса смыл мосты и затопил всю низменную часть города. Даже мэр Сиволап осторожно соглашается с коллективной версией.
- Пришёл паводок сверху. В северной части истоки рек Кии и Нерчи наполнили обильные дожди. И вот мы видим результаты. Конечно, мы удивлены, что таким напором паводок прошёл. Не исключаю, что золотари, которые вверху стоят, тоже способствовали увеличению объёма. Воды очень много, - отметил Сиволап.
Шилкинцы говорят о прорыве дамбы, об экстренном сбросе воды из запруд, где моют золото. «Москвичи эти» быстро стали главными виновниками бедствия в городе.
Золотодобытчики работают на реке Кие как минимум с середины девяностых, когда появилось ЗАО «Шилка», позже превратившееся в «Старательскую артель Шилка». Последний известный собственник месторождения россыпного золота «Прииск Соловьёвский», добывающий драгметалл на реках Забайкалья и Амурской области.
Приисковые котлованы и запруды тянутся на несколько километров вдоль русла Кии ниже села Богомягково, которое первым эвакуировали власти района. На островках - брошенные экскаваторы и другая техника. Вечером 8 июля спасатели вытащили оттуда пятерых задержавшихся рабочих предприятия.
Коллективная версия шилкинцев о вине золотодобытчиков рушится, если проехать выше по течению реки. Вот - смыло мост и асфальт с дороги в Богомягково, вот - сотни поваленных вдоль русла ив и берёз. Мощный поток сформировался намного дальше.
Кия - горная река с истоком на границе Шилкинского и Тунгокоченского районов, который также пострадал от паводков 8 июля. Очень вероятно, что причиной самого разрушительного наводнения в Шилке стали аномальные осадки. Человеческие действия или бездействие - на втором плане.