В последний день июля Читу затянуло дымом от лесных пожаров в соседних Бурятии и Иркутской области. На следующий день, 1 августа, ситуация не изменилась. Плохая видимость с утра сбила ритм работы читинского аэропорта, вынудив его отказаться от приёма самолётов. Исключение сделали только для борта с федеральными министрами, которые летели в качестве свиты премьера Дмитрия Медведева. Что вообще происходит, и чего ждать читинцам дальше?
В дыму полстраны
Пока Чита весь июль наслаждалась чистым небом, периодически прячась под зонтом, остальная Сибирь задыхалась. Лесные пожары, действовавшие на севере макрорегиона, в основном в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области, разрослись до таких масштабов, что, начиная с середины месяца, дым от них начал затягивать один город за другим в сторону европейской части страны.
С 15 июля в серую пелену погрузился Красноярск, за следующую неделю — Усть-Илимск, Иркутск и Братск, Омск , Томск, Новосибирск, Тюмень.
Перевалил Урал и пошёл в сторону столицы. Накрыл Уфу, Ижевск, Ульяновск. Дальнейшего распространения дыма из местных СМИ пока не видно.
О наших пожарах узнали и за пределами страны. С 29 июля проблемы со свежим воздухом возникли в Казахстане, с 30-го — на Аляске, с 31-го — в Монголии.
В чём проблема?
Случилось так, по мнению Гринписа и общественности, из-за отказа от тушения пожаров из-за экономической нецелесообразности - расходы превышают ущерб.
«Власти регионов приняли решение не тушить пожары, которые находятся в так называемых зонах контроля, а на них приходится более 90% горящих площадей. Зоны контроля — это территории, на которых природные пожары можно не тушить, если расходы на тушение превышают предполагаемый ущерб. Если в зоне контроля возник пожар, региональные власти вправе принять решение, что его тушить экономически нецелесообразно», - объяснял Гринпис ситуацию ещё неделю назад.
Гринпис говорит о нормах статей 81-84 Лесного кодекса РФ и приказе Минприроды России от 8 октября 2015 года, скорректировавшем правила тушения лесных пожаров. Именно эти документы позволяют региональным властям забывать про горящий лес.
Горит площадь Бельгии
На 31 июля в Сибири горело без малого 3 миллиона гектаров — это площадь Бельгии. При этом тушат власти только 3,5% от всей площади или 107 тысяч гектаров. Из них 2,2 миллиона гектаров горят в Красноярском крае и Якутии.
Конкретно в Забайкальском крае площадь лесных пожаров превышает 20 тысяч гектаров — все они в северных районах — Каларском, Тунгокоченском, Тунгиро-Олёкминском. Краевые власти отказались их тушить, сославшись на экономическую нецелесообразность.
В Иркутской области и Бурятии, дым откуда нанесло в Читу, ситуация похуже. В Приангарье огнём охвачено 707 тысяч гектаров, тушат около 10%. В Бурятии — 41 тысяча гектаров, там также, как и у нас, практически совсем решили забыть про них.
Обкакались и молчат
Вместе с дымом по России распространялась информация о лесопожарной катастрофе в Сибири и её причинах. В условиях, когда федеральные СМИ заявляют об успехах государства в разных сферах от сельского хозяйства до военной промышленности, людей несколько напряг отказ от тушения леса из экономии.
Постепенно дошла эта озабоченность и до известных россиян, которые массово начали записывать в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) обращения к властям с требованием начать тушить Сибирь.
Есть более сдержанные обращения, как у рэпера Басты.
Есть более гневные с издёвкой, как у юмориста Ильи Соболева.
Юморист Семён Слепаков, как и всегда, был особенно жесток по отношению к чиновникам.
Более конструктивно поступил Гринпис, создавший петицию с требованием начать тушить леса. В частности, он настаивают, что в так называемых зоны контроля, где по нормам тушить пожары не обязательно, попало много населённых пунктов, чего быть не должно. Организация призвала пересмотреть эти зоны и привлечь к тушению больше сил. На данный момент петицию подписали больше 320 тысяч человек, сделать это можно по ссылке.
Реакция властей изначально было строго невозмутимая — есть закон, его придерживаемся, всё норм. Дошло до того, что губернатор Красноярского края Александр Усс 29 июля заявил, что тушить лесные пожары на севере то же самое, что пытаться растопить айсберги, чтобы зимой было теплее. И вообще, это «обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».
При этом Минприроды 30 июля сдало назад, заявив, что зоны контроля пересмотрят к 19 августа. А спустя день личным распоряжением Владимира Путина решено привлечь к тушению военных.
Что Чите ждать дальше?
Ждать, что лес потушат, особо не стоит. Во-первых, власти не очень старались это делать уже несколько недель с прихода дыма в крупные города. Во-вторых, даже если начнут тушить, сделать это на труднодоступном севере Сибири сейчас, когда площадь разрослась до 3 миллионов гектаров, почти невозможно. Остаётся надеется только на дожди, но пока и они не очень помогали.
Помочь решить проблему дыма конкретно в Чите могла бы погода, прибив дым к земле, но синоптики их пока не ждут. Но и дожди могут быть лишь временной мерой, так как читинские осадки не смогут потушить пожары в Иркутской области и Якутии.
Пока же могу предложить только максимально обезопасить себя и своих близких от вредного воздействия дыма, Роспотребнадзор для этого уже дал рекомендации.