Прокуратура края предложила вновь ограничить время розничной продажи алкоголя в Забайкалье. Полгода назад региональное ограничение, запрещавшее торговать с 20.00 до 11.00, с боем отменили, мотивируя борьбой с нелегальными алкоточками. Тот законопроект продвигали крупные предприниматели, за новые запретительные меры выступают органы государственной власти. Дебаты об ограничении времени продажи с 21.00 до 10.00 прошли 25 января — краткий пересказ «Чита.Ру».
Пересказаны основные тезисы участников дебатов. Точные формулировки приведены «в кавычках».
Евгений Синельников, старший помощник прокурора края:
Прокуратура изначально была против отмены запрета, введённого в 2013 году, но «депутаты проигнорировали наше отрицательное заключение». Вся Россия идёт по пути дальнейших ограничений — запрещены алкогольные энергетики, предлагается продавать спиртное только в специализированных магазинах. В стране разрешено торговать алкоголем с 8.00 до 23.00, но регионы имеют право на ужесточение правил продажи — мы хотим ими воспользоваться и внесли свой законопроект. Пока мы не можем ответить, как сильно повлияла отмена запрета на уровень преступности — но это далеко не решающий фактор. Край может и должен бороться за снижение алкоголизации. Сокращение времени продажи — не панацея, «но кого-то это остановит от употребления». Человек не пойдёт вечером за спиртным, не совершит «какие-либо социально опасные действия» и, наоборот, с большей вероятностью не станет жертвой преступления.
Виктория Бессонова, уполномоченный по правам предпринимателей в Забайкальском крае:
Бизнес терпел год или два после ограничения продажи, пока явно не почувствовал отрицательное влияние теневого рынка. Предприниматели из Читы и районов, «работающие в правовом поле», массово жаловались во все инстанции, обсуждали проблему на всех площадках — никто «в едином порыве» не сказал ничего против. «Были ли граждане, которые бы просили ещё сильнее ужесточить запрет, чтобы ситуация точно улучшилась — не было таких». Мы ничего не достигнем без комплексных мер. Нужен пакет антиалкогольных законопроектов, которые будут регулировать «экономическую, социальную, духовную, нравственную и спортивную сферы». Законопроект в существующем виде снова «ударит только по легальному бизнесу». На Чукотке в некоторых поселениях, вообще, полностью запрещена продажа алкоголя, а регион всё равно на первом месте по алкоголизации в России. «Не способно одно лишь ограничение времени повлиять на ситуацию».
Юрий Бажин, владелец торговой сети «Забайкальский привоз»:
«Я сам по образованию врач». Я за то, чтобы вообще не продавать алкоголь — «как в Чечне». Только это невозможно. Хочу, чтобы Госдума приняла закон, разрешающий продавать спиртное только с 21 года, «и даже с 25». Когда в 2013 году ввели запрет на продажу алкоголя вечером, «все выдохнули» — я надеялся, что полиция справится с теневой торговлей. Но после введения запрета алкоточки стали прибыльным бизнесом — их открылись сотни. Ежемесячно в крае продавалось алкоголя на миллиард рублей, и «пивбары» увели 30–40% от этой суммы. Полиция не справилась, потому что борьбой со всеми расплодившимися алкоточками занимались «всего 5–6 человек». Полицейские сами просили бизнес пролоббировать закон об отмене ограничения времени продажи, «потому что не справлялись». Когда закончилось место на складах для конфиската, полиция «стала выезжать только на резонансные вызовы». Чтобы закон работал, краю нужно выделять УМВД по 50 миллионов рублей в месяц — на увеличение штата и строительство полигона по утилизации изъятого спиртного. Возвращённое в прошлом году время продажи до 23.00 - «единственное возможное средство борьбы с нелегальным алкоголем».
Евгения Батуева, руководитель Региональной службы по тарифам:
Объём проданного алкоголя в августе — декабре 2018 года оказался вдвое выше, чем в 2017-м. При этом почти все алкобары легально торговали через ЕГАИС — пробивали товар утром, реализовывали его как точки общепита, «использовали разные ухищрения». «Когда вы говорите о том, что бары торговали нелегальным алкоголем, вы немножко лукавите». РСТ отметила рост как розничной продажи, так и объёма поставок спиртного в край за полгода после отмены ограничений. В дни полного запрета на продажу алкоголя - 1 июня, 1 сентября и другие — его нарушали все, включая крупные сети. Жители некоторых сёл просили нас полностью закрыть торговлю спиртным на их территории. РСТ поддерживает законопроект, внесённый прокуратурой.
Представители сферы здравоохранения:
За 5 лет действия запрета врачи отметили улучшение ситуации — снизилось число отравлений, убийств, суицидов, ДТП в пьяном виде. Если вы — бизнесмены — не знаете о комплексе мер по борьбе с алкоголизацией, то лучше ничего не говорите. «Отстаивайте свои бизнес-идеи, но не прикрывайтесь тем, будто государство не работало». Теперь «всё расхлёбывать» будут медики и сотрудники правоохранительных органов.
Простой читинец:
«Я хочу задать вам простой вопрос, на который не нужно отвечать: «Сколько стоит человеческая жизнь?» Думал, сюда пришли обсудить здоровье населения, а вы говорите о выгоде от акцизов. Хочу рассказать вам о человеке, который пил до полного оскотинивания — это мой отец, он не дожил до 60 лет. Моя мать пила и заработала себе сахарный диабет, брат тоже спивается. Нужно ограничить время продажи и запретить ночные бары в жилых домах. «Хватит ли вам денег, которые вы заработали, чтобы воскресить хотя бы одного погибшего из-за алкоголя».
Юрий Кон, вице-спикер Законодательного собрания:
Я был одним из авторов законопроекта и считаю, что решение об отмене ограничений летом 2018 года было верным. Прошло слишком мало времени, чтобы сделать выводы о его влиянии на количество преступлений в Забайкалье. Быть может, прокуратура отзовёт свой законопроект до появления объективной статистики? Часть доходов от продажи спиртного можно было бы направлять на борьбу с алкоголизацией населения.