В «Инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация)е» в начале ноября появился аккаунт tumor_75, цель которого – рассказать о якобы рейдерском захвате рынка наружной рекламы в Чите. Ведут страницу, если верить описанию, предприниматели, «которых пытаются выдавить с этого рынка». Другие методы борьбы за рекламные конструкции себя не оправдали.
Битва экстрасенсов
«Рейдерский захват», как его называет владелец аккаунта, начался весной 2018-го, когда администрация Читы объявила среди предпринимателей конкурс на право установки и эксплуатации рекламных конструкций. Ничего в итоге не получившие бизнесмены обвинили в сговоре четыре компании-победителя, которые поделили между собой все 763 площадки под рекламу. Раньше таких площадок было 1,2 тысячи, но городские власти решили сократить их число, чтобы частично высвободить улицы.
Все конструкции были сгруппированы в 30 лотов по примерно 25 штук в каждом. Три лота выиграла московская фирма «Престиж»; семь лотов достались компании «Компьютер плюс», которая принадлежит читинскому предпринимателю Александру Конопасевичу; 10 лотов получила читинская компания «Сфера». Остальные 10 лотов администрация Читы передала компании «Современные рекламные системы», чьи интересы представляет депутат гордумы Читы Степан Викулов. Ничего не получившие предприниматели пытались доказать, что такие большие лоты (каждый стоит порядка 300 тысяч рублей) не дают участвовать в конкурсе малому бизнесу. В администрации ответили: площадки сгруппированы так, чтобы в каждом лоте было около 2% от общей площади всех рекламных конструкций, так что это не крупное деление.
Проигравшие начали добиваться отмены результатов конкурса. В частности, с заявлениями о сговоре они пошли в Общественную палату Забайкальского края, региональное УФАС и в суд.
Одной из главных претензий стало то, что администрация Читы провела конкурс максимально тихо, якобы предупредив только нужных людей и не разместив конкурсную документацию на посвящённом торгам сайте www.torgi.gov.ru. Из-за этого, заявляют недовольные, они физически не успели оформить заявки на участие, в то время как члены «сговора» подали документы почти сразу после начала их приёма. За это проигравшие прозвали историю конкурсом экстрасенсов.
В самой городской администрации уверены: отбор победителей прошёл без нарушений, потому как извещение о нём было размещено за месяц до начала приёма документов, а публикация конкурсной документации на www.torgi.gov.ru в случае с рекламными конструкциями является необязательной. Эту позицию поддержал Арбитражный суд Забайкальского края, куда с исками обратились два недовольных конкурсом предпринимателя: Ольга Поваляева и Андрей Дехтярук. Обоих суд отказался признавать пострадавшими от действий администрации, так как ими по закону считаются только участники конкурса, а эти предприниматели документы на отбор не подавали.
Кругом неправые
Также бизнесмены не нашли поддержки своего недовольства новым требованием об установке рядом с рекламными конструкциями скамеек и вазонов под цветы.
В первые 2 года после подписания договоров рекламные фирмы обязаны высадить рядом с билбордами как минимум 2 095 плодовых деревьев или кустарников, поставить 763 бетонных вазона для цветов и 60 скамеек из дерева и бетона.
«Кто-то обвиняет власть, что она перекладывает свои полномочия по благоустройству на предпринимателей. Тоже неверно, - заявил главный архитектор Читы Александр Михайлов в интервью журналисту «Читинского обозрения». - Из схемы благоустройства города были взяты только те моменты, которые утверждены законом. К примеру, это касается зелёных насаждений, которые можно высаживать в Чите. Также выставлены условия по размещению скамеек, вазонов для цветов определённого вида и качества. В принципе, когда рекламораспространитель, устанавливая конструкцию, губит газон и оставляет после себя полную разруху, это вполне логичные и правомерные требования. Возможно, это даже было бы выгодно предпринимателю, ведь, облагородив территорию, он привлечёт дополнительное внимание людей и к своей рекламной конструкции».
Жаловались предприниматели и на то, что в конкурсной документации не оказалось актуальной схемы размещения рекламных конструкций - изменения по ней администрация приняла в декабре 2017 года. В документах конкурса о новой схеме упоминается, но вместо неё туда загрузили старую, с которой не совпадает информация из списка лотов. Чтобы получить актуальные данные, нужно лезть на сайт городской администрации и искать их самому. Впрочем, у каждого претендента была возможность уточнить всё в профильном комитете.
Проверив все претензии, арбитражный суд отклонил иск Поваляевой и Дяхтерука.
Обращались за помощью бизнесмены и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Забайкалье Виктории Бессоновой. По её просьбе прокуратура и полиция проверили участников конкурса на возможный сговор, но подтверждения этому не нашлось. Что же касается претензий насчёт условий конкурса, то их, заявляет омбудсмен, предпринимателям стоило высказывать раньше - на этапе оценки регулирующего воздействия.
«Перед тем, как принять нормативно-правовой акт, публикуется его проект, чтобы заинтересованные лица могли внести свои предложения. Те, кто оспаривают конкурс на размещение рекламных конструкций, никак в обсуждении не участвовали, пока не столкнулись с результатом», - говорит Виктория Викторовна.
По её словам, у предпринимателей осталось два пути: отстаивать свою позицию в суде или аргументированно предложить изменения в условия конкурса городской администрации, чтобы в следующий раз иметь больше шансов на успех. Этот путь, правда, на нынешний раздел рынка уже не повлияет.