Общество Здоровье Школьная травля. Что делать?

Школьная травля. Что делать?

Поэтому мой ответ на вопрос: надо ли заступаться за ребёнка, однозначен: да! Но просто архиважно понимать, что значит «заступаться».

Школьные конфликты отчасти кажутся безобидными, и почти все дети через них проходят. Но, когда ссора перерастает в травлю - буллинг, включение взрослых необходимо. Психотерапевт Марина Пасечко объяснила «Чита.Ру», почему нужно заступаться за своего ребёнка, как правильно его защищать, как научить противостоять травле.

- До какого возраста нужно заступаться за своего ребёнка, и нужно ли вообще?

- Сколько существует школа, столько существуют и школьные стычки, и школьная травля. Школа – это часть общества, а дети – такие же люди. Но дети пример по улаживанию непростых ситуаций берут с нас, со взрослых, и нуждаются в нашей же поддержке. И важно помнить, что любой ребёнок ещё не знает всех дипломатических и психологических тонкостей в непростых человеческих отношениях.

Поэтому мой ответ на вопрос: надо ли заступаться за ребёнка, однозначен: да! Но просто архиважно понимать, что значит «заступаться».

Заступаться – это быть на стороне своего ребёнка, «за» своего ребёнка.

Заступаться – это защищать его тогда, когда он в силу возраста, или своих особенностей, или знаний не способен к элементарной защите самого себя. То есть, до совершеннолетия своих детей родители обязаны их защищать, а старше – уже по своему усмотрению.

- Защищать - это же не значит брать в руки биту?

- Нет, конечно. Это даже не значит, что если вашего ребёнка дразнят, дерутся с ним, или, наоборот, жалуются на то, что он обижает других, то сразу бежать в отдел по делам несовершеннолетних.

Есть несколько моментов, о которых важно помнить всегда. Первое. Узнав о конфликте (от ребёнка, от педагога, от других детей), все эмоции проживите без участия ребёнка (наедине с самим собой, с супругом, с другом, с психологом) и включите максимум трезвый и холодный ум. Если это сложно, то примите успокоительное, сходите к хорошему психологу или психотерапевту и разберитесь вместе.

Второе. Если ваш ребёнок тоже очень эмоционально проживает эту ситуацию, то постарайтесь максимально помочь ему успокоиться, выплакаться, прокричаться. Либо попросите это сделать тому, кому вы и ребёнка доверяете – другой родитель, сестра/брат, тётя/дядя, бабушка/дедушка, психолог.

- Нужно ли выяснять подробности конфликта? От обеих сторон?

- Сначала нужно максимально спокойно и никого не обвиняя выяснить подробности конфликта от ребёнка.

Важно, чтобы ребёнок доверял вам и не боялся рассказывать о любых проблемах. «Не боялся» - это значит не боялся осуждения или нравоучений с вашей стороны «сам виноват/вечно у тебя всё не слава богу/опять ты со своими проблемами». Не боялся потревожить замученного бесконечными делами родителя: «Мне бы твои проблемы/не до тебя». Не боялся равнодушия или отстранения: «Твои проблемы – вот и решай сам».

- Без доверия - никуда

- Конечно. Но о доверительных отношениях стоит позаботиться ещё до предполагаемых конфликтов в школе. А также об уважении к интересам и делам вашего ребёнка, о совместном времяпровождении, о помощи вне школы и многом другом, что сближает родителей и детей.

- Когда причина конфликта ясна, что нужно делать? Стоит разговаривать с обидчиком?

- Если пострадавший – это ваш ребёнок, то серьёзность ситуации оцениваете с позиции «что изменилось в худшую сторону в моём ребёнке». Обращаем внимание на подавленность, отсутствие аппетита, категорическое нежелание идти в школу, на то, что он, например, чаще и больше, чем обычно, плачет, чаще болеет, часто жалуется на повторяющуюся ситуацию конфликта.

Далее ищете возможность пообщаться с обидчиком/обидчиками и узнать их мнение по ситуации. Помним, что с детьми мы общаемся только в присутствии их родителей. Максимально спокойно, без взаимных обвинений, не вызывая ответную агрессию, а только проясняя ситуацию. И желательно очно. Часто благодаря такому поведению удаётся урегулировать конфликт уже на этом этапе.

Если к единому мнению прийти не удаётся, или вообще контакт невозможен, подключаем учителя, социального работника и директора. При этом используем все доступные способы для успокоения, чтобы вести диалоги без лишних эмоций. Робота из себя делать не надо, но и поддаваться на провокации тоже не стоит.

- Если обвиняют моего ребёнка?

- Отодвигаете эмоции в сторону и спокойно расспрашиваете пострадавшую сторону и своего ребёнка. Если вина вашего очевидна, то принимаете педагогические меры (помним про помощь психолога или психотерапевта). Если пострадавшую сторону это не устраивает, то решаете этот вопрос с учителем, социальным работником, директором.

В любом случае, у вас всегда есть возможность в спорных и сложных вопросах обратиться к психологу или психотерапевту (лучше не к школьному, а по рекомендации или отзывам).

И, конечно, у вас всегда есть возможность решить конфликт мирно или, в крайнем случае, сменить школу.

Помните, что в таких ситуациях на первом месте стоят интересы и здоровье ребёнка.

- Есть способы научить ребёнка противостоять травле?

- Да. Мне очень нравятся советы педагога Марины Солотовой. Её дочь начали обижать в школе, и она рассказывает о том, как удалось остановить конфликт и даёт практичные советы родителям.

Десять из них я перечислю.

1. Проговорить возможность ситуаций травли с детьми. Объясните детям, что болезни и проблемы родителей – не повод для того, чтобы не делиться своими неприятностями. Что в ситуации опасности только взрослый может принять правильное, взвешенное решение.

2. Важно помнить, что дети в борьбе за справедливость не видят разницы между выяснениями отношений по закону и «по понятиям» и чаще выбирают второе. И тут велик риск плавного и ненавязчивого перехода жертвы в агрессора.

3. Дети могут бояться того, что их будут считать слабаками. Важно объяснить, что самое дорогое, что у них есть – это жизнь и здоровье. Изменить общественное мнение можно. Найти другую компанию, где к тебе будут относиться хорошо – можно. А здоровье (психическое в том числе) восстановить можно далеко не всегда. Важно объяснить, что обращение за помощью к тем, кто сильнее, умнее и опытнее – это признак не слабости, а, напротив, зрелости.

4. Дети могут бояться, что «будет хуже» – именно этим грозят агрессоры, предупреждая жертву о том, что жаловаться нельзя. Важно объяснить, что хуже будет, если он остаётся один на один с теми, кто сильнее. Что побеждает закон. Что всегда есть тот, кто сильнее обидчиков, и на каждого агрессора есть управа. Что начав однажды и почувствовав безнаказанность, агрессоры не остановятся. Что мама и папа – это люди, которые знают выход из любой ситуации и обязательно сделают так, чтобы было лучше, потому что они сильнее обидчиков.

5. Необходимо очертить круг людей, к которым можно обратиться за помощью, если по каким-то причинам не получается это сделать с родителями. Старшие братья и сестры, старшие дети подруг, которых ваши дети знают с детства, тренер в спортивной секции и так далее. Любой взрослый человек, которому ребёнок может доверять.

6. Убедить ребёнка в том, что в любом случае действовать надо по закону, а не по понятиям. Тот, кто действует по закону, всегда в выигрыше.

7. Объяснить детям, что ответственность за подобные поступки неминуемо наступит. Если нет 14 лет, её будут нести родители. Внушить, что подобные действия – наказуемы.

8. Объяснить детям, что всё, что попадает в сеть, может быть использовано против них.

9. Если возникает ситуация угрозы, немедленно предпринимать действия по её устранению. В ту же минуту. Нельзя ждать, что само рассосётся. Нельзя думать, что «они же дети, сами разберутся». Нельзя разговаривать с другими детьми в отсутствие законных представителей. У вас нет задачи воспитать чужого ребёнка, у вас есть задача защитить своего.

10. Нежелательно разговаривать с законными представителями без свидетелей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления