Копающийся в мусорном баке человек у многих вызовет отвращение. Алкаш? Наркоман? Тунеядец? Хотя за его спиной могут быть десятки, сотни попыток вернуться к нормальной жизни, мы осудим его заранее. Читинцы Евгений и Александр, встретив на улице бездомного дядю Ваню, решились изменить его судьбу. Теперь у них – целый видеопроект по помощи тем, кто остался без дома, который называется «Одни из нас».
Старые деревянные ступеньки скрипят. В бараке ощущается застоявшийся запах. В квартире дяди Вани по-своему уютно. Потрёпанный диван, пара табуреток, потемневшая хозяйка кухни – печка. На коленях жены дяди Вани, Ольги, пушистым комочком свернулся котёнок. Мурчит. Малыша семье подарили соседи. И кошку наперекор всем Муркам, Васькам и Анфискам назвали Мышкой.
Теперь дядя Ваня и Ольга живут здесь, в своём новом доме. Грязные мусорные баки, промокшие под дождём матрасы и морозный ветер остались где-то за этим прозрачным окном – далёкие, кажется, что и не с ними это всё было.
«В колею вошли. Тянет иногда из неё выскочить. Но держимся. Думаю, пару месяцев, и освоимся. С товарищами прошлыми не общаюсь. Зачем мне это? Не хочу я из-за них к прошлой жизни вернуться», - улыбаясь говорит дядя Ваня. Улыбка у него тёплая. Как и у всех пенсионеров, впрочем.
Женя и Саша нашли для семьи квартиру в бараке недалеко от стадиона СибВО. Совсем не хоромы, зато сумма аренды вполне подъёмная для пенсионеров – по 6 тысяч в месяц. Одежду семье собрали неравнодушные люди. Посуду, чайник, плиту купил Евгений. Когда-то и подумать не мог, что сможет изменить жизнь сразу двух людей.
Только и его жизнь когда-то изменилась спонтанно. Парень пережил тяжёлую аварию. В один миг всё перевернулось с ног на голову.
«Мне перестала нравиться моя жизнь. Она может оборваться в любой момент. А мы живём – утром на работу, вечером поужинали, и спать. Не нравилось мне это», - говорит Евгений и смотрит пронизывающе так, что чувствуешь каждое слово.
И мысли материализовались. Гуляя по городу, Евгений встретил бездомного. Разговорились. Оказалось, у седобородого дедушки в очках, который представился дядей Ваней, есть жена, которая пережила инсульт и теперь вся левая сторона тела у неё парализована. Вот – он шанс. Меняй жизнь.
Из барака мы поедем на «батарейку» (район Батарейный). Дядя Ваня покажет каждый уголок. Ностальгия в глазах? Нет, кажется, счастье. Сюда он больше не вернётся. А если и придёт, то только за тем, чтобы таким, как мы, показать своё прошлое жильё. Да и можно ли его назвать жильём?
В лабиринте оранжево-ржавых гаражей за сочными листьями пырея и колючей крапивы спрятался люк. Сложно подумать, что там может кто-то жить. Вход в убежище будто для худышек. Поместиться внутри с комфортом могут двое. Остальное место занято вещами.
Зимой в убежище тепло – градусов 25. И всегда есть горячая вода. Для Ольги дядя Ваня сколотил лежанку, принёс матрас и одеяло. Сам спал у стены возле входа и вздрагивал от каждого шороха. Уж очень хорошее место они заняли – другие бездомные то и дело пытались его отвоевать. Защищал. До синяков. Поэтому, когда переехал в барак, первое время спал по 14 часов – высыпался.
По мокрому после дождя песку, перепрыгивая лужи, идём в лес. Дядя Ваня ведёт по знакомой тропе. Здесь он может пройти с закрытыми глазами. Слева бурлит канализационная труба, а на кроссовки налипает грязь. Справа пронизывающе стучат вагоны проезжающего неподалёку поезда. С визгом колёс в голове начинают роиться мысли – не могут люди здесь жить…
Дядя Ваня на минутку остановился: «Здесь наша собачка похоронена», - показывает он на спрятанный в кустах пригорок, украшенный цветами. Пёс Тима прожил с ними 3 года. Маленький белый верный друг всегда был рядом. Однажды ночью Тима подрался с другими собаками. И уже не вернулся домой.
«Вон там на горе мы землянику собирали», - показывает дядя Ваня, пока мы подходим к так называемой кухне. Глубоко в кустах на земле разбросаны разноцветные пакеты, коробки и фантики. Рядом – очаг. Здесь бездомные готовят еду. Здесь ещё несколько месяцев назад кипятил на костре воду и сам дядя Ваня.
– Вот она – бродячая жизнь, – говорит Женя.
– Вольная, – поправляет дядя Ваня.
Чуть дальше – «дом» кого-то из местных. Они, по всей видимости, уйдя в город за пропитанием, забыли накрыть матрас плёнкой. Августовский дождь никого не спрашивал. Пришёл и намочил всё добро.
Есть здесь столик и стулья. Рядом с ними стоят мужские ботинки. Наверное, когда вернётся хозяин, он переобует свои промокшие ноги в них. Будет сидеть на этом стуле и подогреет на костре чай. Вздохнёт на промокшие вещи и станет их сушить.
Сколько их таких по всему городу? Но дядю Ваню знают многие. Только он к ним возвращаться не хочет. Не подведёт Женьку, который когда-то в него поверил.
Дяде Ване и Ольге Евгений и Александр восстановили паспорта. С бюрократической волокитой пришлось повозиться, но этот бой они выиграли. Потом сумели оформить семье пенсию. Дядя Ваня с женой, кажется, и сами меняться рады.
«Месяц у них не был. Приехал, а они дома коврик постелили, чистенько. Помылись, в квартире шампунем пахнет. Подумал – живут же как-то, без меня живут. Продукты у них разные бывают. Как-то приехал, у них арбуз стоит», - рассказывает Евгений.
Следить за тем, чтобы пара не вернулась к прежней жизни парень не собирается. Говорит – это их выбор. Корить не станет. Он лишь просто был одним из тех, кто не пошёл мимо.
Семья заехала в новый дом 19 мая. А уже через 6 дней дядя Ваня отпраздновал свой 66-й день рождения. Может быть, он загадал новую жизнь. Никогда не поздно всё изменить, даже если тебе 66. Наверное, будет долго вспоминать, как в 2010-м потерял паспорт, как лишился всего, как много лет жил на улице. Теперь рядом кошка Мышка и любимая жена, с которой через столькое прошли – кажется, желание сбудется.