Редакция «Чита.Ру» открывает новый сезон проекта «Город изнутри». До 10 сентября мы расскажем вам больше десяти историй потрясающих, интересных, интригующих мест, куда самостоятельно вам вряд ли удастся пробраться.
Распашонка, памперс, тоненькая пелёнка и ещё — фланелевая, бело-голубая шапочка, а сверху одеяло с белоснежным уголком. Медсестра ловко за пару минут одевает трёхдневного малыша. Он даже не успевает высказать своё недовольство. Чуть хмурит бровки и ловит ротиком соску. Но до этого счастливого момента выписки — месяцы ожидания.
В городском родильном доме в Чите ежегодно рождается до 3,5 тысячи детей. За сутки в среднем 10-15 младенцев громким криком сообщают: «Я — родился!». И, глядя на эти розовые пяточки и крошечные пальчики, окситоциновые волны накрывают. Сразу хочется ещё детей.
В следующем году роддом отметит своё 90-летие, 40 последних лет роддом располагается в здании на улице Шилова. Никто и не берётся подсчитать, сколько за эти годы здесь родилось детей. Говорят, что самый «бум» был в 80-х. Ежегодно рождалось чуть ли не по 4,5 тысячи малышей. Да и сейчас здесь принимают большее количество родов по сравнению с другими роддомами Забайкальского края.
Городской родильный дом объединил первый роддом на улице Шилова и второй - на Амурской.
Его главный врач Илья Плоткин рассказывает, что роддом заполнен круглый год: «Родильный стационар у нас на 100 коек, 40 из них — отделение патологии, а 60 — послеродовое. В гинекологическом отделении на Курнатовского 140 коек».
Удивляется вопросу, каждый ли день кто-то рожает.
«Конечно. По 10-15 родов ежедневно. Сегодня вот уже 24. У нас есть врач, которая за сутки приняла 36 родов. Это было в прошлом году. Тоже летом. В самую жару. Такой рекорд», - говорит Илья Плоткин.
Экскурсия по роддому начинается с женской консультации. В ней ежегодно наблюдаются до 1,5 тысячи женщин. Просторная регистратура, улыбчивые сотрудники. На большом экране отображается время приёма врачей.
В самой консультации нет привычных длинных очередей. Время уже послеобеденное, большинство приёмов у врачей проходит с утра.
Психолог Вера Берестецкая рассказывает, что основные проблемы, с которыми обращаются беременные женщины, это стресс, страх, тревога и горе: «Ко мне приходят планово в 30 недель беременности, а также по желанию. Беседуем. Разбираем проблему. Уходят довольные и счастливые. С улыбкой. Значит - помогла».
В кабинете забора крови тоже тихо. Чистые пробирки, две кушетки, аппарат КТГ.
Круглосуточная жизнь кипит во всей остальной части роддома, начиная с приёмного покоя. Именно сюда со схватками на скорой помощи привозят без пяти минут мам. Также через приёмный покой оформляются женщины в отделение патологии. Здесь проводят первый контрольный осмотр, чтобы оценить, в родах женщина или ещё нет, берут все необходимые анализы, взвешивают, заполняют документы.
А дальше два пути, - и самый желанный для тех, у кого уже позади 9 месяцев, - в родильное отделение.
Роддом на Шилова всячески приветствует партнёрские роды. Здесь подготовлено шесть отдельных родовых палат со всем необходимым. Кушетка, где можно пережидать схватки, кресло для родов, всё необходимое для новорождённого, вплоть до реанимационного комплекса. На всякий случай.
«Если кому-то легче переносить схватки на фитболе, то даём и их. Сейчас даже при желании супругов можно присутствовать в операционной во время проведения кесарева сечения. Малыша сразу передаём отцу в руки. Используем «метод кенгуру», когда младенец какое-то время лежит на груди у отца. Ребёнок сразу получает не больничную флору, а мамину и папину», - рассказывает главный врач роддома Илья Плоткин.
Возле операционной полочка с иконами. В момент экскурсии там идёт операция. Уже выходя из отделения, услышали сначала - как будто мяуканье котёнка, а потом всё громче и громче. Человек. Родился!
Две другие мамы, ещё с круглыми животами, держатся за поясницы. Ходят по коридору. Нагуливают схватки. На лицах следы усталости и боли. Но, когда они услышат это «первое мяуканье» своего родного, всё, что было «до», станет не таким важным.
В роддоме уже давно практикуют совместное пребывание мамы и малыша. Если ребёночек родился полностью здоровым и ему не нужно специального наблюдения в палате интенсивной терапии или в реанимации, то он лежит под боком мамы. Это помогает наладить лактацию, пробудить материнские чувства. Можно круглосуточно дышать в макушку.
И это сейчас норма. Малыша можно забрать с собой сразу после родов. Врачи говорят, если роды были долгими и маме нужна ночь, чтобы отоспаться, то малыш может побыть под наблюдением в детской палате.
Многолюднее в детской палате интенсивной терапии. Здесь лежат девять малышей. Из под одеяла выглядывает крошечный мизинчик, из под шапочки торчит чёрный завиток, нежный ротик расплывается в сладкой улыбке. Концентрация любви зашкаливает.
Эти малыши пока не могут круглосуточно находиться с мамой. Им нужно постоянное наблюдение специалистов. Но мамы приходят к ним на кормление, просто подержать на руках, погладить по щёчке и носику, поцеловать хотя бы пяточку.
«Вот у нас малыш лежит на фототерапии. Эту процедуру проводят при высоком уровне билирубина. Всего у нас сейчас девять деток. Есть совсем маленькие», - рассказывает заведующая отделением интенсивной терапии и реанимации новорождённых Татьяна Короленко.
Отказывается фотографироваться. Шутит: «Вы лучше к нам по другому поводу приходите. Были?! Так ещё раз».
В отделении взрослой реанимации лежат две девушки после кесарева сечения. Одна из них рассказывает, что на операции присутствовал муж.
«Он и не планировал. А Илья Борисович (авт. главный врач) его спросил: «Пойдёте?», - и он не отказался. Теперь доволен. Я сначала подумала, что он в обморок упадёт. А он как будто всегда там был. Сначала малыша мне положили на грудь, потом ребёночка обработали и отдали папе в руки. Хорошо всё прошло. Осталось выбрать имя сыну. У нас два варианта. Определяемся», - рассказывает она.
Сейчас старый перинатальный центр закрыт на мойку, поэтому роддом работает с усиленной нагрузкой.
В отделении патологии беременности — стандартные палаты. Все койки заняты. Будущие мамы пьют чай. В ординаторской встречает заведующая отделением Оксана Анатольевна Улыбышева и легенда роддома на Шилова — Александр Александрович Муриков.
«У нас здесь лежат женщины уже с доношенными сроками. Кто-то уже вот-вот спустится на третий этаж — в родовое», - говорит заведующая отделением
Тут же на четвёртом этаже работает лаборатория родильного дома, где проходят все исследования. Недавно в роддом поступил новый аппарат для проведения биохимического анализа крови.
«Очень хороший аппарат. Работает автоматически. Скоро вы сюда к нам зайдёте, а врачей нет, одни машины», - говорят сотрудники лаборатории.
В комнате для выписки - букеты, игрушки, шары, взволнованные отцы, шумные ещё маленькие, но уже старшие сёстры и братья. Медсёстры умело «упаковывают» в одеяла двух кряхтящих малышей. Вручают конверты счастливым отцам. И столько в этом мгновении радостного, настоящего, того, ради чего вся жизнь придумана.
Конечно, городской родильный дом Читы не может похвастаться максимально комфортабельными условиями пребывания в нём. Хотя в роддоме работают сервисные палаты, рассчитанные на одного или двух человек: с отдельной комнатой для еды и туалетом. Важнее другое - бережное отношение к беременной, рожающей и родившей женщине. Роддом уже давно отошёл от устаревшей установки, когда женщина одна три дня рожает, потом в семиместной палате лежит трое суток, видит ребёнка только во время кормления и машет мужу из окошка третьего этажа.
Теперь этот сложный, но самый счастливый момент в жизни любого человека можно проживать вместе. И это дорогого стоит. Так же - как и совместное пребывание мамы и малыша, так же - как свободное посещение ребёночка в реанимации, если вдруг возникли какие-то проблемы. Человечная медицина.
«Следующий этап — это свободное посещение. Я недавно был в Маньчжурии: там в одной палате лежат мама, папа и ребёнок. И это отлично. Но у нас другая проблема — отсутствие площадей для такого общения. Тем не менее, конечно, сейчас более бережное акушерство. Мы слышим женщин. Есть те, кто хотят максимально естественные роды без обезболивания, и мы всячески их поддерживаем в таком намерении. Мы следуем всем современным подходам — партнёрские роды, прикладывание ребёнка к груди в родильном зале, контакт кожа к коже, отсроченное пересечение пуповины, совместное пребывание. У нас, конечно, стены не новые, но хорошее взаимодействие с пациентами. Сформированный коллектив. А это самое главное», - говорит главный врач Илья Плоткин.
Возле роддома установлена скульптура аиста, который в клюве держит пелёнку с младенцем. Говорят, что если потереть за пяточку, торчащую из этой пеленки, то аист прилетит к тебе. Принесёт новую жизнь.