С декабря 2019 года мир сражается с новым коронавирусом. Российское правительство проводит ограничительные меры, в том числе запрещает въезд в страну любых иностранных граждан. На фоне этого бизнесмены корректируют свой привычный уклад дел, чтобы не остаться с пустыми карманами, а власти в то же время пытаются смягчить последствия ограничений для бизнеса. ИА «Чита.Ру» пообщалось с предпринимателями и выяснило, как карантин и закрытие границ повлияли на работу.
Кирилл Усольцев, владелец доставки японской кухни в Чите: Даже в тот момент, когда границы ещё не закрылись, это уже сказывалось на бизнесе. Поставщики знали, что границы вот-вот закроют, и повысили цены на продукты, а после закрытия они повышались с каждой неделей.
Больше всего сказалось на овощах и фруктах, так как местный рынок переполнен именно китайским товаром. К примеру, до всех этих проблем я покупал оптом каждый день по 4 килограмма листа салата — 150 рублей за 1 килограмм, а после стал покупать за 300, а в розницу он и по 400 стоил. То есть, я каждый день, только за одну позицию переплачивал по 600 рублей, а у меня в больших объёмах уходят огурцы, помидоры, каждый день по 5 килограммов.
Конечно, пытался и дешевле брать, чуть позже ситуация исправилась. В тот период мне один день торговли очень невыгодно выходил, примерно по 2,5 тысячи я переплачивал в день, сами понимаете, что в месяц это солидная сумма, более 70 тысяч, это целая зарплата шеф-повара.
Кстати, товары, которые я всегда брал из Владивостока, к примеру, рыбу, остались при такой же цене, хотя все готовились к худшему. Поэтому проблемы были в основном с китайским товаром.
Наталья, владелец продуктового магазина: Невозможно было закупить некоторые виды овощей и фруктов. Некоторые покупатели приходили и боялись покупать бананы, потому что распространилось ложное мнение, что таким образом можно заболеть.
Поднялись в цене яблоки, исчезли китайские лимоны, которые были более доступны по цене.
Буквально вчера были закрыты базы, например, «Алейка» по муке. Они закрылись для переоценки. Если сахар закупали по 29 рублей, сейчас его пришлось закупать по 38 рублей.
Лариса Морозова, занимается продажей китайских вещей, имеет небольшой вещевой ларёк: Конечно, есть свои последствия, но безопасность сейчас важнее всего. Недавно ездили в Забайкальск, но там товара практически нет. Пока не решили, где теперь будем брать одежду.
Елизавета, мастер маникюра, завозившая материал из Китая: Я нашла поставщиков по России с теми же товарами. Получается даже дешевле, у нас тут доставка по весу получалась дорогой, а компания, у которой я заказываю, сейчас возит вагонами, у них выгоднее растаможка (таможенное оформление – Е. Р.).
Владимир, переводчик: Сейчас нет заказов, так как бюро переводов в Китае сейчас на карантине. Когда не было коронавируса, бюро работало и отправляло заказы. Я перевожу с китайского на русский, в основном, художественную литературу. В среднем заказы бывают большие, в месяц убытки по 100-150 тысяч в рублях.
Анна, агентство праздничных мероприятий: Так как наша деятельность связана с праздниками и мероприятиями, то на нас эпидемия имеет непосредственное влияние, отменяются мероприятия. У нас уже достаточно много отказов, предоплаты пришлось вернуть.
Мало того, за последнюю неделю в 2 раза подорожал гелий, и нам пришлось поднять цены на гелиевые шары и композиции примерно на 40%, что также вызвало негативную реакцию со стороны клиентов. Мы оказались зажаты с двух сторон. Пока у нас есть определённые резервы, и мы работаем в обычном режиме, но если ситуация станет хуже, мы будем сокращать расходы, придётся отправить часть персонала в неоплачиваемый отпуск — у нас работает 15 человек. Надеемся на лучшее.
Ася Артюшина, преподаватель образовательного центра по подготовке к ЕГЭ и изучению иностранных языков: Особых каких-то убытков нет. При этом не могу сказать, что есть наплыв учеников, хотя март — сезон такой, когда ученики приходят. Надо отметить, что очень адекватные ученики и родители, они делают всё для безопасности: берут противовирусные, моют руки, тепло одеваются. Мы моем пол с хлоркой, проводим влажную уборку. Ученики приходят и моют руки. Всё стабильно, мы придумали работу по Skype (сервис видеосвязи и видеоконференций). Я, как преподаватель, записываю свой аудиокурс, чтобы не приходя на занятие, можно было послушать.
Работа по Skype — один из немногих способов не потерять деньги в условиях запрета массовых мероприятий. Другие меры поддержки лежат на плечах государства.
Чтобы облегчить жизнь предпринимателей, власти приостановили до 1 мая планируемые поверки в сфере экологического, жилищного, строительного надзора. Также решено на 3 месяца дать отсрочку по уплате страховых взносов и арендных платежей для бизнеса, который снимает государственное или муниципальное имущество. А в Забайкалье налоговая инспекция создала ситуационный центр для контроля экономической ситуации и поддержки предпринимателей.
Собственный бизнес – штука хрупкая, зависящая от множества факторов. Ограничительные меры по коронавирусу так или иначе влияют на разные стороны работы как больших, так и маленьких предприятий. Но каждый пообщавшийся с нами предприниматель отмечает – на первом месте стоит здоровье, остальное потом.