Во время оперативного заседания правительства Забайкальского края временно исполняющий обязанности губернатора региона Александр Осипов чуть не удалил из зала министра образования Андрея Томских. Тот посмел вступить в дискуссию с главой региона. Осипов впервые публично повысил голос. Томских пытался держать удар. Но в целом вся эта стычка выглядела нелепо. По-моему, неловко было и участникам, и свидетелям. Всему виной тёплые туалеты в школах Забайкалья. Вернее, их отсутствие.
На заседании правительства 4 февраля начали обсуждать проблемы районов Забайкальского края, которые не выполнили поручение и не заключили договоры на разработку проектно-сметной документации на строительство тёплых туалетов в школах. Таких районов оказалось восемь. Со стороны правительства эти работы курирует министерство образования. Осипов спросил министра, в чём дело.
Андрей Томских зачем-то начал перечислять те районы Забайкальского края, где с тёплыми туалетами всё хорошо. Осипов, конечно же, его прервал и вернул к сути: «Подождите. Интересует то, что сейчас не выполнено. Почему?».
Министр сказал, что основная проблема — это отсутствие лимитов в конце 2018 года на эти виды работ.
Осипова такой ответ не устроил. Он пытался добиться от Томских конкретной информации: сколько нужно денег на проектирование одного объекта и сколько всего средств на эти цели запрошено в министерстве финансов.
Не сразу, но выяснили. В минфине на конец 2018 года было запрошено 98 миллионов рублей. На проектирование одного туалета необходимо в среднем 100–150 тысяч рублей.
Александр Осипов продолжал разбираться: «Сто тысяч рублей нельзя было найти? В общем, неудовлетворение ни с точки зрения работы района, ни с точки зрения нашей работы».
Томских пытался объяснить: «Мы обращались в районы, чтобы они заложили это в бюджет. Они только-только заложили. Срок у нас до 25 февраля, чтобы они эту работу закончили».
Осипов не уступал: «Плохо это работа ведётся. Понятно вам? Не заложить 100 тысяч рублей, и из-за этого уже два месяца идёт просрочка. Андрей Александрович, в чём вопрос, почему одни районы выполнили работу, а другие нет».
Томских объяснил: «Таких объектов у нас 165. Это большая сумма. В этих районах совершенно отсутствовали средства и на конец года, и на начало».
Врио губернатора отрезал: «Никакие отговорки не оправдывают никого. Вы заметили, который раз я к вам обращаюсь на совещаниях. Это нехорошее повторение одного и того же невыученного урока. Мне надо, чтобы вы вопросы решали, а не объясняли, что и почему вы не нашли».
Томских, видимо, злился: «Мы не нашли 98 миллионов рублей. Давайте районы послушаем, в конце концов».
«В конце концов», конечно, было сказано зря.
Осипов продолжал: «Вы не нашли вовремя 100 тысяч рублей на несколько объектов вместе с районами. Из-за этого минимум на 2–3- месяца эти работы просрочили. И не перебивайте меня. И не намеревайтесь даже. Приводите не оправдывающие ничего отговорки. Нам нужна другая организация работы. Делайте соответствующие выводы».
В этот момент слово передали районам, главы которых находились на видеосвязи. Казалось, что вершина скандала достигнута и конфликт спадёт.
Нет.
Глава Сретенского района Алексей Закурдаев рассказал, как у них обстоят дела с туалетами. После чего Томских вновь обратился к Осипову.
«Это же не один район, Александр Михайлович, вы меня почему-то не слышите. Это же не один район. Восемь. Остальные всё сделали в долг», — сказал министр.
Почему Томских решил, что Осипов его не слышит, сказать сложно. Вся ситуация было проговорена несколько раз и была бы уже понятна пятилетнему ребёнку. Скорее всего, он открыто шёл на продолжение конфликта. Ему не хотелось в этом споре молчать и кивать.
Осипов, видимо, не ожидал такой прыти.
«Андрей Александрович, что, я вас должен удалить с совещания? Я всё прекрасно слышу и мне повторять не надо: и количество районов, и сколько денег нужно, и сколько времени прошло. Вот вы чего-то не слышите. И мне приходится прибегать к такой форме, чтобы привести вас в работоспособное состояние», — повышенным голосом сказал Осипов.
Затем врио губернатора заявил, что дальше расспрашивать районы он не будет: «зачем их мучить». Заключил: «Эта недоработка с нашей стороны. Если у кого-то какие-то вопросы по регулированию есть, вы мне сейчас скажите. Андрей Александрович эту работу сорвал. Марина Вениаминовна (министр финансов), вы проведите служебную проверку, и по её итогам мы сделаем соответствующие выводы. Обратите внимание, как была организована работа по подготовке к проектированию и обеспечению финансирования вместе с районами, которые просрочили и внутри правительства края».
Через секунду приправил щепоткой презрения: «Излишнее время на всё это потратили».
Оперативные заседания правительства, которые с ноября начал проводить Александр Осипов, отчасти похожи на публичные порки. Взволнованные министры еженедельно отчитываются перед Осиповым и коллегами о своей работе. Редко когда Осипов бывает доволен докладом. Спрашивает по заслугам. Кажется, что после выступлений министры про себя выдыхают: «сегодня пронесло». Томских не проносит. В декабре на оперативном заседании Осипов разнёс его за неотправленную на Кремлёвскую ёлку девочку. В январе Андрей Александрович получил за то, что не так разобрался с этим случаем, не того наказал. Последняя ситуация на заседании правительства демонстрирует, что скорее всего, Осипов не видит Томских в своей команде. А, может быть, и Томских не хочется быть в этой команде.
Если Андрей Томских сохранит свой пост, это будет неожиданностью. Другой вопрос — достойная альтернатива. Есть ли она? Сфера образования очень чувствительная и непростая: учителя с небольшими зарплатами, очереди в детские сады, воюющие за места в элитных школах скандальные родители, и, конечно, злополучные тёплые туалеты, обустроить и содержать которые в далёких сёлах Забайкальского края непросто. Томских, как может, тянет эту работу, но, судя по оперативным заседаниям правительства, Осипова Томских не устраивает. Возможно, это такой подход к работе — через тернии, вернее, стычки — к звёздам. Вернее, к результатам.