Мечта ивановской девчонки о профессии учителя разбилась - после смерти матери сироте из многодетной семьи пришлось кормить себя парикмахерским делом. Но призвание взяло своё, долгие годы она учила людей и мастерству, и любви к прядочке, а главное - любви к людям.
Галина Алексеевна Белова встречает нас так, как будто не знает, почему заинтересовала журналистов. Старомодно спрашивает, с улыбкой склонив голову, чем может быть полезна? В этой фразе она вся - её вежливость, желание помочь и лёгкое кокетство. Именно с этим она 17 лет встречала клиентов в парикмахерских Читы и именно это почти 30 лет передавала будущим мастерам.
«Мы, ивановцы, в Читу приехали в 1963 году по месту службы мужа. У нас был трёхлетний ребёнок, но про жизнь я не буду рассказывать - это не надо. Давайте сразу про работу. Я пошла посмотреть парикмахерские, чтобы знать, куда можно устроиться, потому что не работать - нельзя. Ощущения, надо сказать, не самые приятные. Все парикмахерские были при банях и затрёпанные. Вам, наверное, в журналистике не надо таких слов употреблять, лучше напишите - вида не было», - морщится Галина Алексеевна.
Тогда её удивляли и потрёпанные кресла, и надевающиеся через голову накидки, и ручные машинки — лягушки, как их называют на профессиональном жаргоне. Работающие до сих пор парикмахерские «Молодость» на Бутина и «Аэлита» на Амурской тогда ещё не открылись. И Белова пошла работать в «хлевушечку» около кинотеатра «Родина».
«Напарниками у меня были два еврея. Они всё время мне говорили - хорошо работаешь, но перестань говорить прОхОдите, пОжалуйста. Оканье-то моё, говор ивановский, никуда не деть, но я отвечала - всё уйдёт», - посмеивается Галина Алексеевна. Протяжный говор не ушёл до сих пор. Может быть, и слава богу, потому что позже на него обратили внимание.
«Отработала я годок, достроилась «Молодость», и меня перевели в неё. Парикмахерская была большая, на 12 кресел, работали с молоденькими смежниками. Обучения единого тогда не было - как научился у кого-то, так и работай. Я потрудилась там ещё годок, поднакопила клиентов. И в это время всей службой быта - часовыми мастерскими, обувными, ателье и так далее - в Чите стал командовать Анатолий Сергеевич Иванов, отличный руководитель. Он организовывал обучение, так как раньше мастера учились только друг у друга. И кто-то в управлении бытового обслуживания сказал, чтобы учить взяли ту, которая на О говорит», - вспоминает Белова.
«Маленечко грубоватая окантовочка»
Учебный комбинат, куда пришла работать Галина Алексеевна, находился на Большом Острове. В бараках организовали классы, где будущие часовщики, сапожники и закройщики постигали ремесло. Парикмахеров тоже учили с азов: как орудовать опасной бритвой, как править её на ремне, как отбить сам ремень.
«Это такое мастерство! - восторгается Белова. - Не было ведь раньше станков. Помню, приходилось брить грузина - надо пену помазком взбить, горячим полотенчиком ему лицо распарить, снова пену нанести, иначе его никакая бритва не берёт».
Однако без практики все эти навыки были бы пустой тратой времени. Чтобы учеников допустили до клиентов, Беловой приходилось идти на хитрость, уговаривать мастеров: «Миленькая Мария Ивановна, возьмите у меня двоих практикантов, а я вам буду помогать».
Через 14 лет Белову снова вызвали в управление и предложили должность главного инженера-технолога Читинской области по парикмахерскому делу и обязанность - повышение квалификации работающих мастеров. Это, как признаётся она, посложнее, чем обучение новичков.
«Опять начала хитрить. По парикмахерским и искала офицерских жён, которые с Запада приехали. Выбирала их не потому, что они приезжие, а потому, что умели они работать с инструментом, умели к людям подойти. Меня многие из-за этого и помнят. Я всегда говорила - раз к вам человек пришёл, вы его любите, вы прядочку любите, а не просто схватили и пошли стричь. И с клиентом надо разговаривать любя. Не надо говорить, что окантовка деревенская, а любезно - у вас маленечко грубоватая окантовочка, давайте я вам сделаю лучше», - руки Галины Алексеевны на этих словах словно держат голову клиента.
Новоиспечённые технологи во главе с Беловой стали ездить по семинарам. Объехали 13 городов. Управление бытового обслуживания не жалело денег на командировки во Владивосток, Новосибирск, Сочи и даже Киев, чтобы привезти оттуда новые знания для читинцев. Сама Галина Алексеевна побывала даже в Германии - училась работать с препаратами для окраски и лечения волос.
Когда наступили 90-е, сапожники, портные и прочие мастера разбежались из-под крыла службы быта. Технологам парикмахерского дела оставили небольшую комнатку в комбинате бытового обслуживания, но их будущее оставалось под вопросом.
«В 2000-х к нам пришёл Андрей Анатольевич Тарасов. Говорит: «Ребята, у вас скоро всё закончится, даже место отберут. Идите к нам». А куда? Мне 65 лет, куда я пойду? У меня тогда начали ноги болеть, но я ещё вертелась. Поэтому и пошла, чтобы до последнего дыхания. Чтобы отдать всё, что могла, - Галина Алексеевна на минутку замолкает, поднимает подбородок, будто желая справиться с внезапной слезой, и продолжает беззаботно. - Андрей выбрал лучших, создал шикарный центр подготовки. Мастера из «Галанта» Галина и Евгения - очень умелые, занимали призовые места на международном и европейском конкурсах. Мы в своё время этого не смогли добиться».
«Не работать нельзя» и «Нельзя не любить свою работу», - две истины, на которых твёрдо стоит Галина Алексеевна, по нужде попавшая в профессию, но связавшая с нею большую часть жизни.
«В Иваново семья была большая, нас у мамы пять человек. Меня мама родила в 42 года, а умерла на 57-м. Я сидела в нашем дворе, проходит мимо соседка: «Галинушка, что ты плачешь?» А чего же мне делать - у меня ни рубля, ни профессии, ни-че-го. Она меня позвала в артель инвалидов, тогда они вместо службы быта работали. От неё меня отправили учиться. А я всегда хотела учить, даже в школе меня преподаватели всегда оставляли за себя. Но полюбила свою профессию и осталась в ней. И ничуточки, мои родные, не пожалела. Но мечта моя всё равно исполнилась - людей я всё-таки учила», - улыбается Галина Алексеевна.
Любовь к профессии и рождает внутреннюю культуру, которую Белова видит в первую очередь в обращении с клиентом.
«Маленечко для этого надо, - говорит она. - Поприветствовать человека, прежде чем в кресло сажать, и в конце головку отряхнуть щёточкой как следует. Может быть, не всегда на пятёрку мы работали, не с каждым волосом идеально получается, но культура всегда была».