Роман Устинов - 32-летний путешественник, повидавший на своём веку почти 75 стран. Последняя его грандиозная кругосветка, когда он объехал всю Латинскую Америку, длилась 27 месяцев. Мы встретились с Романом в редакции «Чита.Ру». Молодой человек с походным рюкзаком оказался приятным собеседником и потрясающим рассказчиком. Об амазонских джунглях, волонтёрстве, индейских племенах и многом другом – в нашем интервью.
– Впервые я выехал из дома в 17 лет, после первого курса университета. Это была археологическая экспедиция моих друзей под Рязанью. Там я научился ставить палатку и получил первый туристический опыт. Потом амплитуда путешествий увеличивалась.
– Получается, работа у вас позволяет ездить в путешествия?
– Когда нахожусь в Москве, я работаю по специальности, в IT-сфере. Стараюсь участвовать в проектной деятельности, чтобы не быть задействованным на работе постоянно. Вот моя бабушка, ветеран труда, 30 лет отработала на одном заводе. Она меня спрашивает: «Как так ты не работаешь постоянно?» Ну времена же меняются. Я не хочу убивать свою жизнь на зарабатывание денег.
– В Чите впервые?
– Во время первых путешествий я доехал до Владивостока и заезжал в Читу буквально на полдня. Сейчас у меня есть больше времени. Я гуляю, изучаю. На самом деле Чита мало чем отличается от подобных небольших городов, особенно на Дальнем Востоке.
– А часто уезжаете из дома?
– Как только появляется возможность, я выбираюсь из города. Иногда поездка занимает несколько дней, а вот это путешествие длится уже 27 месяцев. Сначала я проехал Северную Европу, страны Прибалтики и Скандинавии, потом улетел в Штаты, проехался с запада на восток, с севера на юг, улетел на Кубу, вернулся опять в Штаты и поехал в Центральную Америку. Там посетил Мексику, Гватемалу, Никурагуа, Коста-Рику, Панаму, Гондурас, Сальвадор. Потом улетел в Южную Америку. Колумбия, Венесуэла, Суринам, Гайана, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливия, Перу – я проехал все континентальные страны, которые планировал посетить. Потом я опять улетел в Штаты, оттуда в Южную Корею, затем во Владивосток и оттуда уже еду поездами до дома.
– Страны Латинской Америки довольно опасные в плане криминала, да?
– Они разделяются по уровню криминала и безопасности. В Бразилии очень сильное расслоение на бедных и богатых. Вся преступность идёт из бедных районов - фавел (трущоб). Аргентина, Уругвай, Чили – богатые страны, и уровень криминала там ниже. В Венесуэле, где сейчас не всё просто – кризис, гиперинфляция, дефицит всего, ещё и оружие есть у населения – там очень небезопасно. Колумбия – страна неоднозначная. Мне она понравилась за природу и вкусную кухню. Я ожидал, что если меня и ограбят, то в крупном городе, а это случилось в деревне. В странах типа Перу, Боливии, Эквадора население гораздо беднее, но там спокойнее. Боливия вообще спокойная страна. Эквадор чуть более бандитский. В Перу есть города неприятные. Но природа, конечно, там очень красивая. В Гондурасе самые крупные города Сан-Педро-Сула и Тегусигальпа входят в тройку самых криминальных городов мира после Каракаса.
– А что из самого запоминающегося в этом путешествии было?
– Гулял я как-то по территории военной базы на Кубе…
– Гулял по военной базе?!!
– Ну навигатор нарисовал мне дорогу и не показал, что там что-то есть. Меня остановили, говорят: «Чего здесь ходишь?» Я говорю: «У вас нет ни забора, ни таблички». Военные меня накормили, мы с ними в бейсбол поиграли. Потом передали меня миграционной службе. А для них я оказался подозрительный тип с кубинским лицом, говорящий по-испански, но с российским паспортом, американской визой и фотоаппаратом. Меня допросили, решили, что я американский шпион, но отпустили. Я спросил, могу ли я завтра пойти по другой дороге. Они сказали - да. Но оказалось, что это опять-таки территория базы, и тогда меня уже посадили на несколько дней в клетку.
Я сидел в депортационном лагере. Это цинично называлось «миграционный отель для иностранцев». Я сидел с выходцами из Африки, которые приезжают на Кубу и мечтают вплавь перебраться в Майами. Перед этим они рвут свои паспорта, чтобы не возвращаться в Африку. Беженцев ловит кубинская пограничная охрана и ломает голову, что с ними делать. Они сидят там месяцами и годами. Я три денька посидел, и меня как американского шпиона отправили обратно. Сейчас я на Кубу не въездной до 2020 года. Но ещё туда съезжу, мне понравилось.
– Вы посоветуете такие путешествия или это только для очень увлечённых людей?
– Смотря кому. Просто так веселее, когда тебя грабят, депортируют… Проехаться по отелям – ну это ж надоест через месяц максимум. Путешествие, особенно такое длинное, должно быть наполнено приключениями.
– С какой страны начать?
– У вас Монголия поблизости, безопасная, довольно аутентичная страна. Я там ещё не был. Что касается, например, Латинской Америки, здесь надо выбирать осторожнее. Человек приедет на карнавал в Рио, представляет себе по картинкам из телевизора весёлое шествие, музыку, женщины в перьях пляшут. Красота. А на самом деле это попойка, как в России на день города. Все валяются.
– Как Октоберфест в Германии?
– Примерно, я там тоже бывал. Но в Германии поприличнее, чем карнавал в Рио. В Бразилии к тому же много лиц нетрадиционной ориентации, трансвеститов. Мужчины в юбках, битое стекло, рвотные массы, моча – мало весёлого. Поэтому можно разочароваться во всех латиноамериканских странах. А ведь там отличная природа, безумно красивая Патагония, Амазонка, пустыня Атакама.
Сложный вопрос, с чего начинать. Но начинать стоит однозначно. Просто сидеть гораздо скучнее.
– А на чём передвигаетесь внутри стран? Только автостопом?
– Когда как. Если есть интересные предложения на поезда, самолёты, выбираю их. Я не убеждённый автостопщик.
– Визы всегда без проблем дают?
– Да, проблем не было. В странах Латинской Америки в большинстве визы не нужны. Россиянам там рады и на границе дают 90 дней для нахождения в стране. Этот регион лёгкий в плане путешествий.
– На каких языках общаетесь?
– Я говорю на английском, испанском, немного на португальском. Изучил его, пока был в Бразилии. Но всё-таки там больше говорят на испанском.
– А можно путешествовать без денег?
– Можно, но мне комфортнее с ними. С пустым карманом не советовал бы. Я встречал некоторых наших соотечественников, вот в Корее буквально две недели назад. Сидят здоровые парни с табличкой «Мы путешественники, дайте нам денег». Ну это странно, конечно.
– А какая сумма примерно уходит в месяц?
– Ну это очень приблизительно. Есть страны дешёвые, есть дорогие. Но за всё время вот этого путешествия я потратил около 12 тысяч долларов за 27 месяцев (~ 770 тысяч рублей).
– В общей сложности сколько стран посетили за жизнь?
– Около 75.
– А цели какие преследуете? Или просто мир повидать?
– Цели есть, и они всегда разные, в том числе и научно-познавательные. Я пишу книги, статьи. У меня готовится к изданию четвёртая книга. Одна – путеводитель для туристов по Абхазии. А остальные – это описание моих приключений.
Ещё одна цель – волонтёрство. В Непале, например, я работал учителем математики, физики, географии, английского языка в школе. В этом путешествии был волонтёром в Гватемале, помогал в лечении индейцев. Ну как помогал… Не лечил, а сделал для клиники программу для учёта населения и лекарств. Они там не помнят даже, как детей зовут, когда они родились. Мама не помнит про своих детей.
– Это коренные индейцы?
Да, оставшиеся племена, которые сейчас пытаются сохранить.
В Буэнос-Айресе на олимпиаде юношеской переводил. Вот, штаны оттуда. В амазонских джунглях помогал циркачам строить дом. Разные истории были. Я всегда стараюсь заниматься чем-то с местным населением, чтобы полностью погрузиться в атмосферу местности.
– Бывало ли, что нуждались в медицинской помощи? Как решали?
– Мелкие происшествия бывали, например, зуб надо было удалить в Бразилии. Но там бесплатная медицина, так же, как и в Аргентине. Пару раз отравился какой-то дрянью, но в целом повезло.
Страховку я сделал, но она действовала буквально месяц после пересечения границы Российской Федерации. Если делать её длительной, то это выйдет очень дорого и дешевле будет из любой точки планеты домой улететь. Ну если что-то серьёзное произошло.
Ещё перед отъездом всегда делаю все возможные прививки: от гепатитов, брюшного тифа, жёлтой лихорадки. Всё, от чего можно привиться, делаю. От малярии нет прививки, и в амазонских джунглях я боялся ею заболеть. Потому что, переболев ею, нельзя сдавать кровь. А я почётный донор Москвы и хочу стать почётным донором России.
– На берегах Амазонки… Там же специфичная фауна, змеи, насекомые. Вы боялись?
– Неприятно бывало, когда попадались змейки, пауки странные.
– Они не нападали?
– Нет, скорее, я на них натыкался.
– А анаконду видели?
– Не знаю, была ли это анаконда, я не разбираюсь особо. Но наткнулся как-то раз на змею, метров 6 длиной, такая жирная, толщина тела больше моей ноги. Но она была вялая: то ли жарко ей было, то ли устала. Я тронул её ногой, проверить живая, нет.
– Вы один там были, без проводников?
– Конечно, я почти всегда один хожу.
– Я, например, вижу подобные путешествия из программы «Орёл и решка», там ведущие, естественно, ходят с проводниками. Однажды они там анаконду спасали.
– Нет, я не спасал анаконду, но спасал пингвина. Мы ехали по южной части Патагонии. Там есть магеллановы, королевские и императорские пингвины. Они мигрируют на время из Антарктиды в южную часть Южной Америки. Туда-сюда плавают, в зависимости от сезона их можно там увидеть. Мы нашли раненого пингвина: то ли животные на него напали, то ли лопастью лодки повредило. Шея перебита была. Ну мы отвезли его на станцию, спасли.
– А вообще вы лезете в опасные места, реки?
– Принципиально нет, конечно. Бывает, куда-то иду, а тут река. Моста нет. Беру вещи в герметичный мешок и перехожу. По пояс, по шею в воде. Ничего особенного не случалось. А у одного знакомого жук забрался под кожу и ползал там. Потом его врачи доставали.
– С какими табу встречались?
Есть конкретные табу, связанные с риском для жизни, в племенах, которые ещё не видели белого человека или увидели его совсем недавно. Если ты идёшь по тропе без проводников из того племени и видишь копья перекрещённые, то за них заходить уже нельзя. Аборигены могут применить санкции и убить.
– А в гостиницах останавливаетесь?
– Да, конечно. Если город крупный, интересный, например, в Перу город Куско – древняя столица инков – там я остановился на неделю и изучал достопримечательности. У меня нет запрета на гостиницы. Стараюсь и у местных пожить, но бывает, что переполняется эмоциями мозг, и нужно очиститься.
– А как попадаете к местным?
– Через специальные сайты. В маленьких поселениях сами приглашают. Никаких проблем, особенно, если знаешь испанский.
– Что-то привозите из поездок?
– Для себя только монеты, я их коллекционирую. За это путешествие отправил уже пять пакетов монет домой со знакомыми. Чаще делюсь тем, что есть. В начале путешествия у меня с собой много монет советских, открыток. Я отправляю открытки из тех мест, где бываю, сотнями: друзьям, знакомым, незнакомым людям, которые пишут мне в соцсетях.
– Где ещё не были и куда обязательно поедете?
– Куча мест. Африка почти необъезженная, в Австралии не был, хотелось бы в Монголию. Из бывших республик СССР не был только в Киргизии, надо этот регион закрыть. Интересно побывать в Бутане, Мадагаскаре, Северной Корее, Мьянме. В Латинскую Америку вернусь, конечно, но лет через 10.
– И напоследок: с чем путешествуете?
– У меня есть палатка, спальный мешок, компьютер – я много пишу, общаюсь, смартфон – уже четвёртый в этом путешествии. Один украли, один утонул. Но это издержки.
Поскольку хожу я очень много - города типа Читы и даже больше я полностью обхожу пешком - то ботинки вот тоже меняются. Это уже одиннадцатая пара за 27 месяцев.