Есть на земле места, где встречаются друг с другом самые непохожие природные ландшафты, сплетаются воедино различные пути-дороги. Издревле притягивают такие места разных людей, которые приходят сюда, живут, воспитывают детей, умирают, а потом уходят, уступая место другим, после чего всё повторяется заново.
В нашем крае одним из таких мест является исток Шилки, где две великие забайкальские реки Ингода и Онон, встречаясь, рождают в слиянии своих вод древний Силькарь.
С глубокой древности пёстрой мозаикой рассыпались по здешним берегам поселения, могильники, культовые места – всё, что связано с жизнедеятельностью человека. Стоит лишь присмотреться внимательнее и можно самому увидеть следы пребывания здесь людей. Там где обычный человек увидит лишь груду камней, подготовленный исследователь прочитает целую историю.
Вот группа плиточных могил недалеко от села Казаново. Наши предки называли их маяками, столь поэтичное название эти каменные сооружения получили благодаря своей отдалённой схожести с морскими башнями, сберегающими корабли в море. Плиточные могилы были оставлены здесь неизвестным народом, за которым исследователи закрепили название «плиточники».
Кстати, одними из первых здешний могильник заметили русские первопроходцы. Суровые мужики, чьей задачей было освоение раннее неизведанных земель, не заинтересовались каменными «оградками». Зато необычные строения заинтриговали учёного и путешественника Герарда Миллера. Он развернул здесь настоящие археологические раскопки.
Оторвавшись от созерцания могильника, бросьте взгляд на неспешную спокойную Шилку. Она приютила на своих берегах первых русских людей, волею судеб оказавшихся в Забайкалье. О них говорят названия географических объектов и населённых пунктов, оставшиеся с XVII-XVIII веков, когда первые приехавшие с «большой земли» осваивали не всегда гостеприимные и благодарные места.
Уже упомянутое село Казаново в старину называлось Городищенской слободой и стало одним из старейших забайкальских сёл. На его окраине до сих пор можно увидеть фундамент каменной Введенской церкви, где в XIX веке встречали в этот мир крестинами и провожали отпеванием жителей слободы и всех ближайших деревушек. Нашёптывают предания ушедшего и сохранившиеся могилы старинного казановского кладбища, вросшие в землю камни хранят покой наших предков.
Шкурой огромного зверя расстилается по Шилкинскому берегу разнотравье. Ведёт цветастым ковром к станции Онон, в окрестностях которой спряталось городище древних шивейцев. Шивейцы жили в полуземлянках, от которых остались только с трудом читающиеся полукруглые запа́дины.
Исток Шилки стал началом не только великой реки, но и судеб множества людей и народов в разные времена живших здесь. Пёстрым узором сплелись они в единое полотно. Некоторых мы читаем как открытую книгу, тайны же других нам только предстоит разгадать в будущем. Этим и притягивают эти места специалистов и любителей истории родного края. Где как не здесь можно почувствовать дыхание родной земли и близость ушедших веков и тысячелетий.