Читинец Роман Холмогоров проехал на велосипеде из Москвы в Читу за 87 дней. Он отважился махнуть рукой на привычно-рабочее и надоедливо-суетное и рванул сквозь несколько тысяч километров протаптывать колесом хрустящий песок дорог, взахлёб дышать каждым сантиметром пыльного пути, впитывать мудрость зелёного леса и спокойствие рек. Так кто он – безумец или смельчак, умеющий жить по зову мечты?
– Откуда появилась идея такого путешествия?
– Я вообще люблю путешествовать. Езжу часто. Начитался различных путешественников, их историй и заразился этим. В прошлом году парень из Жуковска проехал во Владивосток почти тем же маршрутом, которым ехал я. Вот я и подумал – почему бы и нет.
– До этого куда ездил? Тоже на велосипеде?
– На велосипеде дальше Арахлея не ездил. У тех, кто решился на путешествие на дальние расстояния, был опыт за плечами, а мне надо было хотя бы иметь опыт поездки из Читы до Байкала. Но я до этого только в походы ходил, в экспедиции.
– Как родные отнеслись к идее?
– Скептически. Сказали: «Доедешь до первого города и сворачивайся садись на поезд». В принципе родные далеки от этого.
– Что с собой взял в поездку?
– Старался по-минимуму брать. Из вещей: термобельё, куртка непромокаемая, штаны, аптечка, щётка зубная, паста, мыло. Запчасти для велосипеда и кемпинговые принадлежности – горелку, подушку, спальник. Палатка была самая дешёвая, самая лёгкая.
– Сколько времени ушло на поездку?
– Выходит, 87 дней. План был проезжать 100 километров в день. Буквально 2 или 3 дня было, когда я не делал по 100 километров – из-за дождя или отдыха.
– Как же работа, семья? Как бросить всё и уехать почти на 90 дней?
– Работа сейчас действительно в небольшом упадке, надо снова возрождать. Три месяца меня не было, этого оказалось достаточно, чтоб появились проблемы.
– В поездке возникало желание бросить всё и пересесть на поезд?
– Многие спрашивают меня об этом. Даже сами путешественники говорят, что наступает такой момент. Я всё ждал его, но он почему-то не наступил.
– Уставал крутить педали часами?
– В начале путешествия сразу ноги растянул. За 2 недели они зажили, и больше ничего не болело. Наоборот, открывалось второе дыхание. Порой ложился в палатку, и думал: «А что мне мешает сейчас встать и в ночь поехать?». Ночью красиво ездить, но опасно – видимость плохая.
– Ты многое успел повидать. Какие преимущества Забайкалья можешь выделить?
– Красивая природа. Если не уезжать за пределы федеральной трассы, то в Забайкалье покрасивее виды, чем в других регионах. В Улан-Удэ, конечно, Байкал красивый.
– Где самые плохие и самые хорошие дороги?
– Рядом с Байкалом есть городок Бабушкино. Там идёт ремонт, но, кажется, он там никогда не заканчивался. На западе тоже много плохих дорог. В районе Перми тоже отвратительная дорога. Под Красноярском хорошая дорога была и после Нижнего Новгорода.
– А самые гостеприимные люди?
– Тяжёлый вопрос. Везде одно и то же. Если судить по хостелам, Тюмень, может, Казань. Всё зависит от работников хостела. Везде нормальные люди. Бывают, конечно, навязчивые. Когда ты хочешь отдохнуть, а с тобой разговаривают.
– Что точно будет долго помниться?
– Ночёвка в палатке в лесу. Когда ночью ставишь палатку в новом месте – всегда лотерея. Заезжаешь в лес, темнота. Утром просыпаешься и смотришь, где ночевал. Дремучие леса, тьма, ветки, и там надо как-то переночевать.
– Как встречали в разных городах?
– Водители сигналят, палец вверх держат. В Чите сигналили меньше. Люди, может, и не знали, что я еду. В других городах видели на майке надпись «Москва – Чита», им было интересно.
– Майку как придумал?
– Вообще не думал такую майку делать. Приехал в Пермь и решил написать. Там зашёл в студию, напечатали.
– Какие места старался посещать?
– Обязательно центральный район, так называемый Арбат, где люди гуляют. В каждом городе почти такие есть. Основные достопримечательности посещал.
– Много ли путешественников встретил?
– Иностранцев много встретил. Может, 5-6 велосипедистов. Встретил парня, который из Магадана в Нидерланды ехал. Это было после Тюмени. У него был уже такой дикий взгляд, ужас на лице отражался. Сгоревший, весь чёрный, как кочегар. Он, видимо, подумал, что я иностранец, подъехал ко мне. Узнал, что я русский, снова загрустил. Мне его жалко стало. Но порадовался за него, что уже к Тюмени подъезжает.
– Сколько денег на поездку ушло?
– Не считал, но много. Каждый день тратил рублей 600-700 на еду. Ещё ремонт велосипеда. Плюс билеты. Думаю, порядка 150 тысяч рублей.
– Пробовал местную еду в разных регионах?
– Как таковой местной еды нет. Она везде одинаковая. Обрадовался, когда в Иркутске стали появляться позные, потому что везде была какая-то сомнительная еда – стараются экономить на её качестве, весе. Позы в Бурятии порадовали.
– Как телефон удавалось зарядить?
– Это был постоянный квест под названием «заряди телефон». У меня было два плеера, переносной зарядник и второй телефон. Приезжаешь в кафе как дикий с кучей «зарядников» и заряжаешь по чуть-чуть.
– Какие-то заметил проблемы в разных регионах?
– Проблемы маленьких городов. Казалось бы, из маленького городка можно что-то нормальное сделать. Но они все в ужасном состоянии. В Канске меня остановили репортёры. Говорят: «Городу нужны позитивные новости». Я им начал про разные ужасы в дороге рассказывать. Они говорят: «Что-то у нас какое-то грустное интервью получается». А вообще, трудно за пару дней составить о городе впечатление.
– Но вот один блогер успел за несколько дней составить образ Читы, назвав её мусорной столицей.
– Он с этой целью и ехал. А я, наоборот, хотел в городах что-то красивое увидеть. Можно было и чернуху замечать, её достаточно. Но я акцент на этом не делал. Насмешили исторические города – они привлекают туристов своими историческими достопримечательностями, стараются либо новые делать, которые не имеют отношения к истории, либо камуфлируют настоящие. В Казани кремль есть. Они покрыли башню штукатуркой, покрасили в кирпичный цвет и кирпичики нарисовали.
– Какие сувениры привёз домой?
– Вообще ничего не привёз (смеётся). Мне нужен был лёгкий рюкзак, а магниты принципиально не покупаю, не люблю их. Друзьям не вожу, считаю, что самому нужно побывать в этих местах, а не на магнит смотреть.
– В поездке пришло какое-то осознание, истина, чего все ищут в таких путешествиях?
– Пока ничего не осознал. Пустая голова. После таких поездок обычно начинаешь потихонечку привыкать к жизни. Начинаю очеловечиваться. Всё из головы вылетело, привыкаю к людям опять.
– Когда люди узнавали, что вы из Читы, как реагировали?
– На западе про Читу никто почти не слышал. А здесь, ближе к нам, у всех мнение, что Чита – не особо хороший городок, с преступностью, АУЕ. Все, кто попадался, ничего хорошего не говорили.
– Каких ошибок посоветовали бы не допускать путешественникам?
– Поменьше еды брать. Люди заморачиваются, боятся остаться без воды и еды. Везде можно купить. Через каждых 30-50 километров есть какие-то кафе, магазинчики. Можно воду не везти с собой. И не бояться остаться без помощи человеческой.
– Почему поехал один, не взял напарника?
– Надо обязательно одному ехать. В компании либо ты – якорь, либо твой напарник. Надо подстраиваться под ритм, неудобно же. Надо быть самодостаточным и не бояться одиночества. Опять же интернет постоянно есть, ты созваниваешься и списываешься с родными.
– Планируете повторить что-то подобное?
– Каждый раз мысли такие посещают. Хочу во Вьетнам. Мечтаю съездить в Азию на велосипеде – в Китай, во Вьетнам, Таиланд, можно в Малайзию уехать. Можно поехать отсюда осенью, а приехать туда в лето.