Представители Байкальского межрегионального управления госавтонадзора федеральной службы в сфере транспорта и забайкальские перевозчики встретились в Чите 20 декабря, чтобы подвести итоги года. Центральной темой стали последствия страшных ДТП, случившихся в Забайкальском крае в 2019-м. Встреча нужна была и для поиска способов предотвратить новые аварии, а самое главное - услышать друг друга.
За месяц в Забайкалье случилось несколько серьёзных ДТП. Вечером 13 ноября четыре человека погибли и трое оказались ранены после столкновения Lexus и Honda Prelude, а на следующий день водитель маршрутного микроавтобуса влетел в самосвал, от удара автобус вылетел на встречную полосу и столкнулся с ЗИЛ-130. Погибли семь человек, двое пострадали. В декабре автобус Kia Granbird сообщением Чита — Сретенск с 43 пассажирами в салоне рухнул с моста через реку Куэнга в Сретенском районе. Девятнадцать человек погибли, среди них — двое детей.
«Либо мы автобусами вас заменим, либо вы начнёте работать»
Председатель комитета городского хозяйства Читы Константин Суздальницкий много говорил о том, с какими проблемами сталкиваются забайкальцы, заходя в общественный транспорт. Это и нарушение режима, и грубое поведение водителей, и низкие температуры в салоне.
«Мы прекрасно осознаём, что в городе с транспортным обслуживанием не всё в порядке. Вечером уехать невозможно, утром залезть в автобус невозможно. Пришёл человек, который показал видео, как в одном пазике едет 70 человек», — рассказал Суздальницкий.
Он попросил сотрудников ГИБДД проверять перевозчиков, выходят ли они на маршруты в вечернее время: «Давайте заведём практику раз в неделю выходить в рейды по соблюдению расписания. За год все 70 маршрутов проверить на соблюдение расписания в вечернее время. Пусть это будет сюрпризом, не будем предупреждать перевозчиков, день будет неожиданный, маршрут неожиданный. Я просто не понимаю, как ещё заставить выполнять свои обязательства».
А потом пригрозил недобросовестным перевозчикам, что заменит их маршрутки автобусами: «Давайте выходить из этого средневековья, давайте оснащать транспорт возможностью безналичной оплаты, следить за маршрутом. Давайте гонять водителей до 22.00, как это положено. Либо мы автобусами вас заменим, либо вы начнёте работать».
Суздальницкий рассказал, что город, да и край в целом, усиленно работает над созданием комфортных условий для пассажиров. В этом году на маршрут вышли 11 новых автобусов, в следующем обещают выпустить все 77.
Скоро в Чите появятся и умные остановки с картами, USB-зарядками, всевозможными системами информирования. На несколько обычных остановок планируют установить в качестве эксперимента информационные табло: «Посмотрим, как это работает при нашем климате и с нашими людьми. Думаем, большую часть проблем с остановочными пунктами должны закрыть».
Мы работаем на своих горбах
Заседание прошло за перечислением сотен нарушений, которые находят у перевозчиков. Не согласился с высказываниями директор Нерчинского автотранспортного предприятия Михаил Цаплин. Умные остановки и критика – хорошо, но где же ответная помощь?
«Да, есть неответственные перевозчики. А есть те, которые душой и телом болеют за пассажиров. Это бизнес сложный, но без поддержки. Предпринимателю сегодня очень сложно. С предпринимателя требуется всё, а где поддержка? Мне только 500 литров в день нужно, чтобы заправить транспорт. Если буду брать вторую смену, через месяц я просто сгорю. И останется город и район без общественного транспорта. Раньше все перевозки были убыточными, и они всегда дотировались. Сегодня мы просто работаем на своих кредитах, на своих горбах», — возмутился Цаплин.
Упомянул он и плохие дороги, по которым вынуждены ездить водители: «Почему-то никто не спрашивает с дорожников. Ездим по ухабам невыносимым. Это тоже безопасность. Почему-то я на линию должен выпустить всё по законодательству, а дорожники могут то прогрести, то не прогрести. А предприниматель должен идти, топтать пороги: «Проскребите». Резина изнашивается».
По словам Цаплина, он согласен, что с перевозчиков нужно спрашивать строго, но попросил уделять внимание всем, кто причастен к безопасному движению на дорогах. Зал аплодировал.
Властям предстоит ещё много анализировать, делать выводы и устранять недочёты, ведь несколько аварий унесли жизни 30 человек. Диалог с перевозчиками - одна из возможностей услышать точку зрения тех, от кого напрямую зависит безопасность пассажиров. Остаётся надеяться, что эта встреча - первый шаг к переосмыслению.